Тема

День суда в праздниках Господних

Михаэль Каплан
Журнал/Архив/Номер 98/День суда в праздниках Господних

День суда в праздниках Господних

В русской христианской традиции в чреде праздников Господних есть особенный, который принято называть Судным днем. Нельзя сказать, что это название отражает суть этого праздника, и не очень понятно, как оно появилось. С библейского иврита название праздника дословно переводится как «день покрытия» (грехов). Слова, переводимые с иврита как «покрытие» и «крышка Ковчега Завета», имеют один и тот же корень. Имеет ли этот день отношение к суду? И если да, то какое? Чтобы в этом разобраться, имеет смысл взглянуть на Священное Писание сквозь призму еврейских традиций, где тема суда занимает особое место. И речь у нас пойдет не об одном праздничном дне, а о целом периоде в несколько дней, когда совершаются суды Божьи.

Все начинается с праздника, который имеет два названия: День трубного звука и Напоминание о трубных звуках. Про этот день в Священном Писании написано так: «Передай сынам Израиля: “в седьмой месяц, в первый день месяца, пусть у вас будет покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание» (Лев 23:24)*. В этот период принято трубить в шофар — трубу, сделанную из рога мелкого рогатого скота.

Со временем в еврейской традиции появилось еще одно название этого праздника, буквальный его перевод — Начало года; в еврейском летосчислении с этого дня начинается отсчет нового календарного года (нынешний— 5784-й от сотворения человека), поэтому в мире он известен как еврейский Новый год. Интересно, что на иврите слова, переводимые как «год» и «изменение», имеют один и тот же корень. И это логично, поскольку происходит смена года. Однако дело здесь не только в календарных изменениях. С древних времен День трубного звука преимущественно направлен на личную жизнь человека, и звук трубы является призывом к покаянию, результатом которого должны стать внутренние изменения в человеке. В это время года евреи размышляют над своими поступками в прошедшем году, приносят покаяние за совершенные грехи, просят у Бога прощения и милости. Цель этого праздника — переосмысление жизни, подготовка к наступлению нового года.

Таким образом, громкий звук рога — это призыв к покаянию. Шофар как бы говорит: проснитесь, спящие, проснитесь от сна; дремлющие, очнитесь от вашей дремоты; исследуйте ваши дела и «вернитесь к ответу» (вернитесь для того, чтобы служить Богу) — так буквально с иврита переводится слово, известное в русской Библии как «покаяние».

Ответ на вопрос, какое отношение все это имеет к суду, мы находим в тексте пророка Иоиля: «…трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» (Ио иль 2:1). В этом тексте упоминается день Господень. Так называется день Суда Божьего на языке пророческих книг Библии. Этот Суд предвосхищает звук шофара. Посему естественная реакция верующего человека на звук трубы — покаяние. Итак, звук шофара возвещает грядущий суд.

Еще один смысл мы найдем у раввина по имени Шауль из Таршиша, который больше известен как апостол Павел. Он писал церкви города Фессалоники: «…Сам Господь при возвращении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде…» (1 Фес 4:16). Я специально упомянул о статусе Павла до его встречи с Христом, дабы было понятно, что речь идет о человеке, который прекрасно знал Писания и еврейскую традицию и опирался на них в своих рассуждениях.

Итак, воинство небесное возвестит и будет приветствовать приход Мессии как Царя и Победителя трубными звуками. Эта картина возникает не на пустом месте. Павел хорошо знает, что в Древнем Израиле так было принято приветствовать царя — звуки шофара возвещали о его появлении. Помазание царя на царство сопровождалось особо громкими и продолжительными звуками шофара, что придавало событию исключительную торжественность. Для еврейского народа приход Мессии, или, точнее сказать, Его возвращение (в христианском понимании), означает установление Его Царства на земле. Возвращению же предшествует то, что на страницах книг пророков называется судом праведности.

Павел говорит о возвращении Мессии как о грядущем событии. Почему это важно для нашего рассуждения? Потому что, с одной стороны, когда это произойдет, мы не знаем, а с другой — мы должны быть всегда готовыми к Его возвращению. О неизбежной встрече с Ним как нельзя лучше напоминает пронзительный звук трубы — голос шофара, как бы говорящий, что в преддверии суда человеку необходимо ответить перед Богом, покаяться, дабы иметь шансы на милостивый суд. Чтобы быть готовым к этому событию, необходимо регулярно исследовать свою жизнь и исправлять грехи. Кроме этого, со времен Богоявления на Синае, которое сопровождалось звуками шофара, в традиции считается, что этот звук напоминает о господстве Бога над всеми народами земли.

Итак, период судов Божьих в традиции начинается с Дня трубного звука. После этого праздника идет десятидневный период, который принято называть Днями трепета. В эти дни трубят в шофар, совершают молитвы покаяния, причем подчеркивается, что трепетать нужно не перед катастрофами, террористами, войнами или кризисами, а перед Всевышним. Это самый суровый период еврейского года, когда каждый человек должен предаваться покаянию и глубокому осмыслению своей жизни. Поэтому даже суббота, приходящаяся на один из десяти праздничных дней, называется Субботой покаяния.

Суббота, первый из праздников Господних, по сути своей — радостный праздник, и все традиции, связанные с ним, радостные. Суббота покаяния — тот редкий случай, когда, скажем так, не только радуются. Именно поэтому для традиционного чтения из Пророков во время утренней молитвы в синагогах в этот день выбран текст, который начинается словом «обратись»: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего» (Ос 14:2).

Дни трепета продолжаются до Дня покрытия (Судного дня), которым этот период заканчивается. В день суда выносится и провозглашается приговор. Именно поэтому в преддверии него у евреев принято желать друг другу хорошей записи в Книге Жизни (дословно: «хорошей завершающей подписи, или печати»), то есть положительного решения суда, которое зависит лишь от Божьей милости. Именно поэтому Библия предписывает в этот день смиряться. Смирением человек показывает, что полагается на милость Божью, без которой на суде не устоять.

Интересная деталь: положительное решение выносится не за прошлый год, а на будущий, то есть на весь период до следующего осеннего цикла праздников Гос­подних. Человек как бы говорит: «Господь, смилуйся надо мной, даруй мне еще один год жизни служить Тебе». Именно служить. И все это обретает особый смысл в свете Праздника кущей, следующего за Днем суда.

День суда в праздниках Господних

Праздник кущей раввины называют великим. В Писании говорится об особой радости этого праздника: «Семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Втор 16:15).

Что мы знаем об этом празднике? Как и у всех праздничных дней, имеются три уровня интерпретации его смысла. Это праздник сельскохозяйственный, когда приносятся особые дары. Это праздник исторический, празднуемый в воспоминание исхода Израиля из Египта, когда народ должен жить в шалашах. Это празднование грядущего Царства Мессии.

В свете нашего рассуждения о суде нам особенно интересна третья интерпретация. Кущи — это один из трех праздников, сопровождающихся паломничеством. Закон предписывает народу явиться в Иерусалим, чтобы предстать в этот праздник пред Царем. У пророка Захарии мы находим следующий текст: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Зах 14:16), указывающий на тесную связь между этим праздником и Царством Мессии. Руководствуясь этим текстом, многие христиане уже сегодня устремляются в Иерусалим на Праздник кущей, но истинное исполнение написанного состоится лишь в Тысячелетнем царстве.

Есть несколько причин для такого толкования текста из Книги пророка Захарии. Во-первых, это пророчество о празднике грядущем. Упоминая этот праздник, Библия устанавливает связь прошлого с будущим: Бог заповедал праздновать Его в прошлом, и обещано его празднование в будущем. Далее мы видим, что этот праздник заявлен как международный, поскольку пророк прямо говорит, что из всех народов будут приходить в Иерусалим. То есть, если некогда этот праздник был исключительно уделом еврейского народа, то теперь мы видим, как люди из всех народов собираются для интернационального, многокультурного, всемирного празднования.

Подведем итог нашему рассуждению о Судном дне. Четырнадцатая глава Книги пророка Захарии повествует об окончании большой войны. В Слове Божьем сказано, что однажды народы земли соберутся, чтобы идти войной против Иерусалима. Эта война закончится победой Израиля, ведь Сам Господь будет сражаться за Свой народ (см.: Зах 14:3–4). Затем ожидается возвращение Мессии, которое ознаменуется двумя событиями: Судом праведности и установлением Его Царства. Те из числа наступавших на Иерусалим народов, кто выживет, вновь вернутся в Иерусалим, но не для сражений, а чтобы склониться перед Господом Воинств, подчиняясь Царю царей, как сказано у пророка Исаии (см.: Ис 2:2–3). И это будет означать, что пришло время Царства Иисуса Христа.

Фото: gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone