Тема

Пасхальное провозвестие

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 95/Пасхальное провозвестие
Пасхальное провозвестие

В начале было пусто. Не родился
Из хаоса порядок. Над седой
Пучиной океана мрак клубился,
И Божий Дух носился над водой.

Герман Плисецкий. «Сотворение мира»

 

Мой племянник учится на втором курсе политехнического вуза, изучает программирование. Для меня это темный лес. Я не понимаю, как набор знаков может превращаться в команды, способные решать сложные логические задачи. В моем представлении это хаос, но, с точки зрения программистов, это и есть порядок. Говорят даже о гармонии цифр или знаковых выражений.

Рассказывают о профессоре, который, сокращая путь из одного коридора в другой, быстро прошел через большую аудиторию, где группа ученых решала на доске математическую задачу. Он взглянул на доску, сказал: «У вас тут ошибка». И убежал. Ученые просмотрели свои записи, нашли ошибку, исправили и тут же получили нужный результат. Потом они нашли того профессора и спросили: «Как вы узнали, что у нас ошибка?» Ответ их удивил: «Было некрасиво».

Хаос — это некрасивое, в еврейском языке есть выражение «тоху-ва-боху» — «безвидна и пуста» (Быт 1:2 пер. Российского библейского общества: «пустым-пуста») — оно как раз о состоянии Земли до сотворения. Бог во время творения приводит этот мир в порядок, созидая в нем то, чего до Него еще не было.

Перед творением описывается, как говорится, исходное состояние: в первобытном темном водном хаосе плавает неустроенная бесформенная масса. И над всем этим парит Божье Дыхание, Дух — традиционно, Дуновение, в сирийском языке слово, означающее парение, переводится как «насиживание». Дух предуготовляет само творение.

Главный Творец — Элохим. То, что часто используется как еврейское обозначение Божества, — форма множественного числа. Но здесь оно относится к единому истинному Богу, поэтому эта форма согласуется с глаголами в единственном числе. Множественное число подчеркивает Божий суверенитет и несравненность: Он — Бог богов. Правда, пара мест согласуется с множественным числом, когда Бог творит человека: «сотворим… по образу Нашему». Кому это говорит единый Бог? Христианские толкователи видят здесь указание на Троицу. Самое обычное объяснение — Творец разговаривает с ангелами.

Мир сотворен за шесть дней, а седьмым днем творение завершается, то есть суббота как день отдыха от трудов — это последний подарок Творца. Мы верим, что это буквальные шесть дней, хотя слово «йом» может переводиться как «период времени» или просто «время», но в сочетании с порядковым числительным это только буквальный день.

У рассказа о творении есть практическая цель: Моисею важно представить идею единого Бога, поэтому богов, которых почитают в Египте, здесь нет. Более того, солнце названо светильником, тогда как в Египте это один из важных богов — Ра, а потом, в XIV веке, был даже период, когда один из фараонов (Аменхотеп IV) ввел религиозный государственный культ бога-солнца Атона, а себя переименовал в Эхнатона (угодного солнцу).

Представления, с которыми выросли евреи, нельзя истребить за короткое время, поэтому они и устроили праздник египетскому богу-быку Апису, когда Моисей задержался на Синае. Кто-то заметил, что евреи вышли из Египта, но нужно было, чтобы Египет вышел из евреев. Если попытаться провести параллели с событиями недавней европейской истории, то можно вспомнить историю с Берлинской стеной, которую разобрали в одну ночь, но само объединение Германии, поглощение ГДР, происходило долго и болезненно, а сегодня земли бывшей ГДР менее населенные, чем Западная Германия. Берлинскую стену в головах людей нельзя разрушить за одну ночь.

Если же говорить об эпохе Нового Завета, то Иудея, где родился Иисус, была уже частью огромного римского мира, который просуществует еще несколько веков и окажет влияние на всю европейскую цивилизацию. Кажется, что здесь не было места хаосу, однако мы помним гибель Помпеи, которую никто не смог спасти.

Получается, человеческий мир хрупок перед вселенскими катастрофами: вулканами и землетрясениями, их следствиями — цунами и пожарами. По популярным представлениям, земные тектонические плиты плавают в лаве, движутся друг к другу, сталкиваются, образуют разломы. К тому же человек вносит свою лепту в уничтожение Земли, производя испытания ядерного оружия или еще чего-нибудь смертоносного или ядовитого.

Как нам справиться с нашей неустроенностью, неприкаянностью и уязвимостью перед угрозами этого мира? Можно ли куда-то убежать и спастись? Рассказывают о рыбаках, которых унесло в море: приборов у них не было, и они неминуемо должны были погибнуть, но их случайно заметил и подобрал большой корабль. Он назывался «Титаник», и через пару дней он столкнулся с айсбергом и утонул.

Это очень похоже на состояние людей в наше время. Можно убежать от хаоса на другой континент, а там начнутся волнения на расовой почве, и ты попадешь под раздачу. Можно уехать в глубинку, подальше от людей, а там тебя настигнут лесные пожары. И вот уже филантропы строят планы по переселению человечества на Марс или на Луну — и есть желающие лететь в один конец, чтобы строить новый мир… Но куда людям деться от себя, от своих неразрешимых душевных проблем и греха?

Когда предлагаешь людям религиозный способ преодоления кризисов жизни, далеко не все могут его принять. Слишком большой шлейф ассоциаций порождает религия или даже представления о религиях. Как будто ты попадаешь в большой музей с огромными стеллажами, а там стоят вещи, о которых ты имеешь смутное представление, зачем они могут быть нужны, даже их названия ни о чем тебе не говорят.

И все же Бог нашел способ сказать людям о Себе. Он избирал людей, которые в состоянии были слышать Его голос, а затем рассказывать людям о том, что Он им сказал. Все это было записано и собрано в единый том — Биб лию. Вот как об этом говорится в одном из новозаветных посланий: «Бог всегда желал разговаривать с людьми. И не однажды Он разными способами обращался во времена наших предков к пророкам, людям, способным воспринимать Его весть. Совсем недавно, в эпоху Нового Завета, Он обратился к нам через Своего Сына, Иисуса Христа. Иисусу этот мир был отдан в наследство, и Он же этот мир и создал. Именно Он отражает сияние славы Божьей и несет на Себе отпечаток Его сущности, содержит Он всю вселенную действенным словом Своим» (Евр 1:1–3, пер. мой. — И. Л.).

Именно в Иисусе был открыт главный замысел Божий — не в теориях, не в учениях, а в Личности. И вот какую притчу рассказал наш Господь: «Был виноградник: в нем были изгородь, яма, башня. Хозяин отдал его арендаторам и уехал. За частью урожая он послал слугу. Но арендаторы схватили слугу, избили и отослали ни с чем. Второму посланному хозяином слуге разбили голову и даже издевались над ним. Третьего слугу они убили. И так поступали со всеми остальными слугами: избивали или убивали. Хозяин решил послать своего любимого сына, уж его-то они уважат. Но виноградари рассудили, что если убьют наследника, то виноградник будет их. Они убили сына и выкинули тело его из виноградника. Что сделает теперь хозяин? Он придет и казнит злых виноградарей, а виноградник отдаст другим» (Мк 12:1–9, пересказ мой. — И. Л.). Слуги — это пророки Божьи, виноградари-арендаторы — люди, богоизбранный народ, а любимый сын — Иисус Христос, Господь наш.

Он пришел на землю, чтобы открыть характер Бога Отца, передать людям Его волю и показать на деле, как Он любит этот мир. Его распяли за Иерусалимом. А в третий день Он воскрес. И потому звучит сегодня призыв, преодолевающий хаос, пределом которого является смерть, тление, распад, звучит пасхальная весть «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал!». И христиане приветствуют друг друга от Пасхи до Троицы словами «Христос воскрес!». И слышат в ответ — «Воистину воскрес!».

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone