Однажды пророк Даниил увидел пророческий сон: волнение на море, из которого потом вышли четыре зверя... А потом вдруг ему показали небесный Суд.
«И я увидел, что поставлены были престолы, и воссел на престол Древний днями. Одежды Его белоснежны, а волосы — белые как лен. Престол Его — огненное сиянье, колеса под ним — пылающее пламя. Огненный поток, струясь, разливался, исходя от Него. Тысячи тысяч служили Ему, тьмы и тьмы стояли пред Ним свидетелями. Суд начался, и раскрылись книги» (Дан 7:1–10; здесь и далее пер. под ред. Кулаковых).
То, что Суд происходит на небесах, не вызывает у нас вопросов, потому что Книга Откровение, продолжающая апокалиптический жанр, заданный пророком Даниилом и другими пророками, прямо говорит, что Иоанн, записавший эту книгу, был приглашен прямо на небо.
«Увидел я после этого открытую в небе дверь, и снова донесся до меня голос, звучавший как труба, который я слышал раньше. “Взойди сюда, — сказал он. — Я покажу тебе, что произойдет после того, что уже увидел ты”. И тотчас объял меня Дух — увидел я, что на небе стоит престол и на нем Кто-то сидит» (Откр 4:1, 2).
У нас много вопросов. Когда будет этот суд? Кто будет судьей? Будут ли там обвинители и защитники? Какова наша роль на этом суде?
Ясно, что наши аналогии здесь не вполне подойдут, ведь речь идет о ближневосточных реалиях, реалиях израильского общества. Например, есть такой день — Йом-Киппур, Судный день. И это не праздник, а день серьезных размышлений о своих отношениях с Богом. Он предваряется постом, полным воздержанием от пищи, смирением души пред Богом. У пророка Исаии мы находим подробное указание, как внешне ведут себя люди: «Ищут они Меня изо дня в день, стремятся постичь пути Мои, словно народ, что поступает праведно и не забывает указаний Бога своего; просят Меня судом правым судить, стремятся приблизиться к Богу. Говорят они: “Или не видишь Ты, как мы постимся, знать не хочешь, как смиряем себя?”» (Ис 58:2, 3).
Наш Господь Иисус говорил о дне Cуда. Вот одно из таких высказываний: «Я говорю вам: в День Суда ответят люди за всякое праздное слово, что сказано ими. От слов твоих и зависит: будешь ли ты оправдан иль осужден» (Мф 12:36, 37).
Евангелие от Иоанна постоянно подчеркивает, что Пришествие Христа, Его Первое пришествие, которое отмечается в четыре недели Адвента перед Рождеством, было судом для того общества, в которое пришел наш Господь.
«Не для того Бог послал Сына в мир, чтобы Он судил его, но чтобы спасен был мир через Него. Никто из верующих в Него судим не будет; а неверующий уже осужден, потому что не поверил в единственного Сына Божия. Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел, а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы их дела» (Ин 3:17–19). Выражение «судим не будет» может быть переведено и как «не будет осужден».
Собственно, по словам Спасителя, «никого и не судит Отец — Сыну передал Он весь суд, чтобы чтили все Сына, как чтят Отца» (Ин 5:22, 23). Более того, тот, кто верует в Сына, уже обрел вечную жизнь и не приходит на Суд (см.: Ин 5:24). Находящиеся в гробах услышат голос Сына Божьего и воскреснут. И будет два воскресения: праведных — для жизни вечной; тех, которые творили зло, — для Суда (см.: Ин 5:28, 29). Буквальный перевод последнего стиха выглядит так: «…и выйдут сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда». Книга Откровение говорит о смерти первой и второй, о двух жатвах (см.: Откр 14:14–20), а значит, о двух воскресениях (см.: Откр 20:4–6). Это будет в конце истории мира.
В Евангелии от Иоанна сказано и о том, что возвестит Дух Святой, Утешитель: «Когда же придет Утешитель, людям мира сего Он покажет, как неверно думают они о грехе, и о праведности, и о Божьем суде. Покажет Он им, что их грех — нежелание верить в Меня; что в том праведность явит себя, что Я к Отцу ухожу, и больше не увидите Меня; даст людям знать Он и о суде, ибо князь мира сего уже осужден» (Ин 16:8–11). Суд станет последним для «князя мира сего», сатаны.
Слово «Утешитель» (греч. «параклетос») применяется тем же евангелистом в первом его послании: «Дети мои, пишу вам это, чтобы вы не грешили. А если бы и согрешил кто из вас, то ведь есть у нас Заступник — Иисус Христос, Праведник, Который рядом с Отцом. Он — само умилостивление за грехи наши, да и не только за наши, но также и за грехи всего мира» (1 Ин 2:1, 2). Иногда картину Суда представляют именно так: грозный Судья Бог Отец, а перед Ним стоит Заступник, который защищает нас от Его гнева. Однако в этом переводе мы видим, что Иисус — рядом с Отцом. И обвиняет нас не Бог Отец.
Это открывается нам в видении пророка Захарии: «Затем был мне показан в видении первосвященник Иисус, который стоял перед Ангелом Господним. Тут же увидел я и сатану, который стоял справа от Иисуса и обвинял его» (Зах 3:1).
Поясним отдельные моменты. Первосвященник Иисус — имеется в виду Иисус, сын Ехоцадака (см.: Агг 1:1, 12, 14). В еврейском тексте этот стих начинается словами «затем он показал мне…». Здесь «он» может относиться как к ангелу, сопровождавшему Захарию, так и к Самому Богу (ср. 1:20). Слово «сатана» (евр. «сатан») может быть употреблено и как собственное имя, но здесь оно, вероятно, означает «враг», «противник», «клеветник». Слова «обвинял его» можно перевести и как «клеветал на него»; здесь в глаголе тот же корень, что и в слове «сатана».
Итак, Бог Отец и Бог Сын едины в Своем желании спасти человека. Есть только одно существо, которое хочет всех погубить. Тот, кто подстрекает к убийству людей. Как сказал Иисус о тех, кто хотел побить Его камнями: «От дьявола вы, и он ваш отец: его желания исполняете вы охотно. Убийца он от начала жизни на земле. С истиной нет у него ничего общего — чужда она ему» (Ин 8:44).
Вот как говорит об этом Писание. Бог «хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. И как Бог у нас один, один и посредник между Ним и нами — Человек Христос Иисус» (1 Тим 2:3–5).
Какова же наша роль? В Книге пророка Даниила мы читаем такие слова: силы зла вели «войну со святыми и одолевали их, пока не пришел Древний днями и суд не вынес решения в пользу святых Всевышнего. И тогда настало время святым вступить во владение царством» (Дан 7:21, 22). Если читать буквально оригинальный текст, то здесь написано: суд (здесь, очевидно, в значении «судебное разбирательство») был дан святым Всевышнего (в значении «совершен над ними прежде, чем они получат право на царство»). Нам нет нужды опасаться этого Суда. Мы предварительно оправданы, если избрали Иисуса своим Спасителем. Святыми названы именно те, кто уверовал в Бога и желает исполнять Его волю.
Апостол Павел, рассуждая о судах между христианами, не одобряет практику разрешения споров в мирских судах и пишет: «Как смеет тот из вас, у кого тяжба с другим братом, взывать к языческим судьям, а не к церкви? Разве не знаете, что вы, народ Божий, будете судить мир? Но если вам предстоит судить весь этот мир, то не достойны ли вы разбирать и дела гораздо меньшие? Разве не знаете, что мы будем судить и самих ангелов? Тем более, стало быть, дела житейские!» (1 Кор 6:1–3). Наряду с практическим советом, что братья и сестры должны разрешать свои вопросы внутри общины, Павел открывает истину о нашем участии в Суде последнем: нам предстоит судить мир, судить и ангелов, мы будем участвовать в судебном заседании.
И для кого-то этот Суд будет Страшным. Так говорит апостол Петр: «…нынешние небо и земля, тем же словом до поры сохраняемые, огню предназначены, коему будут преданы в День Суда, в день гибели нечестивцев» (2 Пет 3:7). Кстати, здесь говорится о пересотворении этой земли, и это произойдет в огне, и в пример приведен был допотопный мир.
«Водою же по слову Божию тогдашний мир и был погублен во дни потопа... День Господень (придет. — Л. И.) неожиданно, как ночью приходит вор. Тогда с великим шумом обрушатся и исчезнут небеса, распадутся раскаленные стихии и вся земля с делами людскими будет предана суду» (2 Пет 3:6, 10).
Совет Петр дает такой: «Возрастайте, напротив, в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему же и ныне, и в День Его слава!» (2 Пет 3:18).
Мы знаем, что однажды многочисленная группа спасенных будет стоять на стеклянном море (см.: Откр 15:2) и петь песнь спасения. Тогда не скажет никто: «Благодарю Тебя, Боже, за спасение в целом. Но мы по крайней мере гребли. Мы по крайней мере ставили паруса. Мы по меньшей мере слушались. Мы вместе сделали это». Нет, все будут воспевать Божью благодать. Это будет песнь любви, которая не похожа ни на одну из написанных ранее.
Фото: gettyimages.ru