Тема

Социальная экономика Иисуса

Михаил Медведев
Журнал/Архив/Номер 99/Социальная экономика Иисуса

Социальная экономика Иисуса

Немало Своих наставлений Иисус посвятил отношению к деньгам и материальным ценностям. Как правило, Его слова носили радикальный характер, вызывая неоднозначную реакцию у слушателей. Бедные слои населения воспринимали многие идеи с воодушевлением, богатые же чувствовали в них обличение и относились к Его словам враждебно. В истории развития христианской экономической этики было предпринято немало попыток смягчить радикальную тональность Иисуса в отношении материального благосостояния. Тем не менее, несмотря на всю сложность вопроса, попытаюсь в этой статье разобрать трудный для понимания отрывок из Библии, который переворачивает многие наши устоявшиеся представления. Я имею в виду притчу о неверном управителе из Евангелия от Луки (см.: Лк 16:1–15). Как свежо звучит эта история и сколько в ней аллюзий на современное общество! В то же самое время христианин обнаруживает в ней много этических вопросов, например почему Иисус ставит Своим ученикам в пример нечестивого человека, что такое «богатство неправедное» и как им правильно распоряжаться, какой урок Иисус хотел нам дать в отношении распоряжения земным имуществом.

Вот короткий пересказ притчи: хозяин бизнеса узнает о том, что за его спиной управляющий растрачивает вверенные ему ресурсы, недобросовестно выполняя свои обязанности, и он решает его уволить. Недолго думая управляющий поднимает реестр должников, изменяет цифры в расписках, существенно занижая суммы долгов. Этот поступок позволил ему построить новые отношения с должниками хозяина, превратив их, по сути, в своих потенциальных должников с це лью воспользоваться их помощью в будущем. Удивление в этой истории вызывает не факт обнаружения подлога хозяином, а его реакция на поступок: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил…» (Лк 16:8). Примечательно, что предмет похвалы — сообразительность или находчивость управляющего, а не его нечестность.

Если бы на этом моменте история закончилась, то у читателей создалось бы впечатление, что Иисус рассказывает нам про то, как устроены окружающий нас мир и общество. Однако Иисус описывает некий контекст. Наверху экономической пирамиды — зажиточные землевладельцы, финансовая элита общества, которая умело накапливает богатство, эксплуатируя труд других для извлечения собственной выгоды. Принимая это во внимание, мы понимаем, почему хозяин одобрительно отзывается о сообразительности своего подчиненного. Вероятно, и сам он постепенно взбирался на «вершину экономического олимпа» благодаря предприимчивости, граничащей с нечестностью. Можно себе представить, как люди из низшего сословия (крестьяне, рыбаки, ремесленники), собравшиеся послушать Иисуса, неодобрительно качали головами, вспоминая случаи, когда они становились жертвами «серых» экономических схем сильных мира сего.

Социальная экономика Иисуса

Начиная со второй половины 8-го стиха Иисус показывает, как Его последователи могут применить эту притчу практически. Резюмируя, Иисус говорит: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк 16:8–9). Иисус проводит ясное различие между «сынами этого века» (мирскими людьми) и «сынами света» (обитателями нового сообщества Царства Божьего), которые живут по соседству друг с другом. Отличительной особенностью нового сообщества будет Божья этика, включающая новые социально-экономические отношения. Ии сус говорит, что в нынешнем мире богатство накапливается несправедливым способом. Примечательно, что фразу «богатство неправедное» буквально можно перевести как «маммона несправедливости» (см.: Лк 16:13). Маммона — это арамейское имя языческого бога, олицетворявшего любые земные блага, собственность и преуспеяние. Посыл о том, что невозможно служить и Богу, и маммоне, указывает на идолопоклонническую сущность земных благ и их власть над людьми. Богатый хозяин и его управляющий — представители «века сего», которые находятся в идолопоклонническом стяжательстве богатств как главной цели в жизни. «Маммонизм» пронизывал всю социальную систему взаимоотношений, превращая простую дружбу, застольное общение, гостеприимство и щедрость в средство для обретения статусности и финансовой независимости за счет других. Неимущие же были обречены на социальную изоляцию, бедность и попрошайничество.

Обратите внимание на ключевой призыв Христа: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк 16:9). Иисус закладывает в Своих учениках радикально новое отношение к пользованию земными благами, дружбе и гостеприимству. Дело в том, что «неправедное богатство» описывает не столько имущество, приобретенное обманным путем, сколько идолопоклонническое отношение к материальным средствам. В этой системе в центре находится человеческое «я» с его поиском значимости и независимости, которые приобретаются за счет «догадливого» манипулирования материальными и человеческими ресурсами. Маммона — это идол, от которого человек ожидает получить земные «благословения». Иисус же ставит в центр Бога и Его интересы, говоря, что все земные блага, включая мои материальные ценности, мое здоровье, время, силы, природные ресурсы, принадлежат не мне, но Богу. В этом смысле они «неправедные», то есть не принадлежат мне по праву и не даны мне за мою праведную жизнь. Иисус смело разоблачает самообман сребролюбивых фарисеев, которые считали богатство знаком Божьего благословения: «Вы умеете изображать себя праведными перед людьми, но Бог знает ваши сердца. То, что ценят люди, — мерзость в глазах Бога» (Лк 16:15; НРП). В экономике же Божьего Царства христианин не собственник, а временный управляющий всеми доступными ему ресурсами, где деньги — это средство, а цель — служение Богу.

Радикальная экономика Иисуса как никогда актуальна в наш век безудержного потребления и честолюбия. Уверенность, что за деньги можно купить почти все, в том числе «откупиться» от Бога щедрой благотворительностью, превалирует в нашем обществе. Церковь Христова призвана быть антитезой мирскому менталитету взаимной выгоды: я — тебе, ты — мне. Материальные средства, дружба, гостеприимство используются, чтобы благословлять других людей, а не делать из них должников. Иисус призывает нас делиться земными благами, ничего не ожидая взамен, прощать финансовые долги (см.: Лк 6:32–34, 7:41–42), подавать милостыню не напоказ (см.: Мф 6:1–4), приглашать к себе в гости на ужин тех, кто не сможет воздать нам тем же (см.: Лк 14:12–14). Все, что Бог дает Своим детям, ни в коем случае не должно ими «приватизироваться», но должно мудро использоваться для приобретения друзей — не для себя, но для Божьего Царства. Именно таких людей мы встретим в вечности, получив в награду Божье одобрение и вечные блага (см.: Мф 25:14–30).

В повседневной жизни это может выражаться в простых действиях. Например, оставлять чаевые официанту при посещении ресторана, помня, что его заработок напрямую зависит от щедрости посетителей. Когда вы пользуетесь различными бытовыми услугами и договариваетесь о цене, не спешите ее выжать по максимуму в свою пользу, подумайте, как вы можете благословить работника за его труд сверх оговоренной суммы. Кроме всего прочего, Иисус мотивирует нас быть «догадливыми» на примере неверного управителя. Другими словами, в жизни будет много непредвиденных ситуаций, где нужно будет проявить смекалку и водительство Святого Духа ради продвижения Божьих ценностей. Нередко нас застают врасплох незнакомцы на улице с различными просьбами. Обилие «профессиональных нищих» и желающих «поправить здоровье» выработало у некоторых из нас иммунитет к их просьбам. Может, стоит остановиться и задать просящему хотя бы такой вопрос: «Если на хлеб, давай я тебе сейчас куплю, хорошо?» Мысленно помолиться за этого человека. Это потребует наших сил, времени, неравнодушия, но обязательно будет оценено в вечности Отцом. Бог никогда не перестает удивлять нас Своей щедростью. Как вы отреагируете на призыв быть радикально щедрыми ради Него?

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone