Тема

Нищета духа — первый шаг к вечности

Мария Романова
Журнал/Архив/Номер 96/Нищета духа — первый шаг к вечности
Нищета духа — первый шаг к вечности

Сегодняшний мир скорее побуждает людей иметь больше, чем быть лучше, поэтому человек, далекий от христианства, прочитав евангельские Заповеди блаженства, будет либо недоумевать, либо даже возмутится: «Как это так — все стремятся стать богаче и значимее, а я должен довольствоваться “нищетой духа”, быть плачущим и смиренным?»

Заповеди блаженства мы находим в самом начале Нагорной проповеди Христа:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:3–12).

Эти слова нелегко понять и воплотить в своей жизни, хотя они несут нам свет и свободу. Даже в духовной сфере мы часто мыслим по-мирски: хотим успеха, гонимся за количественными показателями нашего духовного роста или миссионерской деятельности. Заповеди блаженства ошеломляют, их трудно читать — возникает какой-то внутренний протест, ведь кажется, что они требуют от нас полной беззащитности и уязвимости: нищеты, смирения, кротости.

Вспомним евангельский эпизод, когда Иисус произносит заповеди. В Евангелии от Матфея мы читаем, что толпы людей стекаются отовсюду, чтобы послушать Иисуса: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф 4:23–25).

И вот Иисус поднимается на гору,  ученики собираются вокруг Него, а дальше — огромная толпа. Люди, окружившие Иисуса, жаждут исцеления, счастья, решения своих проблем. Наверное, им хочется, чтобы Иисус, словно волшебник, «взмахнул палочкой» — и все мгновенно устроилось в их жизни.

Иисус и правда произносит обетования блаженства, девятикратно их повторяя. Но что это? Он говорит не просто о земном счастье, к которому стремится каждый человек. Иисус говорит о счастье, которое можно обрести в обстоятельствах, казалось бы, ничего общего с блаженством не имеющих, и в этих обстоятельствах человеку даются удивительные дары Божии. Сразу после этого Иисус говорит, что ученики должны быть солью земли и светом миру (см.: Мф 5:13–16). Он прекрасно знает человеческие слабости и недостатки учеников, но все же призывает их (а значит, и нас) свидетельствовать своей жизнью. Путь к истине и свету лежит как раз через исполнение Заповедей блаженства.

Размышляя над этими заповедями, мы увидим, что в них сокрыт портрет Самого Иисуса. Христос был по-настоящему нищим духом в Своей готовности исполнить волю Отца в Крестной жертве. Он был милосердным, чистым сердцем, изгнанным за правду. Воскреснув, Он обрел блаженство Царства Небесного. Это значит, что и мы, стремясь исполнять Заповеди блаженства, получим особый дар внутреннего преображения, близости с нашим Отцом Небесным, встреча с которым предстоит нам в вечности. Заповеди блаженства описывают то самое «новое сердце», о котором говорил пророк Иезекииль (см.: Иез 36:26) и которое Святой Дух творит в нас, если мы открываемся Богу и хотим жить по Евангелию. Заповеди блаженства говорят об обстоятельствах по-человечески непростых, но именно в них мы можем обрести блаженство, потому что Святой Дух преобразит нашу скорбь и явит нам присутствие Бога. Заповеди блаженства приглашают нас к такому расположению души, которое позволяет Богу свободно действовать в ней.

Во второй части каждой заповеди говорится о даре, который она несет человеку: обладание Царством, утешение, помилование, созерцание Бога, обретение Бога как Отца. Это самое драгоценное, что может желать человек, если он понимает, что земная жизнь — это лишь подготовка к встрече с Богом в вечности.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» — эта первая заповедь — источник всех последующих: «… вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8:9), — пишет апостол Павел. Крайняя бедность или пустота души разрушают человека, с такой нищетой нужно бороться. Но есть другая нищета, которая становится источником жизни и радости, именно о ней говорит Иисус. Когда Иисус отправляет апостолов на миссию, то провожает их такими словами: «…проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10:7–8). Ученики должны полагаться только на Божее провидение, никакой «материальной поддержки» Иисус им не обещает. И в то же время дает им великие дары: благодать исцеления, власть над злыми духами, способность приносить мир. Святой Дух действует в нищете учеников с огромной силой. Наверное, смысл духовной нищеты в этих словах: «даром получили, даром давайте». Все в жизни принимать как дар от милосердного Бога, оделяющего нас благами щедро и бескорыстно, и с такой же щедростью и бескорыстием делиться тем, что имеем, с другими людьми.

Израиль странствовал сорок лет после исхода из Египта, и это странствование стало символом пути, который проходит любая душа. В Книге Второзаконие Моисей, обращаясь к народу, говорит об этом опыте странствования и смысле духовной нищеты: «Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Гос­пода, живет человек; одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор 8:2–5).

В страданиях, нищете и униженности Израиль обретает опыт веры, упования на Божье водительство. Так происходит и в судьбе отдельно взятого человека. Подобный опыт рождает в душе голод по Богу, помогает осознать, что есть истина, побуждает устремить к Богу все свои желания.

Итак, быть нищим перед Богом — это значит признать себя Его творением, во всем зависящим от Божьей любви и милосердия, признать себя грешником, который нуждается в прощении. Это значит видеть и принимать себя в истине — несовершенным и слабым. Конечно, из этого не следует, что можно махнуть на все рукой и не стремиться стать лучше. Это означает, что нужно уповать не на свое совершенство и силу, а только на Бога, не впадать в уныние от своих слабостей.

Апостол Павел говорит, что сила Божия совершается в немощи: «Потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12:9–10).

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone