Однажды кто-то сказал: «Дело не в том, что успешные люди щедры, дело в том, что щедрые люди успешны». Щедрость не зависит от достатка. Она связана с мировоззрением.
Как-то зайдя в магазин за продуктами, я встретил при дверях слегка пьяного бездомного. Видимо, он зашел погреться, а заодно попрошайничать. У меня с христианской юности сложилось предубеждение против таких людей: я считал их состояние результатом распутной и безответственной жизни. С возрастом я стал понимать, что жизнь намного сложнее, и это сделало меня мягче. Выходя из магазина с покупками, я протянул ему купюру, но поднять на него взгляд, посмотреть ему в глаза я не смог. Он с благодарностью принял деньги. Но чего-то более важного — открыть свое сердце, проявить любовь — в тот раз не вышло. Поэтому я различаю щедрость руки и щедрость сердца. Разница между ними — как между частью и целым. За щедростью руки бывает сложно распознать мотивы дающего, его отношение к принимающему. А человек, чье сердце щедро, всегда будет сохранять и утверждать достоинство того, кому он жертвует. В его мотивах отсутствует суждение о состоянии принимающего. Актом щедрости дающий, безусловно, поднимает принимающего до своего уровня. В этом проявляется благородство духа.
Культура социума взаимосвязана с образом жизни отдельного человека. С одной стороны, культура формирует ценности, на которых строится мировоззрение индивида. А мировоззрение, в свою очередь, создает каркас жизненной позиции человека. С другой стороны, образ жизни и поступки одной личности могут повлиять на общество, в котором она живет, актуализируя или формируя определенные ценности. Так происходит с щедростью.
Британский благотворительный фонд CAF проводит исследование на тему «Самое щедрое государство» (оцениваются размер денежных пожертвований, помощь незнакомым людям и волонтерство). По его результатам, в 2023 году самой щедрой страной стала Мьянма, на втором месте — США. А самые щедрые регионы — Юго-Восточная Азия и Австралия*. На этом примере мы можем говорить о щедрости как о фундаментальной культурной ценности, которой обладает целая нация. Эта ценность оказывает влияние на формирование каждого нового поколения граждан.
Верно и обратное: владельцы крупных состояний, особенно приобретенных самостоятельно, жертвуют часть своего капитала на социально значимые проекты, искусство, науку, медицину, образование, повышение уровня жизни, решение экологических проблем. Об их бескорыстных мотивах говорит их наследие, которое уже принесло и продолжает приносить пользу сотням и тысячам нуждающихся. Примеры меценатства и филантропии одних людей вдохновили на подобную деятельность других. Благодаря их социальному вкладу в обществе формируется представление о такой форме социальной ответственности, как благотворительность.
Мы знаем фамилии русских меценатов XIX–XX веков: Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Савва Морозов, Алексей Бахрушин, Мария Тенишева, Павел Демидов, великая княгиня Елена Павловна и другие. Также известны нам имена современных российских и западных филантропов. Еще больше тех, кого мы не знаем. Однако в нашей действительности нас часто раздражает вопиющее социальное неравенство: чрезмерное богатство одних и нищета других. Мы часто возмущаемся, например, тем, как бесстыдно много получают спортсмены ведущих клубов и высших лиг! Но позвольте рассказать одну историю. Днем 7 сентября 2011 года команда известного ярославского хоккейного клуба «Локомотив» села в самолет, чтобы вылететь на первую игру сезона в Минск. Этому самолету не суждено было приземлиться в том городе. Едва оторвавшись от земли, самолет рухнул в реку. Из 45 человек погибли 44, в том числе весь игровой и тренерский состав. Мало кто знает, что накануне вылета капитан команды Иван Ткаченко пожертвовал крупную сумму на лечение больной онкологией девочки. Уверен, что таких неизвестных поступков очень много. Их удельный вес участвует в формировании такой характеристики общества, как культура щедрости.
Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре щедрости и о том, как она влияет на образ жизни отдельного человека? Мы уже упоминали, что образ жизни формируется мировоззренческими установками, которые, в свою очередь, строятся на убеждениях. Убеждения людей берут свое начало в иерархии ценностей и имеют, по сути, всего два источника — это Бог и сам человек. Соответственно, возможны два сценария развития, которые исчерпывают все многообразие жизненных установок.
Бог, создавая человека по Своему образу и подобию, вложил в него особое качество — «расточать» самого себя. Будучи соединенным с бесконечным Источником жизни, Адам был призван стать центром жизни для всего творения. Божественная природа Христа полностью реализовала это качество в кенозисе: умалении и расточении. Здесь перед нами две грани Божественного естества: неисчерпаемый источник жизни и безграничное наделение этой жизнью всего сотворенного. Последнюю грань можно назвать щедростью — естественным условием жизни становится способность делиться ею с другими, пропуская ее через себя.
После потери вечного Источника жизни человек вынужден был сосредоточиться на сохранении собственного жизненного ресурса, витальной энергии. Это объясняет его замкнутость на самом себе. Человек понимает, что если он не вкладывает собственные ресурсы в рост, то они неизбежно исчерпывают себя, и человек вынужден их расходовать, постоянно соизмеряя свой вклад с тем результатом, который он ожидает получить. Отсутствие гарантий достаточной прибыли рождает страх оказаться несостоятельным перед лицом нестабильности жизни. В результате формируются ложные ценности накопительства и скупости. Доведенный до абсурда подобный жизненный сценарий мы видим в литературных персонажах — гоголевском Плюшкине и пушкинском Бароне из «Скупого рыцаря».
Драма внутреннего мира человека заключается в том, что оба источника — адское пламя страха смерти и сильное подсознательное стремление «раздавать самого себя» — существуют в нем, он чувствует их пульсацию, но им не ужиться вместе. Но если первое обладает хтонической силой порабощать душу, то победа второго всецело зависит от труда души по преодолению цепенящего смертного страха.
Все это происходит на глубинных уровнях человеческого бытия, осознать которое не все способны. Поэтому мы зачастую пользуемся поведенческими паттернами и штампами, продиктованными культурными шаблонами. Одним из таких шаблонов является «концепция разумного эгоизма». Ее суть в соотнесении индивидуального уровня собственного благосостояния с уровнем жизни (социальной, экономической, морально-этической, экологической и иной) общества. Поэтому, с одной стороны, мы должны ограничивать стремление к собственной выгоде тогда, когда оно конфликтует с подобными стремлениями других индивидов, — это негативный модус. А с другой —безопасность и процветание общества напрямую зависят от созидательных мотивов его членов, от трансляции ценностей добра, бескорыстия, солидарности и так далее — это позитивный модус. Таким образом, создается и сохраняется хрупкое социальное равновесие. Хрупкое потому, что любые дестабилизирующие факторы (природные катаклизмы, социальные потрясения) быстро стирают «налет цивилизации». И именно в критические моменты проявляются глубинные мотивы и убеждения: эгоизм индивидуалиста или подвиг личности. Открывается и то, какой источник участвовал в формировании образа жизни человека.
Дилемма щедрости—скупости сосредоточена в одном духовном законе: «…кто скупо сеет, скупо и пожнет; а кто сеет щедро, щедро и пожнет» (2 Кор 9:6). Выходит, что стремление сохранить собственные ресурсы (энергию, время, имущество, финансы) оборачивается их истощением. И наоборот, расходование своих ресурсов на пользу окружающим таинственным образом приводит к их умножению. Ведь, по сути, все то, что у нас есть, — время, силы, дары и таланты — не наша собственность, а даны нам в мудрое управление. Это хорошо иллюстрирует притча о талантах. Финансовые средства, оставленные господином своим рабам, должны были послужить освоению ими вышеназванного закона: все, что тебе дано, должно пойти в дело, послужить другим и принести прибыль. Симптоматично, что для господина не было важно увеличение собственного состояния. В итоге он получил намного больше: сотрудников, которым он впоследствии доверил все свое имение. Такое же намерение Бога и о нас: для творческого сотрудничества с Ним в грядущем веке мы должны приобретать соответствующие качества уже сегодня. И щедрость — одно из них.
*Татар-информ. Электронный ресурс: ссылка (дата обращения 22 апреля 2024 года).
Фото: wikipedia.org wikipedia.org wikipedia.org wikipedia.org