Решение

Бог не Карл Маркс: диалектика справедливости

Михаил Медведев
Журнал/Архив/Номер 98/Бог не Карл Маркс: диалектика справедливости

Бог не Карл Маркс: диалектика справедливости

Когда моя младшая дочь достигла подросткового возраста, она начала интересоваться различными экзистенциальными темами. Один из мучивших ее вопросов звучал примерно так: «Пап, а есть ли в жизни справедливость?» Что мог я ей ответить и какую дать надежду в этот непростой период ее становления как личности, ясно осознавая всю драматическую сущность этого вопроса? Когда я наконец-таки понял, что никакие философские увиливания и отговорки не смогут удовлетворить ее любопытства, я коротко ответит: «Доченька, не ищи в этой жизни справедливости, она очень иллюзорна и условна». С одной стороны, я понимал, что эта крайне пессимистичная новость может надломить ее хрупкую душу. Однако, с другой стороны, чем быстрее она осознает горькую истину, что мы живем в сломанном мире, окруженные испорченными людьми, тем легче ей будет принять Добрую Весть.

Что является доброй вестью для человека, которого, например, подвели друзья или обманули мошенники? Что может поддержать того, чей близкий погиб в результате человеческой халатности? Что может утешить матерей и отцов, которые теряют своих детей в горячих точках? Что вселит надежду в человека, если он или его родные стали невинными жертвами чьих-то коварных козней и грязной клеветы?

Примечательно, насколько наши сердца, взрослых и детей, легко резонируют с идеями режиссеров, дающих жизнь персонажам кинофильмов и романов, супергероям вселенных из популярных комиксов, которые пресекают зло и восстанавливают справедливость. Мы жаждем справедливости. Вопрос в том, кто может ее восстановить. Лев Толстой сделал эпиграфом к роману «Анна Каренина» такую фразу: «Мне отмщение, и Аз воздам». Это отсылка к Священному Писанию, где Сам Бог дает нам надежду на восстановление справедливости: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Рим 12:19).

Согласно христианскому учению, Божий праведный гнев изливается на всякое земное зло и несправедливость, находя свое финальное выражение в сценах Последнего Суда (см.: Рим 1:18, 2:5–6). Этот эсхатологический Суд произойдет в результате повторного возвращения Христа на землю. И хотя время Его пришествия остается для нас неизвестным (cм.: Мф 24:36), но сопутствующие события того дня ясно раскрыты в Писании. Мертвые будут воскрешены (см.: Ин 5:28–29; Деян 24:15). Все человечество вместе с восставшими ангелами (см.: 2 Пет 2:4; Иуд 6) будет подвергнуто Божественному суду (см.: Рим 2:5–16; 2 Кор 5:10а; Откр 20:11–13). В конце концов каждый человек получит соответствующую награду или наказание (см.: 2 Кор 5:10б; Откр 20:14–21:8). Эти основные факты очевидны, но есть много вопросов и споров о более тонких деталях, например таких, как хронология последних событий или окончательная участь нечестивых после Суда. В этой статье я лишь постараюсь прояснить несколько вопросов, связанных с отношением Последнего суда к верующим, и какое значение это может иметь в нашей жизни здесь и сейчас.

Бог не Карл Маркс: диалектика справедливостиКамилло Прокаччини и Лодовико Карраччи. Фреска Суда (1585 –1587). Базилика Сан-Просперо (Реджо-Эмилия)

Несмотря на тот факт, что Сын Божий Иисус полностью избавил от Божьего гнева всех верующих в Него (см.:1 Фес 1:10), христиане не освобождаются от явки на Суд Божий. Об этом повествуют многочисленные тексты Нового Завета: «Время суда настало, и суд начнется с Божьего дома. Подумайте, если он начнется с нас, то какая участь постигнет тех, кто не повинуется Божьей Радостной Вести?» (1 Пет 4:17; здесь и далее цитаты из Библии по НРП); «…всем нам предстоит явиться на суд Христа» (2 Кор 5:10а). «Почему же ты судишь своего брата? Или ты, почему презираешь своего брата? Ведь все мы предстанем на суд Божий» (Рим 14:10), — говорится в Библии.

При поверхностном прочтении кажется, что подобные тексты входят в противоречие с учением Иисуса: «Всякий, кто слышит Мое слово и верит Пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и ему не придется приходить на суд, он уже перешел из смерти в жизнь» (Ин 5:24, ср. Ин 3:18). Более того, в моей пасторской практике душепопечения встречались христиане, для которых идея Суда Божьего над Церковью внушала страх и ужас: «Мои дела и слова будут обнажены. Все узнают, какой я? А если я окажусь недостаточно хорошим и перевесят злые дела, есть ли для меня надежда на спасение?» По этой причине очень важно прояснить для себя, чем отличается суд над верующими от суда над неверующими.

Во-первых, нужно отметить, что христиане могут с уверенностью и радостью ожидать этого дня, зная, что они придут на Суд не для того, чтобы услышать осуждающий приговор: «Любовь достигла среди нас совершенства, так что мы можем со всей уверенностью встречать День Суда, потому что, каков Он, таковы и мы в этом мире. В любви нет страха, но совершенная любовь прогоняет его, потому что страх связан с наказанием, и кто боится, тот еще не достиг совершенства в любви» (1 Ин 4:17–18); «…тем, кто находится в единении со Христом Иисусом, нет никакого осуждения, потому что Закон Духа, дающего жизнь через Иисуса Христа, освободил тебя от закона греха и смерти» (Рим 8:1).

Суд Христов не предназначен для Его верных последователей, чтобы определить их вечную участь. Они уже имеют вечную жизнь, будучи оправданы по своей вере в Иисуса-Мессию. Однако стоит оговориться, что в этот день Иисус, как Судья, проведет различие между истинными верующими и теми, кто только на словах называет себя Его последователем: «Не всякий, кто говорит Мне: “Господи, Господи”, войдет в Небесное Царство, но лишь тот, кто исполняет волю Моего Небесного Отца. Многие будут говорить Мне в тот День: “Господи, Господи, да разве мы не пророчествовали от Твоего имени, разве не изгоняли Твоим именем демонов и не совершали многих чудес?” Но тогда Я отвечу им: “Я никогда не знал вас, прочь от Меня, беззаконники!”» (Мф 7:21–23). Другими словами, никакие внешние религиозные практики, какими бы яркими и экстравагантными они ни были, ни умственное согласие, ни голословное посвящение Христу как Царю не могут обеспечить человеку спасения.

Бог не Карл Маркс: диалектика справедливости

Вопрос о взаимоотношениях между верой и делами обсуждался с апостольских времен (см.: Рим 3–4; Гал 3; Иак 2:14–26). В последнее время он стал предметом разногласий среди евангельских христиан. Если коротко суммировать, то Новый Завет ясно учит, что Бог оправдывает нас только по благодати через веру в одного Христа (см.: Рим 5:1–2; Еф 2:8–9). Однако столь же ясно говорится, что в последний день Бог даст оценку нашим делам веры (см.: 1 Пет 1:13–23; Рим 14:10–12; 2 Кор 5:10). Следовательно, обе эти истины следует держать в диалектическом напряжении, а не пытаться нивелировать одну за счет другой. Бог объявляет нас праведными по вере, но эта вера находит конкретное выражение в любви (см.: Гал 5:6; 1 Ин 4:16–17) и постоянном благочестии (см.: Мф 5:16; Еф 2:10; Тит 2:14, 3:8). Было бы ошибочно думать, что любые добрые дела, какими бы совершенными они ни были, могут когда-либо оправдать нас перед Богом. Не менее самонадеянно было бы предполагать, что без такого свидетельства подлинной веры (см.: Флп 2:12) наши имена могут быть записаны в Книге жизни (см.: Откр 20:12; 21:27).

Во-вторых, важно помнить, что Последний суд для верующих станет торжественным событием, где будет оценена жизнедеятельность и назначены вознаграждения различной степени: «…но наступит День, когда выявится, кто как строил. В тот День все будет испытано огнем, и огонь покажет качество работы каждого. Если постройка устоит, то строивший получит свою награду; если же сгорит, то он понесет убыток. Сам он, однако, будет спасен, но спасен как бы из огня» (1 Кор 3:13– 15). В Новом Завете также сказано, что «…каждому будет дано по заслугам, за его доб­рые или злые дела, которые он совершал, находясь в земном теле» (2 Кор 5:10б).

Хотя трудно сказать, о каких наградах идет речь, не будем забывать, что радость каждого спасенного в Божьем Царстве будет совершенной. Там не будет слез, зависти и чувства превосходства. Обладание материальными благами, статус и власть потеряют свою привлекательность. Наше подлинное счастье будет состоять в наслаждении Богом и в радости от осознания нашего нового положения. Будущие награды призваны побуждать нас усердно трудиться ради Господа и поддерживать (не соревноваться!) в этом друг друга: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр 10:24, 25).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone