Тема

Формирование щедрого сообщества

Радион Вельчев
Журнал/Архив/Номер 99/Формирование щедрого сообщества

Формирование щедрого сообщества

«От понимания щедрости к щедрому образу
жизни и формированию щедрого сообщества,
восстанавливая Божью справедливость»

Курс «Щедрый стиль жизни» Школы без стен

В нашей культуре — и в светских, и даже в церковных кругах — понятию щедрости уделяется мало внимания. В церквах чаще всего о щедрости говорят при сборе десятин и добровольных пожертвований. И когда после таких сборов еще и нет отчета о том, как потрачены финансы, как изменилась чья-то жизнь, это может привести общину к разочарованию и к неправильному представлению о библейской щедрости в целом.

Однако каждый человек старается найти объяснение, что такое щедрость, зачастую руководствуясь моделями и принципами, которые далеки от изначально задуманного Богом. Что же такое щедрость?

Это понятие впервые выделил и подробно описал Аристотель в своих этических сочинениях1. По Аристотелю, щедрость в первую очередь — это отношение к человеку, выраженное через помощь, которую податель оказывает нуждающемуся своим имуществом. Кроме того, щедрое даяние должно улучшить, а не ухудшить состояние нуждающегося и не испортить при этом его самого. Щедрость занимает срединное место между жадностью и расточительностью. По Аристотелю, расточительность отличается от щедрости тем, что расточительный человек не задумывается о целесообразности и полезности даяния для другого человека, подавая кому надо и кому не надо. Чаще всего причиной расточительности является неправильная мотивация.

Словарь Ожегова определяет щедрость как «оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости»2. Щедрый человек готов действовать на благо другого, не ожидая чего-то взамен, не зажимая свои средства и не проявляя жадности. Педагогический энциклопедический словарь расширяет понятие щедрости, поясняя, что это «открытость индивида другим, готовность делиться с ними как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами… Щед­рый человек не жалеет о подаренных вещах, он одаривает другого для того, чтобы подчеркнуть достоинства последнего и свое уважение к нему»3. В Этимологическом словаре русского языка Семенова высказана мысль, что слова «щедрый» и «скудный» произошли от индоевропейского корня в старшем значении «раскалывать», «разбивать», «расщеплять». Таким образом, щедрость связана с «расщеплением» и «раскалыванием» того, чем обладает человек.

Но, подчеркиваю, быть щедрым не значит пренебрежительно относиться к своему ресурсу. Щедрый ценит то, чем обладает, при этом распоряжаясь обладаемым другим во благо.

Щедрость в библейских текстах

А что Библия говорит о щедрости? Слово, в полной мере передающее понятие «щедрость», встречается только в Новом Завете и всего один раз. «Требуй от них делать добро и обогащаться добрыми делами, быть щедрыми4 и охотно делиться с другими своим богатством», — пишет апостол Павел в Первом послании Тимофею 6:18 (НРП). В других библейских отрывках, где слово «щедрость» не используется напрямую, чаще всего передается смысл этого понятия, например, говорится об удовлетворении нужд других и т. п.

В 2 Кор 9:1–11 апостол растолковывает коринфянам, что уделять из своего имущества другим нужно не с огорчением, не по принуждению, а с радостью. Павел указывает, что важным качеством при совершении щедрого даяния является расположение сердца человека. То есть щедрость начинается внутри человека как внутренняя свобода. Проявленная по отношению к людям щедрость вызывает в них благодарность Богу. Павел пишет о том, что имущество — это не самоцель, а инструмент служения людям и Богу и человеку надо надеяться не на богатство, а на Бога, который дает ему это богатство (см.: 1 Тим 6:17–19). Таким образом, щедрость — это доверие Богу и «собирание сокровищ», то есть вклада, для будущей жизни.

Книга Притчей сообщает, что слишком бережливый впадает в нужду, а щедрый богатеет (см.: Притч 11:24–28). Эта фраза кажется нелогичной и нерациональной, однако она обнаруживает, кто или что стоит за надеждой человека. В 28-м стихе сказано, что надеющийся на богатство рано или поздно увянет. Самое интересное, что в понятие «щедрость» в данном отрывке включена и продажа зерна. Возможно, что этот псалом был написан в период неурожая, когда на деньги нельзя было купить зерна. Исходя из этого, можно сделать вывод, что быть щедрым не значит всегда отдавать бесплатно, можно и продать часть своего ресурса.

Итак, щедрость — это состояние сердца в первую очередь, когда один человек готов использовать свой ресурс на благо другого и на служение Богу. И, кроме того, щедрость есть проявление доверия Богу в отношении своего богатства и имущества.

Щедрость в иудейской традиции

В оригинальных текстах Ветхого Завета нет слова «щедрость». Однако в них встречаются слова «цедек», «цдака» — «справедливость», «праведность», «правда», «благодеяние» — высшая моральная ценность иудаизма. В Библии содержится повеление: «цедек, цедек тирдоф», что в переводе означает «следуй правосудию и только правосудию, чтобы жить и владеть землей, которую дает тебе Господь, твой Бог» (Втор 16:20).

В нашей культуре справедливость часто противопоставляется любви, но в Биб­лии справедливость и любовь сущностно связаны друг с другом5. Для Бога справедливость состоит в том, чтобы все Его творение — птицы, животные, люди и так далее — имело пропитание и одежду. Кроме того, Бог призывает и самого человека, унаследовавшего от Него образ и подобие, участвовать в благодеянии по отношению к Его творению. Именно поэтому в Библии есть много заповедей, связанных с заботой о людях и прочих творениях (см.: Втор 14:27–29; Втор 15; Втор 22:4; Мф 6:26; Втор 22:6; Втор 24:19).

Таким образом, щедрость — это восстановление Божьей справедливости. Исходя из принципа цдаки, можно сделать вывод: Бог хочет, чтобы мы искали возможность участвовать в жизни общества и природы, восстанавливая тем или иным способом справедливость по отношению ко всем формам жизни.

Портрет щедрого Бога

Две первые главы Книги Бытие дают нам богатую информацию для размышления.

Бог, находясь в процессе творения, творит и оценивает Свое творение как весьма хорошее. Он создал его материальным и прекрасным. Посмотрите, как устроен мир флоры, фауны, как они друг с другом взаимодействуют. Птицы обеспечивают очистку леса, черви перерабатывают кору деревьев и падаль, листья, падая на землю, превращаются в новый слой почвы и так далее. На земле есть все, чтобы каждый ее обитатель имел пропитание и кров. Или другой пример — расстояние от Земли до Солнца. Согласно данным астрономии, Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — таком, что все живое на ней не замерзает и не перегревается. Как устроен человек? Каждый орган и каждая клетка находятся на своем месте, и все вместе они работают на поддержание жизни в человеке.

Все дополняет друг друга в сотворенном Богом мире. Бог сотворил все для нас, все процессы налажены. Бог был щедр в Своем творчестве, и все, что Он сотворил, Он Сам же высоко оценил. Уже на этапе творения проявляется щедрость Бога. Богу понравился мир, который Он создал, Ему принадлежит все мироздание, и Он вовлечен в жизнь Своего творения. Но при этом Он щедро поделился Своими полномочиями с человеком, отдав ему во владение землю со всеми животными и ресурсами.

Бог первым проявляет щедрость. От Его щедрости человек получил Его образ и подобие, власть над всем творением на земле, возможность исследовать этот мир и обустраиваться. Однако грех, вошедший в мир через выбор Адама и Евы, изменил человека. Человек поменял свое отношение к Творцу и к тому, над чем он был поставлен. Поэтому вместо того, чтобы жить в соответствии с заповедями Бога, человек искаженно воспринимает мир, свое место в нем и роль материальных благ и ценностей. То, что было ему дано как средство, становится целью. Поэтому для того, чтобы соответствовать своему призванию распорядителя Божия, человеку необходимо прозреть, увидеть истинный образ Бога и осознать свое истинное призвание в управлении ресурсами.

Формирование щедрого сообщества

Щедрость в жизни

Щедрый образ жизни для нас — это поиск возможностей восстановления Божьей справедливости, противостояние стереотипам и греховным искажениям, постоянное совершенствование умений и навыков в управлении вверенными нам ресурсами для восполнения нужд общества и его преобразования.

Мы все подвержены влиянию культуры, в которой мы живем, хотим мы того или нет. В христианских кругах, где духовное и материальное нередко противопоставляют друг другу, можно услышать, что материальные блага есть зло — ведь Сам Иисус учил о том, что богатым сложно войти в Царство Небесное. С другой стороны, тексты Ветхого Завета говорят о богатстве человека как о признаке его благословения: «Обилие и богатство в доме его (праведника — Р. В.), и правда его пребывает вовек» (Пс 111:3). Под правдой праведника здесь надо понимать доверие Богу, исполнение Его заповедей и осознание того, для какой цели тебе вверены ресурсы. Такое понимание благословения свойственно и христианам.

Однако стоит отметить, что прямой зависимости между праведностью и богатством нет, и не нужно судить о духовности человека по его материальному положению. Яркие примеры тому — судьба праведного Иова, в которой были и периоды благосостояния, и период страданий и бедности, и жизнь пророка Илии, в которой были и скитания, и преследования, и голод.

Так что попытка вести праведный образ жизни для того, чтобы увеличить свое богатство, обречена на провал. Отношение к материальному достатку и распоряжение им — это часть праведной жизни, но ни в коем случае не ее цель. Но отношение человека к богатству определяет, будет оно использовано на добрые дела или на злые. Когда человек распоряжается вверенным ресурсом для того, чтобы восстановить справедливость Бога, — это доброе начинание. Но, к сожалению, зачастую богатство становится барьером на пути человека к щедрости.

Барьеры на пути к щедрости

Человек был создан по образу Бога щедрым, однако грех исказил нас. Вместо мудрого управления ресурсами человек стал искать богатства, власти, славы, удовольствий. Что же мешает человеку быть щедрым? Во-первых, это сребролюбие. Словари определяют сребролюбие как стремление к наживе, жадность к деньгам, корыстность6. Во-вторых, человек слишком часто в жизни надеется на свое имущество. Он начинает видеть залог стабильности и успеха своей жизни в том ресурсе, который был дан ему в доверительное управление. Он впадает в зависимость от имущества и боится потерять его.

Надеющемуся на богатство сложно довериться Богу во времена финансовой нестабильности. Он готов жертвовать отношениями, личным развитием, духовным ростом ради материальной стабильности. Такой человек не способен быть щедрым. Для него ценность материальной стабильности выше заповедей Бога и нужд других людей.

Что же касается планирования, умелого распоряжения бюджетом и имеющимися ресурсами, то этого Бог не осуждает. В Евангелии от Луки есть слова Христа: «…кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее…» (Лк 14:28). Однако при планировании бюджета и накоплении ресурсов мы должны понимать, ради чего мы все это затеваем и что в итоге хотим получить.

Еще одним препятствием на пути к щедрому образу жизни является лень. Это греховное состояние, которое Библия однозначно порицает. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя…» — говорится в Книге Притчей (6:10). Апостол Павел в Послании к Колоссянам 3:23 призывает верующих делать все от души — как для Господа. Лень препятствует этому, а значит, и щедрому образу жизни.

Но, осуждая лень, Бог назначил время отдыха от праведных трудов для всего творения — седьмой день. Важное отличие времени отдыха от состояния лени в том, что первое позволяет человеку восстанавливаться и управлять собой, в то время как второе, являясь состоянием греховным, само управляет человеком.

Чтобы быть щедрым, человеку с Божьей помощью необходимо найти правильное отношение к достатку, не лениться, проверять свое сердце и разум и не полагаться на свои деньги и имущество.

Итак, щедрый образ жизни — это поиск возможностей для восстановления Божьей справедливости. Это умение противостоять стереотипам и греховным искажениям, постоянно применяя умения и навыки управления вверенными нам ресурсами для восполнения нужд и преобразования общества.

Мы должны учиться видеть в культуре, в окружающем нас обществе и в себе стереотипы и грехи, мешающие нам развивать навыки щедрости, противостоять им, учиться управлять Божьими ресурсами.

Практиковать щедрый образ жизни — призвание каждого христианина. И даже если вы еще не знаете, каков ваш дар, и не выбрали служение, то уже сейчас можете начать практиковать щедрый образ жизни: быть эффективным в отношениях с другими, мудро распределять свое время и, конечно, щедро распоряжаться теми материальными ресурсами, которые вам доверил Творец для восстановления Его справедливости.

1 Философская энциклопедия. Электронный ресурс https://terme.ru/termin/schedrost.html (дата обращения 22 апреля 2024 года).
2 Толковый словарь Ожегова. Электронный ресурс: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=35964 (дата обращения 22 апреля 2024 года).
3 Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 321.
4 В оригинале здесь стоит слово «эвмэта´дοтοс» – «щедрый, охотно уделяющий».
5 Еврейская электронная энциклопедия OPT. Электронный ресурс:  https://eleven.co.il/judaism/religious-ethics/13929/?fbclid=IwAR280QQsyz3MAZEGh8pcZ1HutzmDCG418aoDcn5j3dQc0aq6wo9AbnDg_Go (дата обращения 22 апреля 2014 года).
6 Фундаментальная электронная библиотека. Русская литратура и фольклор. Электронный ресурс: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/18/ma423814.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения 22 апреля 2024 года)

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone