Тема

Книга Судей. Дорога к хаосу

Михаэль Каплан
Журнал/Архив/Номер 95/Книга Судей. Дорога к хаосу
Книга Судей. Дорога к хаосу

«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 21:25) — это последний стих Книги Судей. Тот, кто изучает Священные Писания, наверняка сталкивался с толкованием этого текста. Многие христианские толкователи видят в нем некий намек на хаос или анархию, которая существовала в то время в Израиле. Отчасти это происходит из-за того, что в этом стихе употреблено слово «казалось». Однако в буквальном переводе с иврита это звучит так: каждый делал то, что в его глазах было справедливым. И хотя это дополнение не раскрывает перед нами всю картину, но дает возможность лучше понять, что именно в то время происходило с Израилем и насколько верна негативная оценка той эпохи.

Период пророков длился примерно 850 лет, начиная с перехода через реку Иордан (около 1272 года до Рождества Христова) и заканчивая разрушением Первого Храма (422 год до Рождества Христова). Книга Иисуса Навина описывает завоевание Обетованной земли. Книга Судей начинается смертью Иисуса Навина и рассказывает о периоде формирования народа, сопровождавшемся войнами с внутренними и внешними врагами. После смерти Навина радикальных изменений не произошло. Его ученики продолжали руководить Израилем. Но ситуация складывалась для Израиля не слишком хорошо. Был заключен союз, который был неугоден Господу. Именно поэтому после покаяния Израиля произошло то, о чем мы читаем во второй главе Книги Судей: «И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их» (Cуд 2:16).

Прежде всего надо отметить, что слово «судья» используется здесь в необычном значении. Сегодня судья — тот, кто способен дать законодательную оценку тому или иному событию. В процитированном тексте это слово используется в значении «руководитель народа», обладающий даром пророка. Термины «царь», «правитель» или «князь» здесь неуместны, так как все люди, имевшие подобный статус, как правило, строили свою власть на военной силе и передавали ее по наследству, — в этом их принципиальное отличие. В то время руководители народа назначались и выдвигались в зависимости от тех или иных исторических обстоятельств. Только те, кто обладал определенными особенностями в глазах Бога, были способны и возглавить борьбу с врагами, и вдохнуть новые силы в сыновей Израиля. Они были не просто руководителями, но, будучи пророками, передавали Израилю волю Творца. В этом смысле, конечно, их можно назвать и судьями с той оговоркой, что их законом был Закон Вседержителя. После смерти очередного судьи каждый раз начиналось быстрое моральное падение народа, пока не появлялся новый судья. И наконец появляется последний из судей-пророков Шмуэль (Самуил). Именно ему традиция приписывает авторство Книги Судей.

Надо понимать, что Книга Судей — это не столько литературный или исторический труд, но запись пророком того, что он воспринял от Бога. Пророческий дар неотделим от личности пророка, поэтому его эмоции, знания и понимание ситуации привносятся в написанный им текст, сохраняя при этом силу пророчества. Изучая Книгу Судей, мы можем понимать намерения и переживания пророка, который ее составил.

Книга Судей. Дорога к хаосуЮлиус Шнорр фон Карольсфельд. Саул отвергнут Богом. 1860

Итак, мы с вами наблюдаем период, когда еврейский народ, знающий о Законе Бога, живет под управлением Божьего пророка, которому Сам Творец говорит, что и как делать. Многие, читая слова «делал то, что ему казалось справедливым», подразумевают анархию, хаос. Можно ли назвать такой период периодом хаоса? Если так сказать нельзя, тогда о чем тот текст из Библии, который помещен в начале статьи? Он о том, что люди знали справедливость Божью и, поскольку она была правильной в их глазах, старались ее держаться. По сути, в этом и есть вся наша жизнь — наши желания, побуждения, мысли должны совпадать с желаниями Бога: «Ваш образ мыслей должен быть таким же, как и образ мыслей Иисуса Христа» (Фил 2:5).

Но вернемся к Самуилу. Он старался передать своим современникам важность и необходимость сохранения единства народа, верности Богу и исполнения Его заповедей. Он напоминал своим согражданам о том, что Бог избрал этот народ для особой миссии. Евреям надлежало стать «священниками и народом святым», стать светом для других народов и привести их к Богу. Однако, чтобы достичь этой цели, евреи должны были преодолеть множество препятствий, в том числе враждебность соседних народов, а также собственное непослушание и неумение жить в мире друг с другом. Самуил учил, что история народа Израиля — это не просто рассказ о прошлом, но и урок, применимый в настоящем и в будущем. Он указывал, что история повторяется, когда люди забывают уроки прошлого и не следуют заповедям Бога. Поэтому Самуил в своей книге описывал, как Бог через пророков взывал к народу, чтобы тот обратился к Богу и исправил свои ошибки. Таким образом, Книга Судей была написана для того, чтобы народ Израиля понял, что только через верность Богу и единство можно достичь своей миссии и стать народом, вдохновляющим другие народы обратиться к Богу. Самуил старался показать, что все проблемы, с которыми столкнулся народ, были результатом его непослушания и неверности и только покаяние и верность могут привести к настоящему успеху.

В начале эпохи судей сыновья Израиля осознавали свое превосходство над окружающими народами благодаря учению Бога, которое давало им мудрость, обязывало жить в чистоте и подводило к пророческому восприятию мира. Это позволило им без потерь завоевать страну могучих и многочисленных царей. Сыновья Израиля считали, что их народ станет наставником всего человечества и они будут учителями других народов.

Однако эпоха судей стала периодом растерянности, непонимания дальнейшего пути, утраты духовности, раздробленности и неумения объединиться. Даже небольшие народы, такие как арамеи, моавиты, мидяне, амалеки, аммониты и плиштимцы, могли вторгаться в страну, устанавливать свою власть, притеснять, взимать дань, насмехаться над традицией и образом жизни сыновей Израиля. Это вызывало у них сомнения в правильности выбранного пути.

Кроме того, культы местных народов и их рассказы о местных властителях также повлияли на формирование мировоззрения Израиля. Некоторые из них пришли к пониманию того, что любой грех влечет за собой наказание, а все войны и периоды порабощения связаны с недостатками народа. Другие же, формируя свое мировоззрение на основе языческих представлений, привносили в еврейскую среду чуждые ей обычаи и культы. Они полагали, что неудачи можно объяснить только тем, что израильтяне пренебрегают служением силам природы. Хотя эта группа была малочисленной, Небеса возлагали ответственность за это на весь народ, позволивший проявиться отрицательным тенденциям в своей среде. Таким образом, в эпоху судей возникло два противоречащих друг другу представления.

Но в Книге Судей описаны не только неудачи сыновей Израиля. В ней дается высокая оценка самоотверженности руководителей, способных вдохновить и поднять народ на борьбу с грехом, врагом. Вспомним хотя бы историю Гидеона или Дворы — то были великие победы. Самуил видел в них посланцев Небес, спасавших сыновей Израиля в самые трудные моменты.

С технической точки зрения Самуил не был последним руководителем того периода. Состарившись, он поставил руководить народом своих сыновей. Но те, к сожалению, не были такими, как их отец: «Сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар 8:3).

В такой ситуации возникла дилемма: как жить дальше? Конечно, наверное, можно было бы дождаться смерти Самуила и ожидать того, что Господь, как это уже бывало прежде, снова поставит судью-пророка, который будет руководить народом. Но вместо этого мы видим, что руководители колен и старейшины пришли к пророку и попросили поставить им царя. Обычно их просьба трактуется как однозначно негативная. Но давайте задумаемся: так ли плохи были их мотивы?

Прежде всего мы должны понимать, что за плечами этих людей был опыт веков, который показывал, что руководство судей так и не привело к желаемому объединению народа. Наверняка это были люди, хорошо осведомленные в Законе Божьем, Торе, и они должны были знать законы о царе, которые были в ней прописаны. Это делает их поступок вполне логичным. Просьба о царе не входит в противоречие с Законом Бога, и даже наоборот, в определенном смысле соответствует Его желанию. Тогда возникает вопрос, как понимать следующий текст: «…и сказал Господь Самуилу: “Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними”» (1 Цар 8:7)?

Ответ на этот вопрос связан с тем, что еврейский народ должен был верить в Бога как в своего единственного истинного Правителя в ожидании Царя-Мессии, которого Бог в свое время пошлет. Установление земного царя было своего рода отступлением от этой веры и подчинением себя земному правителю вместо Бога. Поэтому просьба о царе была сочтена грехом. Вторая возможная причина такого ответа Бога: Господь знал, каким будет этот период и насколько глубоко Израиль проникнется грехом, апогеем которого станет, собственно, отвержение Мессии. Однако, когда евреи просили о царе, они не отрицали веру в Бога. Они лишь хотели иметь земного правителя, который бы защищал их от врагов, устанавливал порядок в обществе и наконец объединил их в одну страну. Заметьте, судья Самуил осознавал, что евреи нуждаются в царе, и поэтому согласился. Но он знал также, что установление царской власти может быть опасным для духовности еврейского народа, и поэтому стремился сохранить влияние Торы и духовных лидеров на общество. В результате у Израиля появились институт пророков как таковой, Храм со священством и жертвоприношением.

Но в целом просьба о поставлении царя, не будучи грехом, вела к риску духовной деградации еврейского народа. Что, собственно говоря, со временем и произошло.

 

Фото: wikipedia.org, gettyimages.ru

Работает на Cornerstone