Любовь, высшая христианская добродетель, предполагает бескорыстную отдачу и готовность делиться. Падшей же человеческой природе свойственна жадность, причем в вопросах не только финансов, но и, например, времени — его может быть зачастую гораздо более жалко на кого-то потратить, чем деньги. Как христиане поощряли друг друга к щедрости?
Высшая Щедрость — это Бог-Творец, а мы — плод Его готовности отдавать, полагал христианский философ Ориген (185–253). К этому же призваны и разумные Божьи творения. Раннехристианский памятник II века «Дидахе», грозя наказанием Божьим тем, кто просит без нужды, поощряет христиан к щедрости: «Не колеблись подать и, подавая, не ропщи, ибо ты должен знать, кто добрый Мздовоздаятель. Не отвращайся от нуждающегося, но все дели с братом твоим и не говори, что это (все) твоя собственность, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном?»1 Все, что сотворено Богом, дано нам для того, чтобы мы это щедро раздавали, уверен автор книги «Пастырь» Ерм (II век). Священник Климент Александрийский (150–215), наставляя паству, писал: «Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится; даяние, а не обладание нас осчастливливает»2. Имущество принадлежит Богу, и поэтому мы должны щедро тратить вверенные нам Его богатства, полагал епископ Киприан Карфагенский (III век). О щедрости христиан и о готовности со всяким нуждающимся поделиться своим имуществом свидетельствовали христианские писатели Иу стин Философ (100–165) на Востоке и Ириней Лионский (II век) и Тертуллиан (155/165–220/240) на Западе.
В эпоху Поздней Античности и Раннего Средневековья, когда формировалось христианское богословие, много говорилось также и о воспитании в себе готовности отдавать по образцу Бога, Подателя благ. Бог Отец щедр и не пощадил для спасения людей даже Своего Сына, напоминал духовный писатель Антоний Великий (251–356). Бог удерживает Свои дары не потому, что Ему их жалко, а желая, чтобы человек приблизился к Нему и получил еще большие блага, отмечал духовный писатель Исаак Сирин (VII век). Однако Его щедрость требует соответствующего отношения и от нас, чтобы мы не были похожи на человека, который вошел на брачный пир в неподходящей одежде (см.: Мф 22:12), указывал проповедник Кирилл Иерусалимский (IV век). Подобно Богу и человек должен смотреть, насколько его щедрость имеет отклик и приносит пользу, предупреждал епископ Григорий Нисский (IV век).
В том, что мы отдаем, самое главное — щедрое расположение сердца, считал епископ Афанасий Великий (IV век). Щедрая милостыня удаляет нас от геенны (проповедник Иоанн Златоуст, IV век); очень важно, чтобы мы давали милостыню от собственных трудов (духовный писатель Иоанн Кассиан, 360–435) и помнили, что все принадлежит Богу, мы только Его управляющие и должны щедро раздавать Его имущество (епископы Григорий Богослов, IV век, и Блаженный Августин, 354–430). Тот, кто восполняет физические нужды людей, получает особое благословение: «Сам Бог наш нередко другие страдания оставлял без уврачевания, но сострадательно милосердовал об алчущих. Ибо говорит: милосердую о народе сем» (Мф 15:32). Потому и на Последнем Суде, где Господь призывает к Себе праведных, первое место занимает щедрый» (епископ Василий Великий, IV век)3. Епископ Петр Хрисолог (380–450) связывает милость с христианским воздержанием: «Пост не дает ростков, если милосердие его не орошает, пост становится бесплодным, если милосердие не оплодотворяет его: чем дождь является для земли, тем милосердие — для поста»4.
Степан Галактионов (1779–1854). Смольный институт. 1823В Высокое и Позднее Средневековье на Востоке и Западе сложился почитаемый образ щедрого христианина: щедрого купца, щедрого рыцаря, щедрого монарха вроде короля Артура из рыцарских романов, Владимира Красно Солнышко и Карла Великого из героических песен. И на Востоке, и на Западе готовность бескорыстно отдать то, что у человека есть, считалось одним из первых богоугодных дел.
Эмблема ведомства императрицы МарииВ эпоху Реформации щедрость к нуждающимся с подачи Лютера и Кальвина стала важной добродетелью и для молодого христианского направления — протестантизма. В пиетизме, движении духовного возрождения второй половины XVII века, настойчиво проводилась мысль: человек должен подражать Христу во всем и, в частности, щедро вкладываться в благополучие ближних. Пиетистские малые группы стали центрами, где обсуждались и реализовывались благотворительные проекты. Сеть благотворительных учреждений организовал знаменитый пиетист Август Франке.
В XVIII–XIX веках, несмотря на ослабление влияния церкви, идеалы щедрости по-прежнему были очень распространенными. Многие известные политики вкладывались в благотворительную деятельность, как, например, глубоко верующий христианин премьер-министр Спенсер Персиваль. Обычные люди, желающие потратить свое время на ближних, могли вступить в специальные организации: так, Лидия Селлон создала один из первых благотворительных орденов в англиканстве; Изабелла Гилмор, первая дьякониса Церкви Англии, подала пример посвященного служения женщин. Масштабным социальным реформатором был пастор Жан-Фредерик Оберлин, преобразивший благодаря упорному труду и душевной щедрости бедный регион Вальдбах5.
В странах Северной Европы щедрость стала важным социальным клеем: благодаря открытости норвежских бондов (зажиточных крестьян), возглавляемых крестьянским проповедником Хансом Хауге, вся Норвегия в конце XVIII — начале XIX века покрылась сетью общин-кооперативов, где люди сочетали молитвенную, бытовую и предпринимательскую жизнь, действовали сообща и заботились о слабых; такие общины стали основой экономического и политического процветания Норвегии. В Дании знаменитые «народные университеты» Николая Грундтвига, вечерние школы для тех, кто не получил образования, стали возможны благодаря готовности обеспеченных людей в них вкладываться. В США идеал благотворительной и щедрой помощи ближним закрепился после Первого Великого пробуждения (1720–1750).
В России в этот период сложились традиции императорской благотворительности — христианскому монарху по-прежнему было положено быть щедрым. Петр Первый запретил милостыню, однако финансировать богоугодные учреждения было можно и нужно: сам царь жертвовал на это до трети своего жалования. С конца XVIII века примером щедрости были жены российских императоров. Так, супруга Павла I императрица Мария Федоровна создала целую сеть заведений, известных как «учреждения императрицы Марии». Основными направлениями деятельности этих учреждений были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. Принята была щедрость и среди купцов — это считалось обязанностью каждого зажиточного православного христианина. В некоторых регионах, например в Сибири, купцы жертвовали прежде всего на социально значимые проекты, которые могли принести пользу региону (например, на снаряжение экспедиций), и старались не столько дать бедным денег, сколько их трудоустроить. Наиболее известными жертвователями были купцы-старообрядцы. Они считали, что деньги принадлежат не им, а Богу через общину, финансы должны служить добрым делам, что щедрость — это прославление Бога. Так появились богатые династии купцов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские), славившиеся своей щедростью.
Изабелла Гилмор (1842–1923)Нельзя не упомянуть и деятелей молодого движения евангельских христиан в России — без щедрости Василия Пашкова оно бы так не распространилось. Аристократы, принимая протестантизм, считали своей обязанностью показывать любовь в практических делах. Так, графиня Елена Шувалова предоставила свой особняк для евангелизационных собраний лорда Рэдстока; в доме княгини Натальи Ливен в течение многих лет проходили собрания Ивана Проханова. Невестка Шуваловой Елизавета Черткова организовала швейные мастерские, создала Дамский комитет посетительниц тюрем, ночлежный дом, а также дом молитвы для евангельских христиан. Владимир Чертков, сын Чертковой, открывал потребительские лавки, школы, библиотеки, читальни, основал ремесленную школу для крестьянских детей. Богатый фабрикант Федор Савельев, став протестантом, щедро жертвовал деньги евангельским христианам; вскоре после Октябрьской революции добровольно передал собственную кондитерскую фабрику государству.
ХХ век принес глобализацию, а вместе с ней и более масштабные возможности помогать друг другу. Существует огромное количество благотворительных фондов, которые принадлежат христианам всех конфессий; очень многие христиане участвуют в волонтерской деятельности. Древний орден госпитальеров (орден святого Иоанна), известный со времен крестовых походов, трансформировался в сеть благотворительных структур, членами которых являются и католики, и протестанты.
Как показывает история христианства, щедрость воспринималась как обязательная часть христианской жизни, как неотъемлемое проявление идеала любви и подражания Христу. В эпоху индивидуализации и открытого эгоизма христианские проповедники призывают нас к отдаче: «Бог дал нам две руки: одну — чтобы принимать, а другую — чтобы отдавать» (Билли Грэм)6.
1 «Дидахе». Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/ (дата обращения 22 апреля 2024 года).
2 Климент Александрийский. Педагог. Книга 3, гл. 6. Электронный ресурс: https://www.biblicalstudy.ru/Lib/Father2/Kliment4.html (дата обращения 22 апреля 2024 года).
3 Василий Великий. Творения. Ч. 4. Беседа 8. Электронный ресурс: https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Vasilii-Velikii-Tvoreniia-Tvoreniia-Ch-4-Besedy/4539/ (дата обращения 22 апреля 2024 года).
4 Цит. по: «В Великий пост нужно подавать милостыню». Электронный ресурс: https://credonews.org/index.php/19-stati/zhizn-i-semya/dlya-dukha/5582-v-velikij-post-nuzhno-podavat-milostynyu (дата обращения 22 апреля 2024 года).
5 Сейчас – территория Австрии.
6 Цит. по: «Афоризмы веры». Электронный ресурс: https://faithaphorism.ru/tag.php?tag=%27щедрость%27 (дата обращения 22 апреля 2024 года).
Фото: wikipedia.org