Портрет

Джон Нокс: молот Божий и буря Реформации

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 95/Джон Нокс: молот Божий и буря Реформации
Джон Нокс: молот Божий и буря РеформацииУильям Ф. Дуглас. Проповедь Ушарта. За спиной проповедника стоит Джон Нокс

Джон Нокс (1514–1572) — шотландский реформатор, протестантский богослов, основатель Пресвитерианской церкви Шотландии. Он родился в Хаддингтоне, на востоке Шотландии, в семье купца. После окончания школы Нокс поступил в Университет святого Андрея, чтобы учиться богословию. В 22 года будущий реформатор стал католическим священником, а затем был назначен нотариусом местной епархии.

Карьера Нокса, казалось бы, развивалась благоприятно. Однако церковное служение Нокса пришлось на сложные времена: в соседнем королевстве, в Англии, была проведена Реформация, стали распространяться реформационные идеи и в Шотландии. Нокс познакомился с протестантским проповедником Джорджем Уишартом, которого считают одним из основоположников шотландского протестантизма, и стал его приверженцем. Однако проповедь протестантов встретила враждебное отношение католического духовенства Шотландии, и жизнь Уишарта постоянно была в опасности. С оружием в руках Нокс охранял учителя вплоть до декабря 1545 года, когда Уишарта арестовали. Пылкий Нокс готов был идти в тюрьму за Уишартом, однако тот убедил своего телохранителя уехать.

После казни Уишарта Нокс начал проповедь. Он убеждал слушателей, что только Библия может быть источником вероучения, что человек оправдывается только верой, а католическое богослужение и его вероучительные особенности, например учение о чистилище, не соответствуют Писанию. В 1547 году Нокс, чтобы продолжить преподавательскую деятельность, переехал в замок Сент-Эндрюс, где находился протестантский гарнизон, недовольный шотландской королевой-регентом Марией де Гиз, ревностной католичкой. Капеллан замка, впечатленный проповедью Нокса, предложил назначить его пресвитером общины.

Над протестантским гарнизоном сгустились тучи: Мария де Гиз попросила французского короля прислать военный отряд, чтобы помочь взять мятежный замок, тот выполнил ее просьбу, и в итоге шотландские протестанты были взяты в плен и отправлены гребцами на галеры. В тяжелых обстоятельствах Нокс не терял спокойствия и силы духа. Даже заболев лихорадкой, он продолжал поддерживать своих товарищей.

Джон Нокс: молот Божий и буря РеформацииДжон Нокс

В феврале 1549 года по ходатайству юного английского короля Эдуарда VI Нокс был освобожден, доставлен в Англию и назначен проповедником в Ньюкасл. Тогда же он женился на английской дворянке Марджери Боуз. В 1551 году он был назначен одним из королевских капелланов. Но Нокс был не тем человеком, который мог спокойно и тихо наслаждаться успехом. Так, в следующем году он решительно осудил лорда Дадли, свергшего предыдущего королевского регента, лорда Сомерсета. На этой проповеди присутствовал сам Дадли. Ему, естественно, не понравились обличения в его адрес, но и он был покорен мастерством строптивого проповедника, и тот остался на своей должности.

Неукротимый Нокс вступил в решительную полемику с теми англиканами, которые хотели максимально сохранить дореформационное богослужение. Так, преклонение колен во время причастия он считал идолопоклонством и добивался отмены этого обычая. Не прельщали его и церковные должности. Он отказался от епископства, которое предложил ему лорд Дадли.

Между тем юный Эдуард VI умер, к власти пришла его сестра и дочь английского короля-реформатора Генриха VIII католичка Мария I Тюдор, которая начала гонения на протестантов. И Нокс был вынужден в начале 1554 года покинуть Англию. Он прибыл в Шотландию и начал в своих проповедях требовать церковных реформ. Епископы-католики, считая реформатора угрозой своей власти, вызвали его в Эдинбург, однако Нокса туда сопровождали многие влиятельные люди, и церковные иерархи побоялись связываться с проповедником. Впрочем, Нокс скоро покинул родную страну: община в Женеве избрала Нокса пастором, и в сентябре 1556 года он переехал туда. Нокс сблизился с Жаном Кальвином, симпатизировал ему, однако сохранял самостоятельность и в богословских, и в политических взглядах. Так, к неудовольствию Кальвина, Нокс написал очень резкий памфлет, где осудил женское правление в принципе.

В 1559 году Нокс вернулся в Шотландию. Мария де Гиз объявила Нокса вне закона, однако он продолжал проповедовать и возглавил сопротивление шотландцев французам, союзникам шотландской королевы. В конце 1559 года шотландское дворянство отстранило Марию де Гиз от власти, через полгода она умерла, с французами был заключен мир. В этом же году по настоянию Нокса кальвинизм был провозглашен государственной религией. Это впечатляющее достижение было омрачено личным горем: в декабре 1560 года умерла жена Нокса.

В 1561 году Нокс представил парламенту свою Книгу дисциплины. Там был обоснован так называемый регулирующий принцип: нужно сохранить только те элементы богослужения, которые упомянуты в Писании. Были также представлены предложения по организации церкви: каждая община сама выбирает пастора; приходы должны находиться по возможности на самообеспечении; общины инспектирует не епископ, а выборный орган — пресвитерий. Парламент не принял всю эту программу полностью, а утвердил только отдельные положения.

Джон Нокс: молот Божий и буря РеформацииНеизвестный художник. Дом Джона Нокса в Эдинбурге

Ситуация для шотландской Реформации вновь изменилась, когда в августе 1561 года в Шотландию прибыла новая королева — Мария Стюарт, дочь Марии де Гиз. Ее приверженность католичеству вызвала резкий протест Нокса. Трижды Мария вызывала Нокса во дворец, и непреклонный проповедник повторял королеве в лицо то, что говорил о ней на проповедях, в частности что подданные имеют право противиться правителю, если тот превышает свои полномочия. Из бесед с королевой и полемики с единоверцами сформировались основные религиозно-политические идеи Нокса: народ имеет право сопротивляться беззакониям правителя, поскольку в Ветхом Завете люди терпели наказание за действия нечестивых царей; пророки обличали власть имущих, и эта прерогатива остается за церковью; хотя церковь и не должна постоянно вмешиваться в государственные дела, тем не менее она является активным участником социальной жизни: в ее ведении находятся катехизация, благотворительность, образование, и государство обязано прислушиваться к церкви в своей законодательной деятельности.

Нокс всегда открыто говорил то, что думал, и очередная критика в адрес королевы Марии Стюарт привела к тому, что в 1565 году ему было запрещено проповедовать. В 1566-м в Эдинбург были введены королевские войска, и Нокс бежал на юг страны, где написал свою историю Реформации в Шотландии. Но отсидеться в тишине реформатору не удалось, короткий брак Марии Стюарт оказался неудачным. Заговорщики убили ее мужа, в чем народная молва обвиняла саму королеву, а она между тем вышла замуж за Джеймса Ботвелла, которым, очевидно, была увлечена еще в браке, что вызвало большое возмущение в народе. Нокс счел своим долгом высказаться по этому поводу, потребовав суда над королевой и ее казни, считая ее виновной в прелюбодеянии. Мария Стюарт была отстранена от престола, но этим дело не закончилось. Началось противостояние между сторонниками и противниками королевы. В 1571 году Нокс был вынужден покинуть Эдинбург и смог вернуться в столицу только незадолго до смерти.

Влияние Джона Нокса огромно: его идеи сформировали Пресвитерианскую (Кальвинистскую) церковь Шотландии, повлияли на пуритан и гугенотов и в целом на политическую мысль эпохи Реформации. Жизнь бескомпромиссного реформатора была полна бурь, но было в ней и то, что помогло ему устоять. Лучше всего этот внутренний стержень отражает эпитафия на его могиле — «Здесь лежит тот, кто так боялся Бога, что никогда не боялся человека».

 

Фото: wikipedia.org, commons.wikimedia.org


Работает на Cornerstone