Тема

«Войди в радость господина своего»

«Войди в радость господина своего»
«Войди в радость господина своего»

Каждый раз, когда я вижу радугу, разноцветные блики солнца на росе или капельках дождя, меня наполняет радость. Я вспоминаю обещание Бога Ною, что потопа больше не будет — значит, будем жить! Для меня радуга служит ярким напоминанием о Божьей милости и любви к людям, поэтому я по-детски радуюсь каждой, мной увиденной. Я их коллекционирую — мысленно, конечно. В моей коллекции есть широкие и узкие радуги, одинарные и двойные и две самые необычные: в зимнем морозном лесу и гало вокруг низкого полярного солнца. Мне интересно, в каких краях я еще смогу увидеть это знамение небес? Даже воспоминание о радуге приносит мне светлую радость.

Радостен свет солнечного утра, яркие краски морского берега под южным зноем, встреча с любимыми и добрыми людьми, иными словами — радость дает переживание жизни во всей ее красе. Похожие чувства, только еще более яркие, можно испытать при встрече с Господом, когда благодаря молитве мы соприкасаемся с духовным, непостижимым и прекрасным. Как описать, что именно проживает в этот момент наша душа? В Книге Откровение мы читаем, как апостол Иоанн старается описать подобного Сыну Человеческому: Он был облачен в подир и по персям опоясан золотым поясом: «глова Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр 1:13–17). Видение было столь ярким, что Иоанн не смог устоять на ногах, упал и был поднят ангелом. Дальше видение продолжается: «…я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облачены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу…» (Откр 4:2–6). Такие видения случаются нечасто, однако прикосновение к небесному открывает для человека иную реальность, которую сложно описать словами. Приходящие к Богу насыщаются Его красотой, величием и славой, подобно тому, как это было описано Иоанном.

Отметим, что каждая из ипостасей Троицы раскрывает радость по-своему, придавая ей особое звучание и глубину.

Бог Отец прежде всего нам является как Творец. Соприкосновение с красотой природы во время прогулки по лесу, в наблюдении за удивительными творениями, в изучении многообразия живых существ и их взаимовлияния друг на друга удивляет и дает нам воодушевление и силу: «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс 18:2). Павел утверждает, что величие Творца явлено через природу и вызывает в нас благодарный ответ. Познание Бога-Творца через рассматривание творения не рождает в нас желания возвеличивать себя, а напротив, приводит к благодарному желанию исследовать творение, в том числе и человека, прославляя за это Творца.

«Войди в радость господина своего»

Радость проживания жизни с Иисусом, воплощенным Словом, Сыном Человеческим, также радует нашу душу. Ии сус нам близок, поскольку Он имеет человеческую природу и сочувствует нам в немощах наших, как принявший человеческую жизнь во всей полноте. Он принес Радостную Весть о спасении людей и принял крестную смерть, чтобы осуществить спасение по вере. В радости о Христе есть кротость и сила, осознание того, насколько сильны в мире грех, болезнь и смерть, но есть и победа над властью греха в воскресении. Радость Иисуса несет в себе боль крестной смерти и разделения, которые были преодолены любовью. Эта тихая ненавязчивая радость дает силы в самые тяжелые минуты жизни — даже на кресте Иисус оставался любящим и открытым.

Радость общения со Святым Духом — это радость взаимоотношений. Святой Дух в Писании назван Утешителем или Сопровождающим. Он непостижимым образом всегда рядом с нами. Именно в Святом Духе мы переживаем откровение Сына и Отца. Наша душа окрыляется и вдохновляется небесным, открывающим нам доступ к силе и мудрости и помогающим преодолевать жизненные сложности. «Утешайтесь Господом!» — наставляет верующих апостол Павел. Только Господь может исцелить раны сердца, умиротворить скорбь.

Встреча с любой из ипостасей Бога приносит глубокую радость, которая придает нам сил творить, любить, проявлять заботу о людях и земле. Наполнение радостью происходит во взаимодействии с Богом, когда сила любви превозмогает греховность и испорченность сердца человека.

Почему же религиозность редко ассоциируется с радостными лицами? Куда уходит это переживание радости? Давид просит в своей молитве: «Возврати мне радость спасения моего» (Пс 50:14). Видимо, в тот момент избранник Бога ощущал отсутствие внутренней радости и молил Его о новом исполнении Духом у Бога — Источника любви и благодати, обновляющего милостью наши сердца.

Я предполагаю, что потеря радости происходит тогда, когда мы забываем обращаться к Богу, когда встречи становятся редкими, Его образ затуманивается и забывается, и мы придаем Ему другие черты. Своеобразие духовного переживания в том, что оно столь непохоже на все, что мы привыкли испытывать, поэтому даже в памяти его удержать сложно. Утратив личное общение с Богом, мы переходим к формальной молитве. И сердца начинают закрываться, поскольку не находят в Боге источника радости и любви. Одновременно с этим мы погружаемся в мирскую жизнь: быт, суету, несовершенство отношений. Исчерпывая нашу способность преодолевать сложности, мы испытываем все больше боли из-за греха вокруг нас, да и внутри нас тоже. Без любви Бога мы истощаемся и закрываем наши сердца, защищая их от боли. Все это особенно касается людей помогающих профессий. Я вспоминаю мою знакомую, работающую диспетчером в коммунальной службе. Целый день она принимает звонки о поломках, претензии о плохо исполненной работе, требования срочно вмешаться в авральные ситуации и вместе с ними — негодование, недовольство, негатив. Врачи ежедневно видят болезни и немощи пациентов, их постоянную борьбу за жизнь и слышат о боли и разрушении здоровья и семей по причине заболевания. Священнослужители принимают исповеди и молятся о сложных ситуациях — к ним обращаются, когда больше идти некуда. То, что переживаем мы, становится ежедневной частью и их жизни. Цинизм — часто встречающаяся защитная реакция от боли у профессионалов. Служителям церкви сложнее, потому что цинизм и скепсис противоположны вере. Поэтому среди верующих мы чаще встретим огорчение и закрытость, с помощью которых они пытаются уйти от разочарования, боли, приглушая их разными способами, порой греховными. Но это состояние не разрешает конфликта в сердцах верующих: как любить людей в их неприглядном состоянии? как служить при отсутствии отклика или даже элементарной благодарности?

«Человекам это невозможно» (Мф 19:26) — вот прямой ответ на все эти вопросы. Поэтому неудивительно, что при попытках найти любовь и признание у людей мы часто разочаровываемся в них и не способны любить и принимать их. Но Иисус переводит наш взгляд на небеса: «Богу же все возможно!» Там, где сами мы не можем пройти, мы сможем сделать это вдвоем с Богом.

Постоянство в молитве в этом случае становится не фигурой речи, но непременным условием духовной жизни для всех тех, кто работает с людьми, служит им в бедах и трудностях. Когда время пребывания в Его любви и благодати перевешивает время погружения в чужую боль, мы не попадаем в ловушку разочарования и ожесточения.

В одном из эпизодов Своего земного служения Иисус обращается к ученикам, вернувшимся со служения: «…не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10:20). Он замечает их радость от собственных успехов и перенаправляет их внимание на величие Бога. Важнее не то, что мы можем сделать сами, ведь любые человеческие усилия ограниченны, а то, что Господь уже сделал для нашего спасения. Фиксируя внимание на себе, мы упускаем из виду Божье действие, которое совершенно и выше нашего понимания. Когда мы открываем значимость и величие Божьего спасения, мы можем просто жить и следовать Его путями без лишнего беспокойства и переживания. Когда мы смотрим на Божье величие, мы видим разноцветную радугу и переживаем радость Божьей любви: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:16–18).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone