В молитве Христовой, которой Он научил Своих учеников, есть прошение о пришествии Царства Божьего (см.: Мф 6:10; Лк 11:2). Иоанн Креститель проповедовал о том, что Царство Небесное уже близко (см.: Мф 3:2), и с этого же начал Свою проповедь Спаситель (см.: Мф 4:17), Его Евангелие называется Евангелием Царствия (см.: Мф 4:23). Что это значит?
Собственно, уже в начале Нагорной проповеди звучит обетование о вхождении в новую реальность для тех, кто обладает качествами, приводящими к блаженству (нищие духом, изгнанные за правду; см.: Мф 5:3, 10). И совершенно не важно, как понимать блаженства, — как этическое наставление (заповеди для вхождения в эту реальность) или устав общинной жизни (как жизнь в благодати внутри церкви). «Для Бонхеффера не играет особой роли вопрос: о поступках ли учеников говорят заповеди блаженства или претерпевании; важно лишь то, что речь идет о жизни с Христом и следовании за Ним: “Община нареченных блаженными — это община Распятого. С Ним она потеряла всё, но с Ним всё и обрела”» (Луц У. Нагорная проповедь. — М.: ББИ, 2014. С. 69, 70).
Нужно пояснить слово «царство». Ясно, что будущие жители Нового Божьего мира будут жить на планете Земля — она сотворена Богом для жительства (см.: Ис 45:18), поэтому речь идет не столько о месте, сколько о времени, когда Бог будет царствовать. Здесь уместно вспомнить слова Писания: «Господь царствует: да трепещут народы!» (Пс 98:1). Именно глаголом передается идея царствования Бога, Его воцарения, Его непосредственного правления. Тогда это прошение можно было бы передать так: «Пусть наступит время Твоего царствования».
Царствование — в будущем? Ведь сейчас время действия темных сил. Но Иисус говорит, что Царство Небесное близко, приблизилось. Как варианты встречаются словосочетания «Царство Отца», «Царство Сына Человеческого» или просто «Царство». Когда христианство перешагнуло границы земли Израилевой, людям эллинистической культуры было трудно понять этот термин. Вероятно, поэтому в Евангелии от Иоанна, а иногда и в других Евангелиях употребляются в том же значении слова «вечная жизнь» или просто «жизнь». Достаточно вспомнить гиперболу Христа об отсечении вводящих в соблазн (грех) рук или ног: «Лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги» (Мф 18:8). Новизна провозвестия Иисуса заключается в том, что Он объявил о наступлении Божьего владычества уже в ближайшем будущем и наполнил это понятие новым содержанием (см.: Кузнецова В. Н. Евангелие от Матфея: Комментарий. — М.: Общедоступный православный университет, 2002. С. 84).
Царство Небесное, Божья реальность — это нечто неоднозначное, непросто понимаемое, для этого нужно много аналогий. Иисус говорит, что в этом Царстве могут быть малейшие и великие. «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5:19). Заповеди Иисусом не устраняются, они получают новое истолкование, более глубокое: к убийству приравнивается грубое слово, к прелюбодеянию — вожделеющий взгляд и развод. Есть ли в новом времени разные места? «Такие представления в иудаизме существовали, они соответствуют потребности в индивидуальном возмездии в вечности (И. Иеремиас)… Кто нарушает меньшие заповеди Торы и учит соответственно, то, хоть и получит меньшее место в Царстве Небесном, но все-таки туда попадет… Заповедь любви находится в центре, обрядовые предписания второстепенны. Но они тоже часть Закона, который Иисус исполняет целиком» (Луц У. Нагорная проповедь. — М.: ББИ, 2014. С. 134, 135).
Новый Завет, установленный Иисусом, с одной стороны, полностью основан на иудейском понимании связи общины с Богом, но с другой — в центре завета находится Сам Спаситель. Он обещает пребыть с учениками «во все дни, до скончания века» (Мф 28:20). Слово «век» (греч. «айон») означает не только время (эон), оно шире: «1) век, вечность; “ап айонос’ и ‘про айонос’ испокон веков, изначально; 2) время, век, миропорядок; 3) Эон (персонифицированная сила зла); 4) мир, нынешняя жизнь (Мф 13:22; Мк 4:19)» (Ньюман Б. М. Греческо-русский словарь Нового Завета. — М.: РБО, 1997. С. 16). И время, когда Он входит в этот мир, объявлено Им прямо: «Царство Божие — среди вас» (Лк 17:21). Надо заметить, что вот это указание на Себя понималось и как «Царствие Божие внутрь вас есть». Это смещение Царства во внутренний мир человека не есть неверное понимание, оно действительно созидается внутри человека, но созидается при этом тем, что внутри человека укореняется Сам Христос. Он, будучи сущностью любви Божьей, и производит преображение человека, укрепляя его в вере (см.: Кол 2:7).
Как это происходит? Человеческое должно соприкоснуться с Божественным, а затем стать его частью. И вот здесь мы приходим к историческому описанию, представленному нам в Библии. Изначально человек был создан Богом по Его образу и подобию (см.: Быт 1:26, 27). После трагедии грехопадения человек потерял доступ к раю, саду Эдемскому, и возможность общаться с Богом непосредственно, хотя и мог слышать Его голос (см.: Быт 2–4). В Библии описываются люди, которые могли слышать голос Божий и которых посещали видения или пророческие сны, пророки. Через них Бог передавал Свою волю. Первым пророком стал Ной, предсказавший всемирный потоп: он, по повелению Божьему, построил ковчег, плавучий корабль, в котором спаслись его семья (он с женой и трое сыновей с женами — восемь душ) и весь животный мир.
Через пророка-патриарха Авраама Бог создает Себе Свой народ, который вышел из-за реки Евфрат, из Вавилона, и идет в указанную Им землю, Землю обетованную, Ханаан (позднее римляне прозвали ее Палестиной по имени одного из местных народов — пилиштим, или филистимлян). Так началась история богоизбранного народа, которой в основном и посвящена ветхозаветная часть Библии. Через этот народ во всем мире появилась идея Единого Бога, Всевышнего, Бога богов. Но только был Он далек и непонятен — об этом тоже говорится в Библии.
И тогда Бог приходит в этот мир Сам, становясь одним из нас: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин 1:14). Иными словами, Бог (Он назван Словом, Логосом) воплотился и жил среди людей, Своих людей. Еврейская девушка по имени Мария родила Сына, и нарекли Его именем «Иисус [Господь спасает], ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11).
Апостол Павел в одном из своих посланий описывает это так: «Бог не раз разговаривал с людьми через пророков, которые могли услышать или увидеть то, что Он им открывал. В эпоху Нового Завета Бог обратился к нам через Своего Сына. Он — Его наследник, но этот Сын и создал мир. Он есть сияние славы Божьей, отпечаток Его сущности, Его слово содержит всю вселенную» (см.: Евр 1:1–3; пересказ мой. — И. Л.).
Благодаря воплощению Бога, Первому Пришествию Христа, Его жизни среди нас нам открыт Небесный мир. Иисус Христос — наш Господь, который знает Бога: этим знанием Он поделился с нами. А еще Он отдал Себя, пожертвовал Собой, чтобы человек мог приобщиться к Небесному.
Это то, что сделал Бог. Что должен сделать человек, чтобы войти в это царство, обрести вечную жизнь?
«Иисус сотворил этот мир, Он был здесь, но мир Его отверг. Пришел к Своим детям, а они Его не признали. Но тех, кто признал Его Своим Другом и Спасителем и поверил в силу Его спасительного имени, Он усыновил, назвал Своими детьми. Они родились не от родителей, что любили друг друга, а непосредственно от Бога» (см.: Ин 1:10–13; пересказ мой. — И. Л.).
Итак, от нас ожидается вера в то, что у нас в лице Иисуса есть Друг и Спаситель. Это больше чем вера в некую истину, это доверие Тому, Кто уже пожертвовал Собою, Иисус из Назарета умер за то, чтобы мы обрели право стать Его братьями: Бог усыновляет нас. В момент нашего обращения к Богу в молитве Он нас слышит и отвечает. Мы становимся Его детьми. Это и есть соединение Божественного и человеческого. Вечное входит в нас, и мы обретаем вечную жизнь. В нас входит вечное Царство Божье. Для того чтобы мы могли достигнуть Небесного, Небесное воплотилось, стало человеком.
Да, однажды наступит вечное в смысле бесконечного, которое мы себе представить не можем. Будут драматичные события последних дней земли, когда мир будет бурлить, клокотать. А потом придет Господь во славе на облаках небесных. И тогда Он отделит овец от козлов (см.: Мф 25:31– 46), пшеницу — от плевел (сорняков) (см.: Мф 13:25– 30), а хорошую рыбу — от плохой (см.: Мф 13:47– 50). Но отделить можно только в том случае, если это лучшее, пшеница и овцы, будут на земле. Потому и звучит в Евангелии вопрос: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8). Вечное высаживается сегодня, оно прорастает в живущих на земле, чтобы однажды принести богатый урожай.
Как пишет апостол Павел, «этому Бог нас учит: что посеешь, то и пожнешь. Сеете для земного, пожнете земное, сеете для Духа, пожнете вечную жизнь. Добро делайте, не унывая; если рук не опустим, то в свой срок соберем урожай. Еще есть время, поэтому делайте добро всем, а больше всего — своим братьям и сестрам» (Гал 6:7–10; пер. мой. — И. Л.).
Фото: gettyimages.ru