Люди следуют в жизни своим приоритетным принципам: мы ищем безопасности, стабильности и комфорта. Но это не приносит желаемого результата, мы теряем близких, несем убытки от лукавых людей, подвергаемся незаслуженным преследованиям. Нам кажется, что надо бы действовать жестче — для лучшего эффекта. Однако, когда мы читаем Библию, в ней звучат иные призывы. И возникает неловкое ощущение, что тексты Библии в наше время утратили свою актуальность. Ну они актуальны, конечно, в вопросах спасения, но в бытовых практических и повседневных вопросах библейские принципы, кажется, уже не работают, и их нужно пересматривать. Однако актуальность библейских принципов — не в их соответствии светским представлениям о жизни, а в том, что они парадоксальным образом проистекают из вечности. Рассмотрим три таких парадокса.
Парадокс первый. Все, конечно, знают притчу о блудном сыне (см.: Лк 15:11–32) или слышали о ней. Что же необычного в этой истории? С современной точки зрения — ничего. Младший сын оказался неблагодарным и нетерпеливым, как и большинство людей сегодня. Этот сын потребовал от отца будущее наследство, получил его и уехал из дома, чтобы жить в свое удовольствие. В глазах своих друзей он был красавчиком. Однако своей семье — отцу и брату — причинил боль.
Необычно в этой ситуации выглядит отец семейства. В начале истории этот отец теряет не только часть своего имущества, но и сына. Кажется, что он довольно слабый человек: не смог сказать нет младшему сыну, позволил ему поступить бессовестно. В начале истории сын, живя с отцом, не очень-то любит его и готов оставить. Через некоторое время, потеряв все, сын решил вернуться в отчий дом. И он уже ничего не требует для себя и ничего не ожидает. Однако отец по-прежнему его любит, бежит ему навстречу, снимает перстень со своей руки и надевает сыну на палец, накрывает богатый стол. Отец не может сдержать радости — сын вернулся: был мертв и теперь ожил, пропадал — и нашелся! Нет части имущества, боль разлуки и переживаний — в прошлом, но сейчас сын все осознал и вернулся. И мы знаем, что Иисус, рассказывая об этом отце, говорил о Боге, милосердном и терпеливом, который ждет нас.
Итак, первый из библейских парадоксов вовсе не знаком современности, потому что сегодня принято требовать своего или забирать чужое. Этот принцип звучит так: отдавай, чтобы получать! Отдавать же следует не потому, что, зная этот принцип, ты хочешь получить побольше для себя, а из любви к другим. Дающий таким образом обретает больше, чем отдал: Бог, любя каждого человека, отдал Своего Сына за нас — и приобрел миллионы верных и любящих Его детей, Мессия добровольно отдал за нас Свою жизнь, пошел на Голгофу, и миллионы людей обрели вечную жизнь.
Отдавайте. Вы ведь что-то умеете делать очень хорошо? Так предложите помощь кому-то в церкви или своим соседям, сделайте это ради Бога, не прося платы за труд. Даже если у вас мало времени, найдите возможность послужить людям. Иисус сказал Своим последователям: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:35–40).
Проявите усердие в финансовом служении Богу — принесите ваши десятины в церковь. Вы скажете: «Сейчас все так сложно, непредсказуемо, нестабильно, надо обеспечивать себя и семью». Верно, но именно ваша жертвенность и ценна в глазах Бога. Когда нет никаких гарантий извне, у нас есть самые твердые гарантии Бога: Он нас обеспечивает и дает нам достаток во всем, чтобы мы уделяли из него тем, кто в этом нуждается. Если любите Бога — давайте!
То же самое и в быту. Прежде чем требовать уважения от других, сами проявите уважение и внимание к человеку рядом с вами. Позаботьтесь о нем. Просто из признательности и в знак благодарности Богу за этого человека.
На работе трудитесь так усердно, как только умеете, чтобы работодатель почувствовал где-то глубоко внутри, что он вам недоплачивает. Кажется, что люди должны воспользоваться вашими наивностью и ответственным отношением к труду. Возможно. Ровно так же, как использовал любовь отца в своих целях младший сын. Но уверяю вас, ваша добрая репутация станет всем известна, и вас везде будут приглашать на работу. Ваш труд — свидетельство того, что вы следуете библейским ценностям.
В семьях муж и жена, как правило, заботятся друг о друге некоторое время после свадьбы. Но этот принцип должен работать всю жизнь, он не имеет срока давности. Не ждите от своей половины взаимности. Брак — это жертва. Хороший брак — это добровольная жертва с обеих сторон. Вы скажете, что это трудно. Но ведь именно так поступил отец в притче о блудном сыне. Служите своей половине в браке больше, чем служат вам. Не считайте свои добрые дела. Они все учтены. За вечность этого принципа отвечает Сам Господь! Ваша добродетель — свидетельство о Боге.
Парадокс второй. Чтобы обладать, нужно отпустить. Павел пишет некоему Филимону (см.: Флм 1:9–16), чтобы тот не преследовал своего беглого раба Онисима, а принял его как брата: «Чтобы доброта была явлена не по долгу, но по желанию» (14-й стих). Павел призывает Филимона по-новому взглянуть на себя и на то, что Бог даровал ему. Филимон должен помнить о том, что и он также раб — Господа Христа. А Онисиму нужно теперь служить двум господам — и Христу, и Филимону — так же, как Самому Христу.
Этот принцип особенно важен в отношениях верующих детей и еще не уверовавших родителей и, наоборот, — верующих родителей и неверующих детей. Или когда один из супругов находится в служении, и у него остается меньше времени на общение с семьей. Мне известны случаи, когда в семьях возникает из-за этого серьезный разлад. Такой христианин и такой служитель несут в этих ситуациях двойную ответственность. Подобно Онисиму, они теперь должны служить двум господам — и Христу, и своей семье. Возможно, теперь у них останется меньше личного времени, но, поскольку они рабы Божии, им нужно стараться угодить обоим господам. Если по каким-то причинам кто-то не может лично участвовать в служении, позаботьтесь о тех, кто служит, и вам также будет обеспечена награда.
Третий парадокс христианства. Умереть для себя, чтобы жить. Это, наверное, самый странный библейский принцип. В своем Послании к Галатам апостол Павел пишет: «…и уже не я, но Христос живет во мне. Моя жизнь в этом теле — это жизнь верой в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего Себя за меня. Я не отвергаю благодать Божью» (Гал 2:20–21, НРП).
Это одно из проявлений вечности в нас. На каком-то этапе жизни мы приходим к Богу и вдруг ясно понимаем свое предназначение, видим свою жизнь в свете Божьего замысла о себе, начинаем осмыслять все свои дела и планы с точки зрения вечности. Годами мы копим всевозможный хлам в виде вещей, привычек — чего угодно, что добавляет нам суеты и не имеет отношения к вечным ценностям. Примеры? Да все, что мы делаем ради своего статуса, — в сердце вы все об этом знаете, зачем вам важно обладать всем этим и как оно вам греет душу.
Но Павел пишет о себе, что будто бы уже и не он сам живет на земле, а Христос в нем. Что он имеет в виду? Как мы помним, однажды все радикально поменялось в его жизни. Савл, как его именовали вначале, был горячим сторонником иудейского учения, он много и прилежно учился. Высокопоставленные служители и чиновники отмечали его религиозную ревность, образованность, у него были необходимые знакомства и связи. Его высокий статус и дальнейший карьерный рост были очевидны. Но внезапно, к удивлению всех, он выбрал путь, не сулящий ни безопасности, ни стабильности, ни комфорта, ни славы: он выбрал служение Иисусу, а через Него — другим людям, и это стало смыслом и целью его жизни.
А у вас были такие изменения? Повлияло ли ваше обращение ко Христу на ваши жизненные цели и планы? Изменились ли они только на воскресный день, когда вы ходите в церковь? Вы живете ради Бога? Если по большому счету никто не замечает в вас ничего необычного, то вы все еще живете для себя или своей семьи и продолжаете идти своей, а не Божьей дорогой. Вы хотите что-то изменить в своей жизни?
Фото: gettyimages.ru