Тема

Будьте добры!

Татьяна Горбачева
Будьте добры!
Будьте добры!

Доброта — довольно редкое качество. Хороших людей много, а вот добрых… Я могу назвать только пару знакомых, у которых доброта проявляется несомненно и ярко. В русских сказках мы видим портрет доброго Ивана, младшего из сыновей, который спасает людей и зверей, раздает или теряет все имущество и при этом не сокрушается. По странному сказочному сюжету именно в него влюбляется царевна, и он в итоге оказывается царем. Герой немного чудной и побеждает не своими силами, а сверхъестественным образом. Может быть, поэтому, когда встречаешь доброго человека, не верится — мы же не в сказке!

Определить доброту как качество довольно сложно: это и открытость навстречу людям, отзывчивость, терпение, сострадание. Добрый человек не может пройти мимо того, кто в беде, обратит на это внимание и поможет. Важно, что доброта не ищет своего, она бескорыстна. В обществе потребления сегодня редко увидишь добрых людей в лидерской позиции, требующей расчета и поиска прибыли. Поэтому нам странно читать евангельскую притчу о добром хозяине виноградника, который нанимает на работу людей, предлагая плату не сообразно затраченному на работу времени, а из желания их поддержать и благословить (см.: Мф 20:1–15). Еще более странно слышать о поступке доброго самарянина, взявшегося помогать избитому человеку, лежащему у дороги, он оплачивает ему кров, лечение и питание (см.: Лк 10:29–37). Самарянин не единственный, кто видел потерпевшего, многие прошли по этой дороге. Но он один проявил к несчастному доброту и сострадание.

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда на улице пожилой человек продает какие-то овощи, безделушки или просто просит денег? Даете вы или проходите мимо? А как насчет благотворительных фондов? Откликаетесь ли вы, когда видите пост о сборе денег на операцию больному ребенку? Или об устройстве собаки из приюта? Оказывается, на решение дать что-то или пройти мимо влияет не только религиозность.

Одним из решающих факторов является время. В исследовании Дарли и Бетсон под названием «Из Иерусалима в Иерихон»* студентам-теологам предлагали исполнить определенный ряд действий, заключительным из которых была презентация их проповеди про доброго самарянина. При этом нужно было идти из одного здания в другое. По дороге студенты встречали человека, нуждающегося в помощи. Удивительно, что не все откликались, многие проходили мимо. Решающим фактором оказалось ограничение во времени. Те, кто спешил, помогали лишь в 10% случаев, а те, кто шел спокойно, — в 63%. Религиозность же влияла на качество предложенной помощи. Когда человек живет под давлением обстоятельств: опаздывает, маневрирует между одной встречей и другой, испытывает стресс и так далее, то спешка и внутренний дискомфорт заглушают стремление проявить участие. Неясность ситуации также мешает оказать помощь. Представьте, что перед вами на земле лежит человек и стонет от боли. Если вы медик, вы сразу окажете первую помощь. А если вы далеки от медицины? Вы сразу подумаете: я не знаю, как помочь. Ведь можно сделать хуже. Однозначно придет мысль позвонить в скорую, но тогда придется объяснять, как вы оказались рядом и кем приходитесь. Ощущение беспомощности и растерянности влияет на возникающее желание помочь человеку и сделать доброе дело.

А есть ли факторы, способствующие добрым поступкам? Что можно сделать, чтобы было меньше ситуаций, когда вы игнорируете чье-то бедственное положение?

Однозначно больше помощи оказывают те, кто уже пережил нечто подобное. Такой человек хорошо понимает тех, кто сейчас оказался в ситуации, которая ему известна на опыте. Возможно, и добрый самарянин откликнулся на беду человека именно по той же причине. Когда у нас есть опыт переживания ситуации изнутри, мы расположены помочь и легко понимаем, что именно нужно сделать.

Меня глубоко тронула реакция водителей в Финляндии, когда наша машина на скользкой дороге слетела в кювет. Был вечер, движение было слабым, но каждый, кто проезжал мимо, останавливался и предлагал помощь. Кто-то предлагал попробовать нас вытянуть, кто-то вызвал трактор, другие спрашивали, пострадал ли кто из нас, и были готовы оказать первую помощь. Люди разъехались, трактор вытащил нашу машину из сугроба, и оказалось, что все у нас в порядке.

Будьте добры!

Добрые поступки не только направлены на помощь другим людям и поддержку обездоленных, они благотворно сказываются на самих благотворителях. Эту истину хорошо иллюстрирует притча об одной милосердной женщине: каждый день она пекла две лепешки — одну для семьи, а другую оставляла на окне для бедных. Поступая так, она молилась о возвращении сына, от которого давно не было вестей. Через некоторое время лепешку стал забирать горбун, который каждый день проходил мимо ее дома. Вместо благодарности он бормотал: «Зло, которое вы делаете, остается с вами, а добро возвратится к вам!» Это продолжалось день за днем. Не слыша слов благодарности, женщина чувствовала раздражение. Однажды, испытывая особую злость по отношению к противному горбуну, она решила избавиться от него и отравила вторую лепешку. Но когда женщина собралась положить ее на подоконник, она пришла в себя, и ее руки задрожали. «Что же это я делаю?» — подумала она и бросила ядовитую лепешку в огонь. Затем она приготовила другую лепешку и положила ее на подоконник. Горбун, как обычно, взял ее, пробормотав неизменные слова: «Зло, которое вы делаете, останется с вами, а добро возвратится к вам!», и продолжил свой путь, не подозревая о том, что пережила сейчас эта женщина.

В тот же вечер кто-то постучался в дверь ее дома. В дверном проеме стоял ее сын. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде: «Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но вдруг какой-то старый горбун, шедший мимо, отдал мне целую лепешку. Он сказал мне, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он».

Когда мать услышала эти слова, то вспомнила отравленную лепешку и побледнела. Ведь если бы она не сожгла ее, то от дела ее рук погиб бы ее сын! Вот тогда женщина поняла смысл слов горбуна «зло, которое вы делаете, остается с вами, а добро возвращается к вам!».

Доброта рождается из сострадания к другому, и эту способность можно в себе развивать. Если мы привыкли хорошо относиться к знакомым людям, с охотой объяснять дорогу прохожему, небезучастны к людям в болезнях и трудностях, то можно ставить себе и более сложную задачу. Как насчет помощи тем, кто на нас не похож? Милосердие по отношению к бедным и нуждающимся считается добродетелью, потому что смягчает наше сердце. Легче отказать в помощи тем, кто не входит в «наш круг», с кем нет точек соприкосновения. Именно тут проверяется, насколько мы добры. С этой точки зрения не нищие и убогие нуждаются в нас, а мы нуждаемся в них, чтобы наши сердца не зачерствели! Каждый просящий — это возможность для нас стать немного добрее и лучше, получить радость от служения ближним.

Для христиан вдохновляющим примером Божьей доброты стало воплощение Иисуса. Любовь Христа настолько сильна, что Он разделил с нами нашу человеческую участь. Из человеческого опыта Иисус избрал и прошел не самый приятный: родился в бедной семье, вырос среди простых людей, научился ремеслу плотника, чтобы зарабатывать на жизнь. Его служение прошло не среди известных и мудрых людей, а среди простых людей — рыбаков, пастухов, больных и несчастных. Свою силу Он использовал не ради славы или выгоды, но исцелял от болезни, возвращал к жизни несчастных, кормил голодных, обращал к Богу сборщиков налогов, заблудших, грешников. Его жизнь — пример того, как может жить добрый человек, откликающийся на нужды других. Его дела не всегда вызывали в людях благодарность — из десяти прокаженных, исцеленных Им, только один вернулся поблагодарить Его. Многие отворачивались и не принимали Его служения, как, например, это было с людьми в Его родном городке. Однако Он продолжал и продолжает делать добро, возвещая Божье Царство — миропорядок, устроенный по Божьему замыслу.

Иисус — это Спаситель, ставший олицетворением добра и помощи людям. Он вдохновлял и вдохновляет верующих быть милосердными и помогать нуждающимся. В церковь собираются не те, кто достиг святости и праведности, а люди, откликнувшиеся на Его призыв к спасению, к жизни в доброте. Пусть наши попытки делать добро несовершенны, но мы стараемся помочь другим, подражая в этом Иисусу. Иисус нес доброту туда, где ее так сильно недостает. Бог Своей милостью, добротой и состраданием преображает жизнь на земле, и мы должны следовать Его примеру в любых обстоятельствах. Именно поэтому мы идем служить туда, куда никто не хочет идти: к заключенным, больным, зависимым, бездомным. Доброта — инструмент благодати для разочарованных и сраженных тяготами жизни, дарующий всем нам надежду и смысл. Бог добр. Будьте добры, являйте всюду Его доброту!

*Darley, J. M., & Batson, C. D. (1973). From Jerusalem to Jericho: A study of situational and dispositional variables in helping behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 27 (1), 100–108. Электронный ресурс https://doi.org/10.1037/h0034449 (дата обращения 2 марта 2022 года).

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone