С представлением о щедрости могут быть проблемы. Где грань между рачительностью и бережливостью, которые иные назовут скупостью или даже жадностью, и бездумным расточительством, что ближе к мотовству или ложно понимаемой широте души?
В Библии есть такое высказывание: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор 9:6). Собственно, здесь говорится о законе сеяния: будешь жалеть семена — мало соберешь, а если вложишь больше, то и соберешь с избытком. В греческом тексте речь идет о благословении («эулоги´а»): хочешь его получить, делись добром. Высказывание это касается финансовой помощи, которую церковь в Коринфе могла оказать собратьям в Иерусалиме, и этому вопросу апостол Павел уделяет достаточно много внимания, рассказывая и о сущности сбора средств, и о личности Тита, и о примере других общин (см.: 2 Кор 8, 9).
В предыдущем стихе, 2 Кор 9:5, слово «благословение» можно перевести как «дар, даяние»: «Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор». (Ср. пер. РБО: «Я решил, что нужно просить братьев прийти к вам заранее и заранее подготовить обещанный вами дар. Тогда он будет действительно добровольным, а не добытым уловками».)
Впрочем, имеет смысл прочитать этот библейский отрывок чуть дальше, делая пояснения: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор 9:7). Сбор средств должен быть добровольным и с расположением сердца, то есть мы должны гореть желанием помочь, мы не отдаем эти средства для помощи собратьям, потому что это очень надо или нас как-то принудили к этому. Доброхотно дающий — это и есть щедрый человек.
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: “расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век”» (2 Кор 9:8, 9). Примером нашей щедрости служит Сам Бог.
Во-первых, Он дает нам богатство по Своей благодати. Слово «довольство» — это достаток, все, что нам необходимо для жизни, а избыток мы отдаем на дело Божье. Если ты много заработал, куда ты денешь свои накопления? Вложишь в банк, в дело, дашь в долг или купишь предметы роскоши? Что ты будешь с ними делать?
Во-вторых, Сам Бог отдал человеку Себя. Нам иногда кажется кощунственным сопоставлять жертву Христову и наши приношения, когда в церкви объявляют сбор на какие-то цели. (При этом цели должны быть конкретными, имеющими числовое выражение, а затем после окончания проекта обязателен отчет о потраченных средствах. Это общие правила). Слишком несопоставимы эти понятия. Но Павла это не смущает. Смотрите на Бога: Его сущность — самоотдача. А деньги нужны для дела Божьего. И это самое малое, чем мы можем поделиться.
«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор 9:10, 11). Вот вам и щедрость (греч. «апло´тэс»). Здесь сеятели — служители Евангелия, возвещатели воли Божьей. Им нужна помощь. Это справедливо. А вам воздастся за вашу щедрость. Закон разжатой руки: подарок можно положить в пустую руку, протянутую c раскрытой ладонью. Это как в известной детской песне: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
Какова же степень нашей щедрости? Пока мы уяснили, что для дела Божьего, для Его служителей денег не жалко. А как быть с нищими? «Расточил, раздал нищим: правда его пребывает во веки» — в послании это ведь цитата из Псалтыри (Пс 111:9). И нищий здесь не переносное понятие — есть нуждающиеся, которые живут тем, что подадут им те, у кого есть чем поделиться.
Но у нас наготове отговорки. Ты нищий, потому что ленивый, иди работай, заработай на свой кусок хлеба. Ты сам выбрал свою судьбу, при чем тут я? Если я буду подавать всем нищим, то это приучит их к дармовщине, да мне и самому не хватает.
Когда Господь призывает нас к щедрости, Он не ставит ограничений. Ты можешь отдать много, но внутри так и останешься скопидомом. Ты можешь поделиться немногим при том немногом, что есть у тебя, и на душе будет светло и радостно. Это внутреннее состояние и является показателем — щедр ты или только делаешь вид.
Накормил голодного, высыпал музыканту в электричке свою мелочь — это не щедрость, это порыв. Если поучаствовал в церковной благотворительной и регулярной программе: сборе и раздаче одежды для бездомных, организации горячих обедов у вокзальной площади, открытии места для ночлега в холодное время года, посещении детского дома с концертом или другими программами — все это гораздо ближе к библейской модели щедрости. Ты живешь в этом и понимаешь, что в этом мире твоя ответственность простирается дальше твоего собственного дома и ближнего круга.
Да, про ближний круг (семью, родственников и друзей) при своей общественной активности забывать не нужно. В Новом Завете и об этом сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим 5:8). Так что щедрость начинается со своего дома, о котором ты заботишься. Но иногда в жизни возникает странный выбор: например, вы вечером возвращаетесь домой с женой, а вас просит проводить до дому соседка, потому что у нее во дворе сегодня неспокойно. Как быть? Всем хочется помочь. И жену оставить невозможно, и в просьбе отказать нельзя. Это ложная альтернатива. Если выбирать из предложенного, оказываешься в тупике. Нужен третий выход: переночуй у нас, мы проводим тебя вместе… Итак, при щедрости, открытом сердце, желании помочь нужна еще и мудрость. Как говорит апостол Петр, «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2 Пет 1:5).
И все же меня не оставляет мысль о щедрости, которой обладает Сам Бог. В Псалтыри ведь сказано о Боге, что Он щедр и милостив (см.: Пс 85:15; 102:8; 110:4; 144:8). Вот одно из таких высказываний: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 102:8). Если точнее, здесь речь идет не о щедрости, а скорее о бесконечном чувстве сострадательной любви. Бог склоняется над человеком, как мать над ребенком, и согревает его Собой. Самоотдача — вот как можно назвать это проявление Божьего отношения к человеку.
В связи с этим мне вспоминается изречение Христово, которого нет в Евангелиях, его приводит апостол Павел: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35). Как ни странно, я вспомнил это высказывание в связи с книгой Эриха Фромма «Искусство любить»: «Активный характер любви можно выразить таким определением: любить — значит главным образом давать, а не брать… Наиболее широко распространено неверное мнение, что давать — значит “отказаться” от чего-то, пожертвовать чем-то… Давать — это высшее проявление силы… Я чувствую себя переполненным энергией, способным на большие затраты сил, деятельным, и это мне радостно. Давать — более радостно, чем брать, не потому, что это лишение, а потому, что в этом действии выражается моя жизнеспособность… В области материальных вещей давать означает быть богатым. Не тот богат, кто имеет много, а тот, кто много отдает… Всякий, кто в состоянии отдавать себя, — богат. Он чувствует себя человеком, способным дарить себя другим». (Цит. по: Фромм Э. Искусство любить. — Минск: ТПЦ «Полифакт», 1990.)
В таком случае справедливо, что высшим проявлением щедрости Божьей стало Его воплощение, умаление, «кеносис»: «Образ Божий умалил Себя, Он был равен Богу, обладал Его природой (“морфэ´”), обрел образ (“морфэ´”) раба, уподобившись человеку, и по виду (“схэ´ма”) став как человек» (см.: Флп 2:6, 7; пересказ мой). А мы, как же мы? В нас должно быть то же устремление (см.: Флп 2:5), в нас может быть то же устремление Его силой и благодатью.
Закон самоотдачи
Как закон веления Христовы:
Лучше отдавать, чем получать.
Значит, стоит с этого начать,
Мы давно геройствовать готовы.
Отдавая, ничего я не лишаюсь,
Отдаю я от щедрот своих,
Если сможем мы себя самих
Всем раздать, то в этом наша радость.
Бог Сам Себя отдал:
Он умер на кресте.
Он человеком стал,
Чтоб мы могли лететь.
Фото: gettyimages.ru