Интервью

Суд Божий и суд человеческий

Мария Романова
Журнал/Архив/Номер 98/Суд Божий и суд человеческий

Суд Божий и суд человеческий

Наш собеседник — Анатолий Васильевич Пчелинцев, почетный адвокат России, старший партнер адвокатского бюро «Славянский правовой центр», главный редактор журнала «Религия и право», доктор юридических наук

— Анатолий Василь­евич, как адвокат, вы многие годы находитесь в реалиях судебной практики. Возникают ли у вас в связи с этим размышления о грядущем Суде Божием, какие-то аллюзии?
— Конечно, возникали, и не один раз. Впервые я задумался над этим еще в юношеские годы. В советское время в школьной программе на уроках литературы было обязательным для прочтения стихотворение М. Ю. Лермонтова «На смерть поэта», в котором встречаются такие слова:

«Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия, он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед»*.

Несмотря на упоминание Божьего суда, стихотворение декламировали на уроках литературы, причиной этому был высокий гражданский пафос произведения, который перевешивал необходимость борьбы с религиозными предрассудками. Пытливый юношеский ум уже тогда заставлял задуматься над тем, что такое Суд Божий, а уже в зрелом возрасте, в период службы в органах военной прокуратуры и позже в адвокатуре, — и говорить не приходится. Светский суд стал для меня привычным местом службы, а вместе с тем приходило понимание того, что есть и другой, наивысший Божий суд.

Однако признаюсь, когда захожу в зал судебных заседаний, никаких аллюзий с Божьим судом у меня никогда не возникало и не возникает. Это принципиально разные вещи. Суд светский, он же человеческий, построен на принципах состязательности, и здесь возможны ошибки. Не случайно решение или приговор суда могут обжаловаться сторонами процесса в апелляционном и кассационном порядке.

В Божьем суде ошибки быть не может по определению — что посеешь, то и пожнешь, рай или ад, никаких штрафов, условных мер наказания и режимов нахождения в местах отбывания наказания. Все строго по заслугам, справедливо и неотвратимо. Это первая и последняя инстанция, которая обжалованию не подлежит.

Тема Божьего суда присутствует в творчестве многих знаменитых художников. У меня в коллекции имеется древняя рукописная книга с цветными рисунками, выполненными от руки. На одном из них изображен Божий суд над людьми, выявление праведников и грешников и определение награды первым и наказания последним. На рисунке ад изображен в виде дьявола с раскрытой черной пастью. Яркая и впечатляющая картина.

— Что такое Суд Божий, на ваш взгляд, и нужно ли его бояться? Кто там будет судьей и по каким законам на нем будут судить?
— В Псалтыри есть такие слова: «Начало мудрости — страх Господень…» (Пс 110:10).

Страх Божий рождается с верой, и верующий человек всегда соизмеряет свои поступки со Священным Писанием. Это чувство приводит грешника к покаянию и изменению жизни. Страх же уголовного наказания не всегда останавливает человека от совершения преступления, но именно страх Божий способен это сделать. В своей практике я не раз встречал, казалось бы, безнадежно падших людей, особо опасных рецидивистов, которые через веру в Бога радикально меняли свою жизнь. Кстати, об одном из таких случаев я рассказывал в журнале «Решение» несколько лет назад.

Судьей же «на суде великого дня» будет Господь Иисус Христос, «ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин 5:22). Христос, который в Своей короткой земной жизни принял худшую долю, будет нашим судьей, Он знает наши слабые и сильные стороны, проблемы, чаяния и грехи. И это судебное разбирательство будет в высшей степени справедливым.

— В Книге пророка Амоса говорится о необходимости праведного суда. То есть суд человеческий должен быть отражением Суда Божьего, даже несмотря на несовершенство земных структур. Вы неоднократно защищали в суде религиозные объединения. Ощущали ли вы Божью помощь, Божье присутствие в процессе вашего адвокатского труда? Возможно, вспомнятся какие-то конкретные случаи или люди.
— Современный светский суд в своей деятельности руководствуется требованиями Конституции России и процессуальным законодательством. Мой старый знакомый и адвокат Петр Баренбойм, которого, к сожалению, уже нет с нами, написал замечательную книгу «Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда». В книге он приводит убедительные доказательства библейского происхождения доктрины разделения властей и библейские требования к справедливому судопроизводству. О христианских корнях современного права пишут многие ученые-правоведы. Но как бы мы ни хотели, светский суд у нас далеко не всегда справедлив и объективен. Увы и ах! Достаточно посмотреть на приговоры и сроки лишения свободы, которые сегодня суды выносят по уголовным делам. Человек украл мешок картошки, чтобы накормить семью, и сел в тюрьму, а чиновник или даже министр украл сотни миллионов рублей и избежал наказания. О справедливости здесь говорить не приходится. Закон как равный масштаб к разным людям не работает, и нам есть куда стремиться.

Что касается Божьего присутствия в суде, могу привести один из примеров. В одном из районных судов Кировской области слушалось дело в отношении местной евангельской общины в части ее ликвидации якобы за незаконную миссионерскую деятельность. Около здания суда и в коридоре в это время горячо молились верующие, которые пришли поддержать свою церковь. В суде в числе других свидетелей выступили два молодых человека, которые ранее были наркоманами и благодаря тому, что они уверовали и пришли в церковь, их жизнь радикально поменялась в лучшую сторону. Когда судья слушала этих свидетелей, то у нее потекли слезы, которые она пыталась спрятать, низко опустив голову, а прокурор, буквально потеряв дар речи, так и не смог сказать ничего вразумительного в этом заседании. Решение суда было в пользу церкви. В этом процессе я был с адвокатом Владимиром Ряховским, и мы оба сошлись во мнении, что Бог коснулся сердца судьи, а прокурора лишил дара речи.

— В Евангелии от Матфея говорится о Суде Божьем, когда Сын Человеческий отделит «одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф 25:32). Как вы считаете, на последнем Суде Бог будет скорее искать, кого оправдать или же кого осудить?
— На этот сложный вопрос я отвечу коротко: пути Господни неисповедимы. У меня есть ощущение, что мы удивимся тому, как нас будет судить Господь, и не все те, которые считают себя в земной жизни праведниками, будут спасены, и наоборот. Из Священного Писания мы знаем, что, пребывая в муках на кресте, Иисус Христос сказал разбойнику: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Иными словами, Гос­подь будет учитывать, говоря современным юридическим языком, смягчающие обстоятельства в виде добродетелей, за которые можно было бы оправдать. Впрочем, это мое сугубо личное мнение.

— Случались ли в вашей жизни моменты, когда вы ощущали себя перед Судом Божиим? Когда нужно было дать отчет в своем уповании и вере?
— В моей жизни дважды были критические моменты, когда я буквально находился между жизнью и смертью. Но, признаюсь, о Божьем суде и отчете в это время я не думал. Об этом чаще задумываешься в спокойной обстановке, размышляя о скоротечности жизни и ее смысле.

— Насколько важно для вас, как адвоката и автора многих книг, в том числе художественных, исследование Священного Писания?
— Всякий раз, когда я читаю Библию, то открываю для себя что-то новое, хотя уже не раз читал то или иное место. Часто этим открытиям способствуют мое увлечение живописью на библейские темы, художественные книги и произведения христианского искусства. Как-то по-новому и глубже смотришь на известные исторические факты и сюжеты из Библии. Вспомните гравюры Густава Доре или Альбрехта Дюрера. Кстати, Российское библейское общество выпустило на эту тему замечательные альбомы. Теме старины посвящена и моя последняя книга «Тайна забытых древностей. Записки коллекционера», которая недавно вышла в издательстве «У Никитских ворот». В книге я исследую различные христианские артефакты и связанные с ними события. Например, не все знают, что стихотворение А. С. Пушкина «Молитва» построено на покаянной молитве одного из авторитетнейших богословов IV века преподобного Ефрема Сирина. А поводом для написания рассказа послужил случайно обнаруженный мной в старинной книге пожелтевший от времени лист бумаги с рукописным текстом молитвы богослова. Я оформил его в багетную рамочку, и теперь он висит на видном месте в моем домашнем кабинете. Однако это уже другая история и тема для отдельного разговора.

*Сочинения М. Ю. Лермонтова. С.-Петербург: Рублевое издание в одном томе, 1891. С. 255.

 

Беседу провела Мария Романова
Фотография предоставлена А. В. Пчелинцевым

Работает на Cornerstone