Мир Библии

От ада до рая

Михаэль Каплан
Журнал/Архив/Номер 96/От ада до рая
От ада до рая

В этой статье в большей степени речь пойдет об иудейском подходе к вопросу посмертия, что, возможно, поможет нам лучше понять, как сформировался христианский взгляд по данному вопросу. Рассуждая о вечности с позиции Ветхого Завета, необходимо учитывать следующее: в Торе упоминания о посмертной участи человека практически отсутствуют, не больше света проливают на этот вопрос книги пророков и прочие Писания. Поэтому, чтобы разобраться в ветхозаветных идеях, связанных, в частности, с адом (геенной), я буду обращаться к иудейским толкованиям Писаний.

В Книге Екклезиаста мы находим такие слова: «Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доб­рому и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы» (Еккл 9:2). Существует ли различие в посмертной участи для людей? Посмертную участь в аду (так переводится еврейское понятие «гехинном»¹) иудаизм противопоставляет участи в «будущем мире», где человек пребывает с Богом, в раю, или Царстве Божием.

Сначала давайте рассмотрим, что в иудаизме подразумевается под понятием «ад», или «гехинном». Ко времени прихода Мессии сложилась религиозная партия саддукеев, чья вера строилась исключительно на Пятикнижии, и это неслучайно. Как известно, саддукеи в жизнь после смерти вообще не верили и считали, что жизнь человека продолжается в его потомках. В других же ответвлениях иудаизма существовали представления о двух видах посмертного воздаяния: наказании адом и наказании отсечением. Пребывая в аду, души в страшных мучениях проходят процесс очищения. Протестантизм и православие не разделяют эту идею, но нам нужно о ней сказать, чтобы потом перейти к пониманию христианами ада как посмертного вечного воздаяния за грехи.

Разумеется, такому наказанию подвергается не тело, а душа. Но какой же может быть кара для бесплотной души? Картины, где запечатлены сожжение или котлы с кипящим маслом, — это лишь образы. Ибо сжечь можно только материальное. А значит, и огонь для бесплотных вещей также должен быть иной — нематериальной природы. Согласно представлениям иудеев, ад поделен на семь уровней², где бесплотные души горят в «бесплотном огне» и таким образом очищаются³. Идею чистилища у иудеев католики позаимствовали католики, а Данте — идею кругов ада, описанных в «Божественной комедии». Толкователи при описании этих уровней упоминают Корея, про которого написано: «…и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Чис 16:33). Это, пожалуй, единственное упоминание об аде в Торе.

Интересно, что, рассуждая об этом «бесплотном огне», многие древние толкователи предполагали, что он способен оказывать влияние и на физический мир, например нагревать материю.

Итак, наказание в аду осуществляется посредством «бесплотного огня», происхождение которого неизвестно. Можно предположить, что это тот самый «свет во мраке», появившийся в начале творения: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт 1:4). Этот свет появился до создания светил, а значит, он, скорее всего, нематериален, что и делает возможным его очищающее воздействие на нематериальные души. В одном из трактатов Талмуда есть такая идея: «Огонь материальный был сотворен по окончании субботы, тогда как огонь ада на второй день» (пер. авт.). Природа этого света-огня абсолютно непостижима, но источником его, безусловно, является Бог. В качестве одного из обоснований такой точки зрения приводятся слова пророка Исаии: «Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис 30:33). Существовали также и толкования, согласно которым из того же огня-света были сотворены и ангелы Господни, и это объясняет участие ангелов в адских наказаниях.

Итак, подведем итог. Согласно воззрениям иудеев, Гос­подь, сотворивший бесплотные души, сотворил и бесплотный огонь ради наказания этих душ. Цель этого наказания — очищение. Некоторые толкователи считают, что наказание-очищение длится год. Идея эта спорная, поскольку неизвестна взаимосвязь времени и вечности. Время как четвертое измерение существует в этом мире. Некоторые представляют вечность как бесконечное время. Но библейские источники не дают нам достаточно оснований утверждать, что в грядущем мире будет существовать время.

Второй вид наказания считался более суровым. О нем в Пятикнижии написано так: «…и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее…» (Лев 23:30). Еврейское слово «карет» может переводиться как «отсечение» или «истребление». Так как душа человека сотворена по образу и подобию Творца, она в отличие от душ животных просто так исчезнуть или распасться не может. В Талмуде утверждается, что приговоренные к истреблению (карету) души, пройдя двенадцать месяцев адских мучений, сжигаются. Разумеется, тогда возникает вопрос, как тогда расценивать написанное у Исаии: «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис 66:24). Ответ же толкователей таков: они будут пеплом под ногами праведников.

Интересная деталь: Иерусалимский Талмуд рисует картину, более близкую к новозаветным представлениям об аде. В нем можно найти упоминание об огненной реке, упомянутой пророком Даниилом (см.: Дан 7:9). В Новом Завете (см.: Откр 20) есть близкий образ озера огненного. Мучение же заключается в том, что отсеченная от Творца душа стремится приблизиться к Нему, но ее грехи делают это невозможным. В Талмуде это выражено так: «А души нечестивцев желают и томятся» (пер. авт.). Это неисполнимое желание и ассоциируется с горением.

Теперь перейдем к награде — раю, или Царству Мессии, или Миру грядущему. Иудеи считают, что рай испытывать можно на земле, в физическом мире, и на Небе, в нематериальном мире. Эта картина перекликается с новозаветными представлениями о Царстве Мессии, так как тоже осуществляется в два этапа. Сначала на земле — тысячелетнее Царство Господа. Затем осуществляется Небесный Иерусалим. Граница между этими двумя воплощениями Царства в Новом Завете более четкая.

В отличие от Нового Завета, где спасает и очищает грешника принятие жертвы за грех, которую принес Мессия на кресте, в иудаизме душа праведника после смерти должна пройти определенное преображение, после чего она становится подобной душе Адама до грехопадения. Для этого она должна быть испытана нижним Эдемом (евр. Ган-Эден), так как считается, что душа не может сразу вынести воссоединения с великим нематериальным Светом, ей необходим переходный период. И лишь после этого душа перейдет в вышний Эдем. Рамбан описал этот процесс так: «…тот низший Ган-Эден… сам есть часть награды и наслаждение души. Хотя они и вне тела, и уже отведено им место среди высших существ…» (Шабат 152б). Важно подчеркнуть, что здесь речь идет не о материальных наслаждениях, а о наслаждении, которое испытывает душа, приближаясь к Свету Жизни, льющемуся из врат Небес, или из Небесного Иерусалима. После года пребывания там душа «возвышается над телесным знанием, облачается в ангельское достоинство и коронуется венцом будущего мира». Впрочем, это не означает, что в нижнем Эдеме нет вообще ничего материального, в том числе материальных наград. Иисус говорил Своим ученикам, что Он приготовит трапезу ученикам. По сути, эти Его слова отсылают нас к одному из древних мидрашей: «В будущем приготовит Святой, благословен Он, трапезу праведникам в Ган-Эдене»¹⁰ (пер. авт.). В Книге Откровение последние главы тоже говорят о возможности принимать пищу в этот период.

Итак, подведем итог. Цель посмертного воздаяния в иудаизме — это приготовление к эпохе воскресения мертвых, каждая душа пройдет соответствующий ее уровню путь и претерпит определенное преображение, после чего получит новое, принципиально другое тело. Преображающая энергия исходит из Источника первозданного света. Души грешников реагируют на этот свет мучением, сравнимым с огнем пожирающим. Тогда как для душ праведников этот свет становится духовным наслаждением, постижением, познанием нового уровня, прежде недоступного. По мере его постижения душа укрепляется, восстанавливается и готовится к той жизни, которая ей предстоит во время воскресения в теле. Это и завершает ее преображение, прежде нежели она обретет новое тело в назначенный срок.

1Талмуд в трактате Эрувин (19 а) говорит о семи названиях гехиннома (ада). Электронный ресурс https://toldot.com/blogs/rkuklin/kuklin_538.html (дата обращения 21 сентября 2023 года).

2На каждом уровне — по десять народов, так как считалось, что их всего семьдесят.

3Также догмат о чистилище существует в католической церкви, в канонических книгах Библии упоминаний о нем нет.

4Талмуд, издание Уильяма Дэвидсона. Песахим. Электронный ресурс https://www.sefaria.org.il/Pesachim.54a.3?lang=he (дата обращения 21 сентября 2023 года).

5Тофет (евр.) — библейское понятие, обозначает место в долине сыновей Еннома, где израильтяне, начиная с правления царя Манассии и до царствования царя Иосии, приносили в жертву Молоху своих детей (см.: 4 Цар 23:10; 2 Пар 33:6; Иер 7:31, 32; 19:5, 6, 11–14). Это происходило на высоте (см.: Иер 7:31; 19:5), сооруженной для этой цели; более точных сведений о Тофете нет (см.: Библейский словарь Брокгауза и Эфрона).

6Талмуд, издание Уильяма Дэвидсона. Рош Хашана. Электронный ресурс https://www.sefaria.org.il/Rosh_Hashanah.16a.1?lang=he (дата обращения 121 сентября 2023 года).

7Талмуд, издание Уильяма Дэвидсона. Шаббат. Электронный ресурс https://www.sefaria.org.il/Shabbat.152b.1?lang=he (дата обращения 21 сентября 2023 года).

8Там же.

9Там же.

10Талмуд, издание Уильяма Дэвидсона. Бамидбар Раба 13.2. Электронный ресурс https://www.sefaria.org.il/Bamidbar_Rabbah.13.2?lang=he (дата обращения 21 сентября 2023 года). (Пер. авт.) 

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone