Искусство

Библия Дюрера

Ирина Языкова
Библия Дюрера
Библия ДюрераАльбрехт Дюрер. Мертвый Христос в терновом венце. 1503 год

Хорошо известно, что изобретение Иоганна Гутенберга сыграло большую роль в истории Реформации. Печатный станок дал возможность не только распространять идеи Лютера и его сподвижников, но он печатал книги, прежде всего Библию. Печатный станок дал новый импульс также иллюстрированию Библии. Конечно, традиция украшать книги Священного Писания восходит к догутенберговской эпохе, в Средние века рукописные книги прекрасно иллюминировали художники — делали заставки, буквицы, маргиналии (рисунки на полях), полосные иллюстрации. Нередко в украшении книг применяли дорогие краски — золото, лазурит, пурпур, а иные книги писали на пурпурном пергаменте. Тем самым книга становилась великолепным и очень дорогим произведением, но недосягаемым для простых людей. Изобретение Гутенберга сделало книгу доступной для широкого круга читателей.

Печатные книги также продолжали украшать, и тут очень пригодилось искусство гравюры, которое особенно в немецких землях получило большое распространение. Одним из тех, кто посвятил себя иллюстрированию Библии, был Альбрехт Дюрер (1471–1528). Его Библейские гравюры остаются непревзойденным произведением искусства.

Из «Семейной хроники», составленной Дюрером в последние годы жизни, мы узнаем о венгерском происхождении его рода: отец Дюрера, Альбрехт-старший, золотых дел мастер, покинул Венгрию и, проведя несколько лет в Нидерландах, обосновался в 1455 году в Нюрнберге. Здесь и родился в 1471 году Альбрехт-младший, будущий художник.

Нюрнберг был одним из крупнейших европейских центров книгопечатания. В 70-х годах XV века здесь работало несколько

типографий, среди них особо выделялась печатня Антона Кобергера, прозванного королем типографов, долгое время она имела славу лучшей к северу от Альп. Антон Кобергер был связан с семейством Дюреров, Альбрехт был его крестником, и Кобергер помогал ему в издании первых серий его гравюр.

Художественная жизнь Нюрнберга также была на подъеме. В 1486 году Дюрер поступает учеником в мастерскую Михаэля Вольгемута, одну из ведущих в городе. Большое влияние на молодого Дюрера оказал известный гравер Мартин Шонгауэр, правда, с его искусством Альбрехт познакомился уже после смерти мастера. Сначала Дюрер освоил ксилографию (гравюру на дереве), а потом овладел техникой гравирования на меди. Были у него и попытки овладеть офортом¹, но сделал он всего шесть работ.

Библия ДюрераМогила Альбрехта Дюрера в Нюрнберге

В 1495 году Дюрер открывает собственную граверную мастерскую в Нюрнберге. Главным делом для него становится печатная графика. Дешевые гравюры, которые разносили по всей стране бродячие торговцы, приносили молодому художнику хороший заработок и широкую известность. Доски для гравюр Альбрехт часто резал сам, не доверяя резчику: ведь только он, как автор рисунка, мог правильно проложить каждый штрих, поэтому линии его гравюр свободны и точны, легки и виртуозны.

В 1497–1498 годах Альбрехт Дюрер создал цикл иллюстраций к Апокалипсису (Откровение Иоанна Богослова) — последней книге Библии. Это таинственная и загадочная книга, ее сложный символический смысл трудно постичь, и потому в истории искусства не так много иллюстраций к Апокалипсису. Но содержащиеся в ней грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому грядет Царство Божье, всегда привлекали внимание. И в тот период, когда происходило практически разрушение старого христианского мира и нарождался новый, Книга Откровение звучала особенно актуально.

Когда Дюрер взялся за Апокалипсис, ему было 26 лет, его мастерство достигает невиданного совершенства. В это время Альбрехт дружил с известным нюрнбергским гуманистом, дипломатом и теологом Иоганном Пиркгеймером, который много покровительствовал молодому художнику. Пиркгеймер переводил с латинского на немецкий Откровение Иоанна Богослова и вдохновил Дюрера иллюстрировать Апокалипсис, причем советовал делать изображения как бы в трех планах — на небе, в воздухе и на земле.

Библия ДюрераАльбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500 год

И Дюрер дерзнул создать то, чего еще не было в искусстве до него. В серию «Апокалипсис» вошли 15 гравюр и титульный лист, она выполнена на небольших листах, но имеет поистине монументальный характер, безусловно, ее можно отнести к высшим достижениям раннего периода творчества Дюрера. Резец и дерево, игла и медь послушны руке художника: линия упруга, штриховка виртуозна, сложная композиция складывается из множества элементов, взаимодействующих между собой, и во всем этом звучит полифония смыслов. Дюрер ярко и образно передает текст Откровения, но не просто иллюстрирует его, а раскрывает его глубокий смысл. Эти гравюры проникнуты духом Реформации, когда люди прямо соотносили слова Библии со своей жизнью. Каждый образ обращен непосредственно к зрителю.
После «Апокалипсиса» Дюрер создал еще несколько библейских серий: «Большие страсти» (11 гравюр и титульный лист), «Малые страсти» (36 гравюр), «Жизнь Марии» (19 гравюр и титульный лист). И в каждой из них он предстает как тонкий мастер, виртуозно владеющий искусством гравюры, умеющий из сплетения линий создать целый космос. Но надо признать, что в них нет того горения и вдохновения, которым создан «Апокалипсис».

Есть среди работ Дюрера такие, которые не назовешь иллюстрацией к Библии, но в них чувствуешь, как дорога была эта книга для художника. Например, несколько раз он изображает руки, держащие книгу, и понятно, что эта книга — Библия. Можно сказать, что художник не выпускал эту книгу из рук. В то время как Лютер еще не перевел Библию на немецкий язык, Дюрер переложил некоторые ее главы на язык гравюры, и они стали популярными среди народа.

Современник Дюрера прославленный гуманист Эразм Роттердамский высоко оценивал искусство художника и так писал о его гравюрах: «… чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черно-белыми штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить, — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только черными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски»².

1Офорт — разновидность гравюры на металле, в которой углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами.
2Цит. по: Дюрер Альбрехт. Дневники. Письма. Трактаты. Т. 1.  Л.– М.: Государственное издательство «Искусство», 1957. С. 205.

 

ФОТО: wikiart.org, wikipedia.org

Работает на Cornerstone