На иврите есть слово חסד (hesed), которое традиционно переводится на русский как «щедрость», но диапазон его значений гораздо шире. Концептуально ближе было бы перевести его как «великодушие» или «милосердие». И дальше в статье я также буду использовать эти слова. Итак великодушие — это качество, которое помогает человеку осознать свое достоинство. В иудаизме считается, что человек, проявляющий великодушие, обретает блага и в этом мире, и в будущем, так как из него произрастают все возможные благодеяния. Считается, что великодушие милосердного человека привлекает к нему сердца царей, вельмож и всех прочих людей. Нет ничего в мире, что могло бы так привлекать людей, как эта черта характера.
В иудаизме различают три проявления великодушия. Первое из них — это материальная щедрость. Это самый знакомый нам вид милосердия, поскольку так или иначе человек готов делиться своими материальными ресурсами с другими. Но на примере жизни Авраама можно увидеть все три проявления щедрости.
Приняв у себя путешественников, предоставив им еду, питье и кров, он не просто проявил великодушие, но исполнил заповедь гостеприимства. Обратите внимание на то, что написано по этому поводу в Новом Завете: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр 13:2).
Следующий пример щедрости, или более точно в данном случае великодушия, связан с защитой Лота, когда, спасая племянника, Авраам вступил в бой. Патриарх в буквальном смысле рисковал своей жизнью ради спасения родственника.
К великодушию можно отнести и то, что Авраам щедро делился своим познанием Бога с окружающими. И это третье проявление щедрости Авраама. Помогая людям, Авраам учил их прямому Божьему пути. И те, кто жил бок о бок с Авраамом, признавали его особый статус. Вот слова язычника, сказанные Аврааму, когда он покупал поле для похорон жены: «… господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей» (Быт 23:6). То есть для окружающих жизнь Авраама была свидетельством его веры в Единого Бога. Более того, в этом тексте мы находим еще одну важную деталь. Язычники называют Авраама «князем Божьим», отсюда можно сделать вывод, что его великодушие, щедрость, милосердие — качества, которые неизменно вызывали уважение у окружающих. Именно поэтому великодушие в иудаизме — неотъемлемая черта праведности.
Щедрый человек не просто помогает другим пережить сложные времена, но своей щедростью он возвращает им веру в добро и ведет их к праведности. А это, в свою очередь, означает, что, если щедрый человек сам нуждается в помощи, ему обязательно помогут и поддержат. Об этом говорит и традиционная иудейская молитва, совершаемая после трапезы: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба…» (Пс 36:25). Но чаще всего эту мысль мы находим у Соломона: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Еккл 11:1). Простой смысл этого стиха призывает к щедрости, так как сеющий добро беcкорыстно пожинает его плоды. И обладающий этим достоинством богатеет, как сказано в Книге Притчей: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Притч 11:24).
Указать путь к праведности может только тот, кто сам идет этим путем. И здесь нужно обратить внимание на такой вид щедрости, как милостыня бедным. Талмуд утверждает, что тот, кто не проявляет щедрости по отношению к бедным, тот, по сути, является злым человеком1, и ему нет удела в Царствии Мессии. Считается, что такая щедрость — это сокровище, которое не исчезает со временем и откликается человеку в вечности. Чтобы понять, как появилась эта идея, важно понять следующее. В еврейской традиции щедрость связана с помощью бедным и справедливостью. Поскольку неравенство — это несправедливость, которая появилась в результате греха и связанной с ним испорченностью мира, то щедрость, восстанавливающая справедливость, есть исправление этого мира. Процесс, который окончательно будет завершен Мессией через установление Его Царства Справедливости.
Щедрость — не просто добродетель, это наша ответственность перед Всевышним, поскольку, проявляя щедрость, человек участвует в распространении Его Царства. Псалмопевец писал: «Он щедро раздал свое имущество бедным, и его праведность пребывает вовек, рог его вознесется в славе» (Пс 111:9, НРП)2. То есть Давид фактически подчеркивает, что великодушие — это не что-то временное, имеющее отношение к этому миру, но то, что имеет отношение к вечности и воплощается в Царстве Небесном. Поэтому наставники учили: «Оказывай добро тому, кто достоин его, и тому, кто недостоин. Добро будет уместным для достойных, а недостойным будешь ты достоин оказать добро, потому что Создатель приказал нам оказывать добро и милость»3. Это напоминает нам, что щедрость — это не только единичное действие, но образ жизни. Именно поэтому она должна стать привычным образом жизни.
В Талмуде есть утверждение: «Человек может дать 1000 монет за один раз или 1000 раз по одной монете; во втором случае заповедь исполнена лучше»4. Это означает, что, когда мы делим наше благотворительное пожертвование на много мелких действий, мы приучаем себя к щедрости. Постепенное и регулярное давание цдаки, пожертвования, помогает нам развивать щедрость и заботу о других. Таким образом, давать много мелких сумм по одной монете может быть более благоприятным для духовного роста, чем однократное большое пожертвование. Впрочем, этому правилу есть и другие объяснения. Таким образом, количество щедрых деяний имеет большее значение, чем сумма пожертвования. С другой стороны, когда человек отворачивается от помощи бедному, то есть проявляет жадность, такое поведение считается недостойным. Наиболее ярким комментарием к вышесказанному являются слова Иисуса: «…алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня…» (Мф 25:42).
В Притчах Соломона мы находим еще один интересный текст, связанный с нашей темой: «Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость» (Притч 21:14). Текст учит нас, как подавать милостыню, чтобы нуждающийся не испытал чувства стыда, а дающий сохранил анонимность, тем самым подчеркивается, что важен сам акт великодушия, а не его общественное признание. Милостыню нужно подавать с милосердием и состраданием, уделяя внимание реальным потребностям человека. Именно поэтому Иисус учил: «…когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф 6:3).
Эта мысль характерна и для иудаизма того времени. Талмуд также учит, что благотворительность следует совершать втайне, поскольку это позволяет человеку быть искренним, не желая ни похвалы, ни внимания окружающих5. Вот еще интересная иллюстрация. С давних пор и по сей день в еврейских поселениях распространена практика, когда людям, живущим по соседству, хозяин лавки отпускает товар под запись. Примерно раз в месяц человек приходит и оплачивает свои покупки. Так вот, человек, желающий оказать милость, может зайти в любой магазин, попросить книгу должников и по произвольному выбору погасить чей-либо долг, не зная, кому он помогает. А тот, кому была оказана милость, не знает, кто это сделал.
Обратите внимание на слова царя Соломона: «Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов» (Притч 14:34). Слово, переведенное как «праведность», на иврите имеет еще и значение «пожертвование». Поэтому у евреев говорят, что невозможно быть праведником, если ты не жертвуешь.
Жертвенность возвышает народ духовно. Каким образом? Почему человек жертвует? Потому что стремится исполнить заповедь и выразить благодарность Творцу. И это приближает его к Богу. Тот же, кто принимает пожертвование, благодарит за него Бога, и это тоже приближает его к Богу. Благословение получают оба, но первый двойное, поскольку через пожертвование и сам выразил благодарность Богу, и помог сделать это другому. Это, кстати, хорошо иллюстрирует утверждение о том, почему лучше раздать сто монет ста людям, чем дать сто монет одному человеку: многократные даяния увеличивают количество благодарных Богу, а значит, и поднимающихся к Нему.
В связи с этим необходимо вспомнить слова Иисуса, обращенные к юноше: «… если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21). Понятно, и дальше Иисус это подчеркивает, что пойти этим путем довольно сложно. Но важно другое — такой потенциал у человека есть. И это высшая форма милосердия и щедрости. Простое понимание текста говорит о материальной жертве, которая может перерасти в жертву духовную. И поэтому давайте задумаемся вот о чем. Высшая форма жертвенности и милости в иудаизме — когда кто-то отдает жизнь свою за других. Эту же мысль выражает Иисус: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). И эта высшая форма щедрости была проявлена Им Самим. Он отдал жизнь Свою за всех людей, поэтому Его кровь и открывает возможность «поднять» многих. Высшая плата, высшая жертвенность, высшая щедрость — это высшая сила.
1 Талмуд, Трактат Бава Батра 9a. Электронный ресурс: ссылка (дата обращения 22 апреля 2024 года). Пер. мой.
2 Псалтырь. Новый русский перевод РБО. Электронный ресурс: ссылка (дата обращения 22 апреля 2024 года).
3 Пикух Авот 2:15. Электронный ресурс: ссылка (дата обращения 22 апреля 2024 года).
4 Талмуд. Трактат Рош Ашана 10. Электронный ресурс: ссылка (дата обращения 22 апреля 2024 года). Пер. мой.
5 Талмуд. Трактат Гиттин 7a. Электронный ресурс: ссылка (дата обращения 22 апреля 2024 года). Пер. мой.
Фото: gettyimages.ru, wikimedia.org