Тема

Шагнуть в бездну

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 95/Шагнуть в бездну
Шагнуть в бездну

Наш путь к горной вершине пролегает через курумник¹ — царство камней. Беспорядочная россыпь валунов разной величины и формы — результат камнепадов, свидетельство невероятной силы природы. Будто невидимая гигантская рука смахнула каменные обломки с гор, как крошки со стола. Любому альпинисту или горному туристу известны утомительные переходы по этим каменным долинам, когда маршрут вынужденно петляет среди доломитовых глыб. Каменный хаос, который невозможно упорядочить, остается лишь принять как предлагаемые обстоятельства. Пройти курумник, пересечь его из конца в конец означает одержать символическую, но очень важную психологическую победу: внешний хаос не смог поколебать упорядоченность нашего внутреннего космоса. Гармония нашего мира оказалась сильнее внешней бессистемности и непредсказуемости. Все-таки как много для человека значит внутренний порядок! Со времени грехопадения, когда окружающий мир вышел из-под его власти и оказался для него небезопасным, человек стал создавать вокруг себя островки предсказуемости (города), а внутри себя — систему координат, в которой каждое явление обретает свое объяснение и место на «полках сознания». Весь арсенал мышления (способность анализировать, синтезировать, прогнозировать, рефлексировать) был направлен на то, чтобы расширить границы упорядоченного мира, человеческого космоса. Даже явления мистического порядка мифологическим сознанием были подвергнуты систематизации. А научные изыскания последних 60 лет подвергают математическому анализу и исчислению само явление хаоса. У потребности преодолеть хаос два источника: тоска по божественной гармонии, в которой неопределенность и бесформенность не таили в себе опасности, и самоотверженная попытка доказать самим себе, что, побеждая и упорядочивая хаос, мы существуем.

Но вот курумник пройден, и мы продолжаем путь дальше, к вершине. Насколько все-таки в человеке заложено стремление к Богу! Покорение горных высот, желание преодолеть притяжение Земли и парить в небесах, погружение в морские глубины — все это не что иное, как неосознанное желание отыскать Путь. Это смутное ощущение себя как странников, которые, живя в этом мире, не могут назвать его до конца своим. И мы стремимся к вершине, неся с собой наш хрупкий внутренний строй. Мы бросаем вызов тому, что гораздо больше нас. Мы символически воплощаем то поручение, которое однажды Бог дал человеку, — «...владычествуйте над природой». И, стоя на покоренной вершине, мы как бы утверждаем: да, мы не можем преобразить землю, но мы несем в себе данную Богом саму эту способность: придавать форму тому, что ее не имело, и упорядочивать хаос.

Но почему мы так не любим этот хаос? Почему, когда его «мало», мы чувствуем энергию творчески его преобразить, а когда «много» — свою беспомощность перед ним и страх, что наш внутренний космос окажется деформированным? Оставим этот вопрос пока без ответа. И поговорим еще об одном понятии, схожем по своей природе с хаосом, — о бездне. Изначально в древнееврейском языке этим словом обозначалось собрание вод, из которых затем Бог творил землю². Образно можно было бы назвать бездну глиной для творчества. Другими словами, чтобы Творец мог создать нечто, придать ему смысл и форму, у этого нечто не должно быть структуры и упорядоченности. Оно должно пребывать в состоянии хаоса. Получается парадокс: хаос, которого мы страшимся, становится необходимым условием для Бога во взаимоотношениях с нами. Как нам с этим согласиться? Как принять? Ведь наш внутренний космос отражает то, как мы понимаем мир, то, почему мы называем нечто добрым и злым, правильным и ложным, достойным и низким. В упорядоченном нами мирке рождаются смыслы и ставятся цели. Мы всю жизнь его выстраиваем, мы считаем это нашим достижением и достоянием, мы этим дорожим. Но Бог… когда Он хочет привести наше сердце и душу в соответствие со Своим миром, с реальностью Царства Божьего, наш мирок становится преградой. Он Сам зовет нас в состояние некоего хаоса. В состояние, когда нас перестает определять наша внутренняя гармония и упорядоченность, когда мы перестаем за нее держаться. Нет, речь не идет о стирании личности или какой-то дезинтеграции «я». Этот путь к хаосу и есть путь смирения, умаления, духовного обнищания. Это личностный акт, который можно избрать только свободно. А также это путь доверия Божьей любви, потому что мне предстоит расстаться с тем, с чем я себя идентифицировал и с чем соизмерял свою жизнь, пройти через маленькую смерть в надежде, что Бог воскресит меня в Своем упорядоченном мире со Своими смыслами. С понятием хаоса тесно связана природа веры: чтобы что-то призвать к существованию (дать бытие), это «что-то» должно быть за пределами чувств и ощущений³. Вызываемая словами веры к жизни первоматерия обретает форму, или, наоборот, подобно льду во время ледохода, взламываются привычные физические законы, идут вспять воды рек или в море ввергаются горы. В итоге хаос служит божественному мироустройству более высокого порядка.

Итак, христианин — странник. Как и у альпиниста, его путь идет сквозь хаос. Но если альпинисту, преодолевая его, важно сохранить внутренний мир, то христианин, вдохновляемый Богом, наоборот, призван смело шагнуть во мрак и неопределенность божественной бездны.

Символично, что горные вершины, которые мы покоряем, считая это своей внутренней победой над грозной и непредсказуемой природой, эти монументальные и неприступные вершины, олицетворяющие земную гордость и славу, сами однажды склонятся перед Господом небес.

 

1Курумник — множество крупных каменных глыб, которые достигают одного-двух метров в высоту, с острыми обломанными или чуть округлыми краями, расположенных на поверхности земли. Смыкаясь друг с другом, образуя группы от нескольких глыб до десятков тысяч, курумник может занимать площадь от нескольких квадратных метров до полей колоссальных размеров.

2Роберт Ступс. Бездна // Оксфордский компаньон Библии. Брюс М. Мецгер и Майкл Д. Куган (ред.). (Oxford University Press, 1993 [онлайн, 2004]).

3См.: Рим 4:17.

4Симптоматично, что синергетическая научная парадигма рассматривает состояние хаоса как необходимое условие для формирования порядка более высокого и сложного уровня самоорганизации. См. Соотношение между хаосом и порядком. Электронный ресурс: https://lektsii.org/6-59653.html (дата обращения 25 апреля 2023 года).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone