Мир Библии

Всеобщее священство

Иван Лобанов
Всеобщее священство
Всеобщее священство

Речь здесь пойдет о священниках, ведь в христианстве повсеместно мы наблюдаем тех, кто учит, и тех, кого учат, тех, кто преподает обряды, и тех, кто в этих обрядах участвует. Но каковы полномочия учителей и проповедников, пресвитеров и епископов, ведь именно о них говорит нам Новый Завет?

Прежде стоит отметить, как апостол Петр обращается к церкви, всем верующим во Христа: «…скитальцам, живущим на чужбине… всем, кто избран по предведению Бога Отца и освящается Духом для послушания Иисусу Христу и очищения кровью Его» (1 Пет 1:1, 2; пер. под ред. Кулаковых, далее — ПК, выделено мной. — И. Л.).

Духовное преобразование верующих здесь отмечается тремя действиями Божьими: избрание, освящение и очищение. Бог ищет людей и приглашает к спасению, то есть к новой жизни, в которой человек руководствуется уже не своей волей, а тем, чтобы жить по воле Божьей (послушание). Так происходит избрание, когда человек откликается на Божий призыв. Затем человек кается, признавая, что прежде он не жил в согласии с Божьей волей, осознавая себя грешником, тем, кто совершал грехи. Грех в данном случае — не проступок только, но жизнь в состоянии отделенности от Бога. После покаяния и происходит очищение, и после этого жизнь продолжается под воздействием освящающего Святого Духа. Освящение — это то, что совершается в момент обращения человека, в момент отказа от прежнего образа жизни, но оно продолжается в жизни человека, изменяя ее качество. Она становится другой.

Далее в своем Первом послании Петр говорит о причинах для нашей радости, ведь по Своей великой милости Бог вернул нас к жизни (или: возродил нас), поскольку Сам Иисус Христос воскрес, Бог обещал нам небесное наследство, а теперь Он же нас и хранит, чтобы мы достигли спасения (см.: 1 Пет 1:3–6). Испытания и невзгоды даются нам для испытания нашей веры, а честь и хвала ждут нас после Второго Пришествия.

Тот, Кто нас призвал, свят. Подобно Ему, должны быть святы и мы (см.: 1 Пет 1:15, 16).

В начале второй главы даются практические советы, связанные с образом святой жизни: «Отрешитесь же от всякой злобы и обмана, от лицемерия и зависти, от всякого зло­словия отрешитесь» (1 Пет 2:1; ПК). Это возможно, если мы читаем Слово Божье, впитываем его как молоко.

Следующий образ, который использует Петр, — камень. Иисус — живой и драгоценный камень, благодаря Его влиянию мы тоже становимся живыми камнями, из которых созидается духовный дом. Этот камень может помочь верующему расти, а кто-то об этот камень спотыкается. Это те, кто не принял Христа, не прислушивается к Его слову.

И вот теперь звучат слова, что мы — «род избранный… царственное священство, святой народ, люди, которых Бог признал Своими, и вам возвещать о совершенствах Того, Кто призвал вас из тьмы в дивный Свой свет» (1 Пет 2:9; ПК). В Книге Исход Бог обещал Своему народу: «Вы будете у Меня царством священников, святым народом» (Исх 19:6; ПК), а у Исаии мы встречаем слова об избранном народе, который Бог сотворил для Себя, который и воздаст Ему хвалу (см.: Ис 43:20, 21), то есть в данном случае Петр прибегает к составной цитате, чтобы подтвердить свою мысль.

Здесь не сказано, что в церкви будут священники и прихожане (мир и клир), но провозглашается идея всеобщего священства. Что это значит? Обратимся к идее священничества в Ветхом Завете в народе, вышедшем из Египта.

Бог провозгласил, что после пасхальной ночи, когда в Египте погибли первенцы египтян, а еврейских первенцев ангел-губитель не коснулся, пройдя мимо домов, где по повелению Божьему кровью жертвенных животных были помазаны косяки дверей, все первенцы еврейского народа принадлежат Ему. «Посвящайте Мне всех первенцев мужского пола. Первый плод чрева матери среди израильтян принадлежит Мне, и первенцы из скота тоже Мои» (Исх 13:2; ПК). Это были святые Божьи люди, которых Бог отделил для Себя. Это такая духовная ответственность. Первенцы — Божьи посланцы в семье.

Затем Бог вместо первенцев из каждого колена ставит для служения всем отдельное колено из народа Израильского, род Левия. «Прими левитов вместо всех первенцев сынов Израилевых… Моими должны быть левиты. Я — Господь!» (Числ 3:45; ПК). У левитов, священников из рода Левия, был круг задач, которые они должны были выполнять: совершать богослужения сначала в Скинии, переносном храме иудеев, а затем в Храме в Иерусалиме; решать вопросы, связанные с санитарными, семейными нормами и рядом других законов в обществе, а также учить народ Закону Божьему. Получается, что священники должны были быть авторитетом в области обряда, права, нравственности и религиозной учености. Как сказано об этом в Библии: «Ведь люди полагаются на слова священника, слышать хотят наставление из уст его, он — вестник Господа Воинств» (Мал 2:7; ПК).

В Новом Завете Иисус провозглашает другие нормы отношений между верующими в Него: «А вас пусть не зовут “равви” (учитель. — И. Л.), ибо один Учитель у вас, а вы все — братья… Кто самый главный у вас, должен для вас быть слугой. Ибо всякий, кто возносится, будет умален, а кто умаляет себя — вознесен» (Мф 23:8–12; ПК). Отвечая на вопрос учеников, кто больше, значимее в Царстве Небесном, Иисус подозвал ребенка, поставил его среди учеников и сказал: «Поверьте Мне, если не обратитесь и не станете как дети, — не войти вам в Царство Небесное. Потому, кто смирит (или: умалит) себя и станет таким, как это дитя, — тот и больший в Царстве Небесном» (Мф 18:1–5; ПК).

Но вот уже в Деяниях апостолов мы читаем о том, что среди христиан появляются руководители общин, пресвитеры. Собственно, слово «пресвитер» (греч. пресбютерос) означает и старца (старого человека, см.: 2 Ин 1), и старейшину (см.: Мф 21:23), и старосту — ответственного за синагогу  (см.: Лк 13:14, греч. архисинагог). Проповедуя в Дервии, Листре, Иконии, Антиохии, Павел и Варнава, как написано, рукополагали пресвитеров в каждой общине (см.: Деян 14:23). Рукоположение (хиротония) стало, таким образом, одним из церковных обрядов. В Древней Греции руки поднимали, то есть голосовали за человека, а в ряде церквей в наши дни на избранного для служения возлагают руки, и это может быть действием буквальным и символическим, когда руки воздевают над посвящаемым пресвитером или диаконом (см.: Деян 6:5, 6).

Иаков в своем послании описывает обряд елеопомазания, в котором принимают участие пресвитеры: они молятся с верой над больным, помазав его елеем во имя Господне, и эта молитва исцеляет болящего, но слава при этом воздается восставляющему Господу (см.: Иак 5:14, 15). Но у него же мы читаем, что учительствовать в народе непросто, он советует: «Не каждому из вас, братья мои, следует становиться учителем, вы ведь сами знаете, что если других учим мы, то с большей строгостью будем судимы» (Иак 3:1; ПК), ведь человеку свойственно ошибаться.

Павел пишет наставление двум проповедникам, Тимофею (ему — дважды) и Титу, где подробно говорит об их служении и об уважении к ним; назначение этих посланий может быть выражено словами самого Павла: «…чтобы ты знал, как надо вести себя в семье Божией, в церкви Бога Живого» (1 Тим 3:15; ПК). Вот отрывок, прямо говорящий об отношении к руководителям церкви: «Пресвитеров, которые хорошо заботятся о своей церкви (или: успешно руководят ею), должно почитать особо, и в первую очередь тех из них, которые все силы свои отдают проповеди и научению других… Обвинений, когда речь о пресвитерах, не принимай, если не подтверждены они двумя-тремя свидетелями. А тех, кто в самом деле виновен, обличай…» (1 Тим 5:17–20; ПК).

В Послании к Титу описывается, кого следует избирать на служение руководителя общины, при этом используются два слова как синонимы: пресвитер и епископ (см.: Тит 1:5, 7). Последнее переводится как «блюститель, присматривающий за другими ответственный человек» (в греч. эпи´скопос тот же корень, что и в слове «телескоп»). «Каждый из них должен быть вне всяких подозрений, мужем одной жены; дети его должны быть верующими и такими, которых не могли бы обвинить в распутстве или непокорности. Ибо тому, кто поставлен заботиться о церкви… надлежит быть человеком безупречным, свободным от таких пороков, как самоуправство, раздражительность, слабость к вину; не должен он быть задирой и корыстолюбцем» (Тит 1:6, 7; ПК). Собственно, вся эта глава рисует нам картину священнослужителя, который наставляет в Священном Писании, сообразуясь с учением Иисуса Христа, а также своим поведением подает достойный подражания пример в своей общине (см.: Тит 2:1–7).

Позднее ветхозаветный образец привел к тому, что в церкви возник институт священства. Священник совершает обряды (молится, крестит, венчает, причащает, провожает в последний путь), наставляет в Слове свою общину и должен быть образцом в поведении, семейной жизни, церковной или общественной. Многим вещам нужно специально учиться: литургике, богословию, пастырскому душепопечению, христианским традициям. Многое из этого относится к практике, принятой в той или иной общине: как провести богослужение, помолиться, как выглядеть. Даже внешний вид священника менялся с течением времени.

В протестантизме произошел возврат к всеобщему священству, когда служение может совершать любой наставленный в Слове христианин, но все же и в этом случае община должна доверить ему это служение, избрав его на общем церковном собрании. Это делается для того, чтобы в церкви сохранялись порядок и преемственность, проповедовались истины из Священного Писания, а не собственные мысли или представления стоящего за церковной кафедрой. Свидетельствовать о своей вере может и должен каждый, но при этом в церкви есть люди, которые учились всему тому, что помогает им совершать священнические обязанности. Это богословы, проповедники, душепопечители. Богословское образование не ставит их выше всех, но у них есть знания, которыми они могут делиться со своими единоверцами. Они же, как правило, совершают и обряды.

Лютер писал, что все верующие обязаны учиться элементарным знаниям: «…я тоже доктор и проповедник, не менее ученый и многоопытный… И все же я поступаю, как ребенок, которого обучают катехизису, и каждое утро, а также всякий раз, когда у меня есть время, я читаю и декламирую слово за словом Десять заповедей, Символ веры, молитву “Отче наш”, псалмы и т. п. Я до сих пор читаю и изучаю это повседневно, и, несмотря на это, я все не могу овладеть этим в такой степени, как мне хотелось бы, но чувствую себя дитятей»*. И в этом стоит с Божьей помощью подражать ему.

*Лютер М. Большой катехизис // Книга согласия. Duncanville: World Wide Printing; фонд «Лютеранское наследие», 1998. С. 440.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone