Когда стоишь на вершине горы Большевик высотой 602 метра, где расположена горнолыжная база Южно-Сахалинска, перед тобой открывается такой простор, что захватывает дух. В синей дымке стираются очертания земли и неба. Долины, селения внизу, дороги лежат как на ладони. Ради этого зрелища можно пройти много километров, отсчитать тысячи шагов, перетерпеть жару и ветер. Воспоминание об этом моменте восторга и счастья побуждает многих снова идти в горы, чтобы, преодолевая себя, подняться на вершину.
В четвертой главе Евангелия от Матфея мы читаем, что Иисус тоже был вознесен на весьма высокую гору и весь мир оказался под Его ногами. Искушая Христа, дьявол предлагал все земные царства только за то, чтобы Он склонился перед ним. Иисус отказался и прогнал нечистого, так как только Господу надлежит поклоняться и служить. Почему дьявол искушал Иисуса именно на горе? Отчего высота вызывает в нас восторг? Как связаны высота и поклонение?
Человеку свойственно стремиться к высокому, горнему, к небу. Дух рвется ввысь, преодолевая земное притяжение. Оказавшись на возвышенности или горной вершине, мы смотрим вниз, и открывающаяся перспектива помогает нам прояснить многое. Разные улицы переплетаются в красивый узор городского устройства, и город предстает перед нами целостным организмом. С высоких дозорных башен пожарные следили, нет ли пожара в городе. Во время сражений военачальники разбивали свои ставки на высоте, чтобы следить за ходом сражения. С высоты видна перспектива, можно управлять процессом, принимать стратегические решения. Высота дает необходимый обзор. Все это придает человеку чувство собственной значимости — я все вижу, все понимаю. Мы не любим беспорядка, неожиданностей, когда теряем контроль над ситуацией. Хочу все знать!
Неопределенность — одно из самых неприятных переживаний! Помню, один раз мы с мамой ехали в метро в час пик. Толпа внесла меня в вагон, а мама отстала. Двери закрылись, я уезжаю в вагоне и вижу маму на станции. Мне было тогда около семи лет, и я совершенно растерялась — ведь раньше я не ездила в метро самостоятельно. Я бы потерялась. Мама показала мне жестом, чтобы я вышла на следующей остановке. И я сразу успокоилась — это я смогу! Ощущение незнакомого вызывает сильный стресс, внимание переключается на ситуацию, острота восприятия повышается в четыре раза! Все силы человека мобилизованы на то, чтобы выйти из состояния неопределенности. Стресс обеспечивает изменение нашего привычного поведения, дает силы и энергию. В этом случае стресс работает на нас.
Когда неопределенность длится долго и все это время удерживается напряжение, то организм истощает свои ресурсы и работает в аварийном режиме, к которому не приспособлен. На протяжении истории изменения жизненного уклада происходили постепенно, люди долго жили в родовых селеньях или вели кочевой образ жизни, занимались сельским хозяйством. Все эти варианты подразумевали, что у каждого человека есть определенная роль или задача. Стабильность и мастерство определяли успех деятельности. Жизнь была предсказуемой, мозг научился доводить знакомые действия до автоматизма — отсюда и наша склонность к размеренности, предсказуемости и контролю над ситуацией. Именно это состояние считается оптимальным для жизни.
В ситуации неопределенности мы не можем опереться на опыт, выявить причинно-следственные связи, не в состоянии прогнозировать и, следовательно, поступить наиболее целесообразно. Сами жизненные цели ставятся под вопрос! И поэтому ситуация неопределенности воспринимается как опасность, в которой возникает страх, — мозг обнаруживает, что нет отработанных вариантов решения. Стресс от неопределенности влияет на физическое и психическое самочувствие человека. Если он длится долго, то возникает риск развития состояния тревожности или депрессии. Восприятие действительности и принятие решений тоже страдают от стресса, сложно концентрироваться, вспоминать и удерживать важную информацию. Поэтому так сложно принять решение, планировать и действовать. В условиях сильного стресса важно прийти в спокойное состояние. Оно возвращается, когда мы сосредоточены на необходимых делах, повседневных заботах — на привычном. Возвращение к занятиям, которые проходили в состоянии покоя и радости, помогают справиться с тревогой и стрессом. Дети обычно возвращаются к своим игрушкам и любимым книжкам, качаются на качелях или хотят, чтобы родители их обняли. Для взрослых полезно вспомнить любимые с детства вещи: бабушкино угощение, первую книжку или мультфильм, настольные игры, можно поговорить с родителями или старыми друзьями. Исследования показывают, что воспоминания о времени безмятежности и радости приводят к некоторому спокойствию посреди неопределенности.
Принять новую ситуацию сложно, но это необходимое условие существования во времена потрясений. Пока мы мысленно возвращаемся к прошлому или тревожимся за свое будущее, мы находимся в состоянии тревоги и страха. Умение вернуться к настоящему, посмотреть, что мы можем сделать сами, в чем мы можем контролировать свою жизнь, а в чем нет, помогает нам здраво оценить ситуацию и дает успокоение. Если сосредоточиться на настоящем моменте, отказаться от иллюзий, что прошлое вернется или ничего дурного не произошло, то это станет переломным моментом в психологической реакции человека на кризис. Проще всего это сделать, если вы беретесь за свое любимое занятие, которое полностью поглощает ваше внимание. Для нервной системы это передышка, отвлекающая нас от потока негативных и тревожных мыслей и помогающая понять, что даже в сложное время можно найти повод для радости. Установка, что во время трагедий радоваться непозволительно, вредна. Сопереживать горю других людей естественно, однако, когда на человека идет поток негативных глобальных новостей, его нервная система отказывается их принимать. Полезно мысленно дополнять негативные известия позитивными: «Я понятия не имею, что принесет будущее, но знаю, что в пятницу вечером мы увидимся с друзьями и нам будет хорошо». Так в промежутках между тревожными состояниями человек учится видеть хорошее, быть благодарным за простые жизненные радости.
Мелисса Обучат* провела исследование о связи ситуаций неопределенности с тревогой, которое показало, что можно развить устойчивость к неопределенности, если признать, что она неотъемлемая часть жизни. В обыденной жизни мы многократно встречаемся с ней. Например, если в тексте мы видим незнакомое слово, мы заглядываем в словарь; встречаем сайт на незнакомом языке — переводим; когда не можем решить задачу — ищем подсказку; если собираемся на прогулку — ориентируемся на прогноз погоды. Все эти действия направлены на то, чтобы уменьшить неопределенность, и это мы делаем инстинктивно. Противоположная стратегия — допущение неопределенности. Она помогает стать устойчивыми. Толерантность к неопределенности может быть натренирована, как мышца, пишет Мелиса. Она советует поступать вопреки инстинкту: не избегать неопределенности, а понемногу допускать ее в свою жизнь. Тренировка осознанного действия в неопределенности позволяет привыкнуть к ней. Рекомендуется начинать с малого и постепенно повышать «нагрузку»: от самостоятельной попытки разобраться с дорогой, когда заблудитесь в парке при прогулке, от простого решения предварительно не узнавать меню в кафе или либретто в театре до развития спокойствия в ожидании друга, когда он опаздывает на встречу. Эти ситуации погружают нас в неопределенность на какое-то время, и мы убеждаемся, что нет ничего страшного в этом состоянии, и психологический дискомфорт от неопределенности уменьшится.
Сегодня ученые предупреждают, что желание скорее вернуться к прошлой стабильности и благополучию, не может осуществиться. Изменения не откатишь назад, нужно приспосабливаться и жить дальше. А как? Прежде всего вернуться к тому, что не разрушено, что устояло среди бури и разрушений. Для христиан таким основанием является Бог в Его неизменной благости: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Его любовь превосходит беды, несчастья и ветры изменений, мы можем рассчитывать на Него. Он сравнивает Свою любовь и заботу с сильнейшей человеческой привязанностью: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис 49:15). Путь веры особенно важен в периоды трудностей и испытаний. Вера фокусируется на главном — на отношениях с Богом и опускает второстепенное.
А как насчет остального? Сможем ли мы когда-нибудь успокоиться и жить нормально? Если говорить о человечестве в целом, то, видимо, этого не случится до тех пор, пока не придет Христос. Но периоды жизненных изменений, несчастий и локальных войн не бесконечны, когда-то все они приходят к своему завершению. И тогда мы сможем подсчитать потери и порадоваться тому, что сохранили. Так будет, пока мы уповаем на Бога: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс 120:1–2).
*Melisa Robichaud, Cognitive Behavior Therapy Targeting Intolerance of Uncertainty: Application to a Clinical Case of Generalized Anxiety Disorder. Электронный ресурс https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1077722912001071?via=ihub (дата обращения 25 апреля 2023 года)..
Фото: gettyimages.ru