В романе «Дневник сельского священника» Жоржа Бернаноса, французского писателя, есть такой эпизод. Каждый раз после службы помещение убирает женщина-уборщица, моет пол. Ей хочется, чтобы в доме Божьем были опрятность и порядок, чтобы там были чистота и блеск. Но каждый день в храм снова приходят люди и затаптывают пол. И она расстраивается и даже злится: ее мечта — однажды вымыть пол в церкви так, чтобы он навсегда остался чистым. Но это у нее никак не получается. Раз и навсегда сделать так, чтобы беспорядок больше не вторгался в церковь, не выходит, чистоту нужно все время поддерживать.
В этом эпизоде на примере маленького сельского храма обозначено действие хаоса и Логоса во всей вселенной, механизм их проявления.
Так что же такое хаос?
Почему Бог имел с ним дело, как это написано в первых стихах Библии?
Если он мешает жизни, почему Бог не избавится от него?
Как связаны в нашей жизни хаос внешний и хаос внутренний? По какому пути в истории человечества идут хаотические силы — по пути возрастания или по пути затухания?
Для того чтобы понять, в мире каких процессов мы живем и какие силы нас окружают, хорошо бы получить ответы хотя бы на часть этих вопросов.
Что ж, давайте попробуем.
Итак, что же такое хаос? Заглянем ненадолго в Библиологический словарь (сост. А. Мень): «Священное Писание использует общечеловеческую идею Хаоса, но дает ей совершенно иную религиозную интерпретацию. Змей, дракон, раав обозначают сатану, тварные силы, противящиеся замыслам Божьим. Господь не уничтожает эти силы, но обуздывает их. Т. о., безликая водная Бездна космографии Книги Бытия становится символом зла. Продолжающееся творение представлено как борьба с Хаосом не только в природном, но и в духовно-нравственном смысле. Торжество Божественного замысла ведет к исчезновению моря, которое в данном случае тождественно с драконом (21:1). Море символизирует состояние Хаоса, которое преодолевается в процессе Божественного Домостроительства».
Извините за длинную выписку, она нам пригодится. Что тут для нас самое важное?
Во-первых, хаос — это тварное начало, каким-то парадоксальным образом нужное для строительства. Во-вторых, хаос, бездна становятся символом зла, а не просто беспорядка. В-третьих, Господь обуздывает хаос. Творение продолжается.
Итак, мы видим, что в становящейся вселенной на одной части творения находятся силы хаоса, а на другой — силы Логоса, силы созидания, упорядочения, творчества, света.
И если мы приглядимся к хаосу и его страшному воздействию на людей, то увидим, что однажды он появился не где-то в дикой природе, а в Эдеме, в земном раю, в мире Божьей любви. И появился не сам по себе, а с участием и при помощи человека. Именно Адам и Ева явились проводниками этой иррациональной и убийственной силы.
Как же так? В самом светлом, самом гармоничном месте на земле, где живут подвластные первому невинному человеку райские звери, на этом островке гармонии и света происходит явление хаоса! Но каким образом?
Обычно мы говорим — это древний Змей виноват в падении людей, это он искусил сначала Еву, а потом Адама, через него силы зла, распада и дисгармонии, силы мирового хаоса проникли в это святое место. Все это так, но прошли-то они туда сквозь человеческое сердце и сначала повредили его цельность, а потом уже — единство с Богом и миром. Падение случилось вначале в душах первых людей, в их трагическом выборе и лишь потом откликнулось во всем космосе.
Мы видим здесь, как внутренний хаос предшествует внешнему. Как сначала идет согласие со словами Змея, нарушение Божьей воли, а потом в мир и в жизнь первых людей входят болезнь, боль, труд, страх и смерть.
Люди покидают место своего райского обитания, перемещаются в жесткий, незнакомый до сих пор мир, удаляются от источника жизни — Бога. Все, кто читал Библию, могут проследить, как после этого зло нарастает на земле — начинаются убийства, сотрудничество с демоническими силами, происходит нарастание греха. Казалось бы, земная история кончилась, не успев как следует начаться, хаос вот-вот затопит молодое человечество, пошедшее столь опасным путем.
Но Бог не оставил людей.
Он оберегал и продолжал вести их, посылая вестников и глашатаев Его воли, поддерживающих и вдохновляющих скользящее к краю небытия человечество.
Если посмотреть на графическое изображение действия сил распада и Божьего созидания, то картинка будет похожа на траекторию скачущего по грунту теннисного мячика — вот он достигает некоторой высоты и тут же падает вниз, к земле. Но там какая-то сила вновь вмешивается и подхватывает его, направляя вверх, — и так все дальше и дальше. Сила Божья, постоянно поддерживающая стремящееся к деградации человечество и стремящийся к хаосу космос, не остается безучастной, но действует на протяжении всей людской истории.
Таким образом, мы имеем дело сразу с двумя силами в мировой истории — восходящей, силой света и гармонии, и нисходящей — силой зла и распада. Так учит библейская историография, изложенная в апокалиптических книгах пророка Даниила и апостола Иоанна.
На этой-то динамической сцене истории люди неоднократно пытались «разглядеть» хаос как одну из самых опасных и волнующих тайн.
Одним из таких провидцев был русский поэт Федор Тютчев.
Тема хаоса тревожила поэта всю его жизнь. Хрупкую Землю он воспринимал как что-то находящееся под вечной хаотической угрозой, внешней и внутренней силой, входящей в мир и напрямую, и через сердце человека:
«О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..»
Если мы рассмотрим картину испанца Сальвадора Дали «Христос св. Иоанна Креста», то увидим распятого Христа, развернутого лицом к хрупкой голубой бухте Земли и словно бы защищающего Землю от бесконечных черных и ледяных пространств космической Бездны.
Он не только защищает Землю, заслоняя ее Собой, Он делает это — с Креста, со страшного орудия казни, куда Его привели хаотические силы человечества, конкретные грехи конкретных людей — эгоцентризм, ложь, злоба, нечистота, зависть и т. д., то есть все то, что, ворвавшись на Землю через Адама, теперь сыграло свой страшный гимн смерти, распяв на Кресте Мессию, чистейшего из людей и Сына Божьего.
Хаос — звучит нейтрально. Но не будем забывать его проявления — смерти, ужасы, предательства, катастрофы, казни, войны, мучительные болезни, космическое одиночество…
Однажды мне было дано заглянуть в обиталище хаоса…
Мы с женой остановились в не очень хорошем доме в деревне, где до этого жил сильно пьющий человек. Во сне, который принято называть тонким, я увидел существо, похожее на огромную, исполинских размеров, уходящее верхом и низом в бесконечность, — «пиявку», от которой исходил такой смертельный ужас небытия, которого мне не доводилось до того дня испытать ни разу. Это было чистое зло, и силы его были беспредельны. И вот что поразительно — тело этого чудовища состояло из человеческих тел и из того зла, которое эти люди совершали.
Я закричал и с трудом очнулся.
Господи, бормотал я, Господи! Только Ты можешь встать против этого, только Ты способен преодолеть эту чудовищную и мерзкую мощь! И тут я понял, что сила этого чудовища, как и его темное тело, состоят и питаются тем злом, которое совершили сами люди.
Это было поразительное открытие. Сила зла приходит на землю в основном не от кого-то, а от нас самих.
Я понял это, и я больше не хотел бы таких встреч. И я почувствовал силу Божью, сдерживающую этого чудовищного дракона, — она должна быть абсолютной и крестной.
Мы находимся сразу на двух линиях — восходящей и нисходящей. Каждый день мы выбираем, с какой именно силой нам иметь дело. Если я хочу расти и приближаться к Жизни, Пути и Истине, к самому себе, мне нужно идти против течения, как иногда бегут вверх мальчишки, преодолевая нисходящее движение эскалатора. Его не остановить, как это хотела уборщица из романа Бернаноса, нужен прижизненный творческий импульс, противостоящий хаосу вместе с силой Творца. И не важно, какого этот хаос масштаба — от небольшого обмана до космического зла, — его нужно преодолевать ежедневно.
Остановиться и побыть на одном месте не получится — либо к Свету, либо нас сносит назад.
А пока что мы учимся держаться за живую пустоту, за то, что глубже и больше любой земной силы и формы и лежит за пределами и космоса и хаоса, — за неизреченного, непроизносимого, невидимого, неосязаемого Отца, явленного в Иисусе Христе.
Фото: gettyimages.ru