Свидетельство

Новая жизнь из хаоса

Наталья Воловатова
Журнал/Архив/Номер 95/Новая жизнь из хаоса
Новая жизнь из хаоса

Когда я что-то начинаю — картину, жизнь, рождение ребенка, у меня есть ожидание: вот так оно будет. Вот я нарисую чудесную картину — повешу ее, она украсит мой дом, все вокруг будут восхищаться, и это будет лучшая моя картина. Вот я выйду замуж, и мы будем в счастливой гармонии гулять вместе, служить Богу, любить друг друга! У нас родится малыш — такой хорошенький, маленький, красивый, умный, и мы будем воспитывать его; он будет слушаться меня, а я буду счастливой мамой, буду гулять с ним по берегу реки в красивом саду, вместе делать уроки, клеить чудесные поделки... На практике так выходит не всегда. Поженились — и не понимаем друг друга, у каждого из нас свои ожидания, свои представления о том, что происходит. Мы видим хаос, неопределенность: дома все раскидано, дети не слушаются, закатывают истерики, кричат и не делают того, что я хочу. Родители наши стареют и чем дальше, тем страннее себя ведут: дедушка забывает про гигиену, бабушка слышит не то, в шкафах бардак. А я как прекрасную поэму читаю книжки Мари Кондо о том, как мне навести дома порядок.

Моя подруга как-то сказала мне: «Ты — человек, который радостно скользит по хаосу как на серфинговой доске». И я стала рассуждать о природе хаоса — каким он бывает?

На мой взгляд, есть основных два вида хаоса: тот, что остается после разрушения, и хаос, так сказать, первозданный, который существовал до того, как что-то было создано. В Книге Бытие мы читаем: «Создал Бог небо и землю, и земля была безвидна и пуста» (Быт 1:1). То есть земля была в состоянии хаоса. И Дух Божий носился над ней, парил, творя что-то из хаоса. Такой хаос полон возможностей.

И я увидела такое же в своей жизни. Бывают времена, когда кажется, что все пропало, все невозможно, все трудно, кругом полная катастрофа, неопределенность, и непонятно, что делать. И это то время, когда нужно обратиться к Святому Духу и позволить Ему сотворить в нашей жизни мир, гармонию и порядок и наполнить ее счастьем.

Я думаю, что почти всем людям свойствен страх перед хаосом. Каждому человеку — по крайней мере из тех, кого я знаю, — хочется жить в мире, наполненном красотой, порядком и гармонией. Но как же найти ту гармонию, тот порядок, который устроит всех? Интересно, что Павел (см.: 1 Кор 14:33) говорит об устройстве внутри служения, внутри церкви, и он говорит о проявлениях Святого Духа, когда Он, Святой Дух, подбадривает, вдохновляет, ведет каждого к свободе во Христе Иисусе, и самая прекрасная красота — это Господь и Святой Дух. Он преображает нас в Его образ, от Его любви, от Его жизни. Такое впечатление, что Святой Дух врывается свежим ветром в наши представления о красоте, о порядке, об устройстве.

Еще несколько лет назад в христианской среде была очень популярна поговорка «Бог есть Бог порядка». Бывает так, что в церковь приходит ревнитель порядка и по-человечески начинает гонять всех кого ни попадя, выдавая свой гнев за гнев Божий: я, дескать, навожу тут Божий порядок (см.: 1 Кор 14:33), противопоставляя неустройство-хаос Шалому, Божественному миру. Или другая типичная история: на кухне встретились три хозяйки и живут вместе некоторое время; каждая из них пытается установить там свой порядок и каждая из них думает, что ее порядок — лучший в мире. А что в результате? Неустройство!

И вот что я поняла: когда я сама пытаюсь навести в своей жизни какой-то порядок, какую-то красоту, какую-то определенность — все это временное. Но то, что делает Бог, пребывает вовек, и когда творит Бог — это живое. И я нашла интересную мысль у митрополита Антония Сурожского о том, чем отличается подлинная красота от просто красоты или мирской красоты: «Красота — это то, что ведет нас за пределы видимого мира». Возьмем, например, витражное стекло. Когда на него не попадает солнце, я вижу просто серую поверхность. Но вот появилось солнце, и — о чудо! — эта серая поверхность преображается в сверкающий образ, и я вижу: вот там изображен Иисус, там — Дева Мария, и все это великолепие искрится цветом и потрясает меня до глубины души. Когда Господь дает видеть Его глазами людей — это чудо преображенного мира. Его любовь — это откровение, раскрытие красоты и смысла, и Бог дает смотрящему ненадолго, лишь на мгновение, увидеть другого таким, каким Он видит его всегда.

Вспоминаю также книгу Клайва С. Льюиса «Мерзейшая мощь». В этой трилогии есть один герой, который слишком любил порядок. Этот персонаж считал, что всякая жизнь — это грязь. Восторгался красотой и великолепием кристаллов, так как в них нет никакой грязи, и стремился избавить землю от всего живого, видя во всем живом только грязь.

Думая об этом, я все больше понимаю, что человеческий порядок, человеческий покой — это не то, что задумано Богом. Чтобы что-то родить, что-то сотворить, наверное, нужно пройти сквозь разрушение, хаос и неопределенность. Опора человеческая должна быть разрушена. Что сделает праведник, когда разрушены основания? Давид в своих псалмах восклицает: «Господь — опора моя, Господь — крепкая стена моя!» (Пс 17:3) Действительно, что может нас поколебать, если опора наша — Господь? И я в жизни проверяю себя: почему я нервничаю, чего я боюсь, чего я ужасаюсь, отчего я переживаю и раздражаюсь? Наверное, в какой-то момент я опиралась не на Господа, а на что-то другое, не выдержавшее испытания жизнью.

Интересны слова, которые Господь говорит Иеремии, что Он поставил его искоренять и ломать, губить и разрушать... и только потом строить и насаждать (см.: Иер 1:10). Служение пророков часто было обличением неправды и предупреждением о грядущем разрушении, призывом к покаянию. Зачастую для того, чтобы построить что-то новое, нужно как следует разрушить и искоренить старое. Разрушения болезненны, чреваты множеством потерь, как пожар в лесу. Вместе с тем даже из этого хаоса рождается новая жизнь, поднимаются деревья, прилетают птицы и приходят животные. Господи, помоги помнить, что Ты — Творец! Помоги не бояться разрушения, учиться строить и насаждать вместе с Тобой.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone