Из Священного Писания мы знаем, что святость — это исключительное качество Бога. В Библии слова «святость» и «святой» встречаются более 900 раз. И в основном в отношении Бога. Святость Бога обозначает Его отделенность от творения, превосходство над ним и бесконечное недосягаемое совершенство. «Святый» — это одно из имен Бога Израиля. Но Писание нам также говорит, что человек создан по образу и подобию Бога, а значит, глубоко в сердце мы ищем этой святости, и предназначение человека — стать святым. В Книге Левит прямо сказано: «…Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев 11:44). И в Новом Завете мы читаем, как Христос говорит ученикам: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48).
Микеланджело Караваджо. Снятие с креста. 1602–1604В Ветхом Завете святость Бога была столь далекой от человека, что человек мог даже погибнуть, соприкоснувшись с ней. Не случайно Моисей чертит границу вокруг горы Синай, где он общается с Богом, и требует, чтобы никто не пересекал эту черту под страхом смерти. Во времена Давида, когда переносили ковчег, Оза простер руку свою к ковчегу, ибо волы наклонили его. Но Господь поразил его, и Оза умер (см.: Цар 6:6–7). И такой случай в Ветхом Завете не один.
Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. 1838Но вот Бог сходит с небес на землю, рождается в Вифлееме, живет в Назарете, собирает учеников и ходит с ними по Галилее, Иудеи и Самарии. Христос как бы рушит границы между небом и землей и приближает святость к человеку. Иисус — Сын Божий и Сын человеческий — ест, спит, устает, испытывает боль и искушения, как любой из нас. Он разделяет трапезу с грешниками, не чурается блудниц и мытарей. Но этот странный бродячий проповедник, нигде не учившийся равви вовсе не кажется израильтянам совершенным и святым. Более того, Его обвиняют в нарушении Закона, в богохульстве и других грехах. И при этом Он говорит: «Я и Отец одно» и «Видевший Меня видел Отца».
Рембрандт Харменс ван Рейн. Воскресший Христос является Марии Магдалине. 1638Конечно, эти слова стали понятны только после Его крестной смерти и Воскресения, после Вознесения и Сошествия Святого Духа на апостолов. Понятие «святость» обретает новый смысл — как исполнение Святым Духом. В ранней Церкви святыми называли всех христиан, потому что они были духовно отделены от язычников, не знавших Живого Бога. И потому Павел в своих посланиях называет христиан святыми. Так во Христе Бог открывает тайну святости, которая теперь может быть доступна каждому.
Однако тайну святости христиане постигают до сих пор. Об этом наглядно свидетельствует изобразительное искусство. Если рассмотреть, как изображали Христа в разные эпохи, то мы увидим, что каждая эпоха по-своему открывала святость Христа.
В раннехристианский период, когда церковь была гонима, христианское искусство было более чем скромным, но стены римских катакомб хранят удивительные надписи, рисунки, фрески, где образ Христа передан прикровенно: в виде рыбки, агнца, Доброго Пастыря. А люди показаны молящимися — это оранты (от лат. ораре — «молиться») с воздетыми к небу руками. В этих довольно простых изображениях ощущается тайна: Христос, победивший смерть, незримо присутствующий в местах погребений, дарует верным вечную жизнь.
В Средние века Христа изображали в императорских одеждах, с золотым нимбом, на золотом фоне или в окружении сил небесных. И это, конечно, впечатляло, потому что Христос представал на фресках, мозаиках и иконах великим, надмирным, Его святость была недосягаема, в Нем прежде всего подчеркивали Его Божественную природу. Перед Ним можно было лишь склониться и смиренно просить о милости. Конечно, были исключения, и во многих образах видны Его любовь и милосердие, не случайно на раскрытых Евангелиях, которые держал Спаситель в руке, нередко писали Его слова «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Николай Ге. В Гефсиманском саду. 1869–1888В последующие века, начиная с эпохи Возрождения, в образе Христа все больше проступали человеческие черты. Художники порой писали Его с конкретных людей, часто весьма простых и не очень благородных, лишенных утонченности и аристократизма. Такие образы мы видим у Тициана, Караваджо, Рембрандта. И может показаться, что черты святости в таком искусстве как бы размываются. Новое время больше ценит человека разума и науки, чем человека сердца и веры.
Маттиас Грюневальд. Распятие. Ок. 1500–1508В XIX веке в искусстве разных стран наблюдается новый всплеск интереса к христианской теме. При этом у каждого художника буквально свой Христос: строгий и величественный на гравюрах Густава Доре, классически совершенный — на полотнах Фридриха Овербека и Александра Иванова, уничиженный и истерзанный — в картинах Николая Ге. В литературе и живописи этого времени много внимания уделяется душевной жизни человека, его чувствам и эмоциям, желаниям и страстям, страхам и искушениям. Это особенно ярко выражает известный образ Христа, который создал немецкий художник Георг Карл Франц Корницелиус (1825–1898). Он получил название «Христос, искушаемый сатаной». На картине мы видим человека с широко раскрытыми глазами, в которых целый спектр чувств и эмоций. В нем нет надмирности, отстраненности от человека, напротив, то, что испытывает Христос, очень понятно зрителю, и потому образ столь притягателен. Но кажется, что это так далеко от святости, которую обычно представляют состоянием, неподвластным искушениям и страстям.
Жорж Руо. Святой лик. 1953В XX веке образ Иисуса Христа окончательно вышел в мир — этот образ можно встретить в живописи и скульптуре, в литературе и музыке, в театре и кинематографе, то есть практически во всех видах и жанрах искусства, существующих в культуре. Светские художники уже не считали себя обязанными придерживаться каких бы то ни было канонов и традиций, а потому толковали этот образ оригинально, порой рискованно и вызывающе. Можно, например, вспомнить таких художников, как Эмиль Нольде и Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Альваро Сикейрос: последние открыто заявляли о своем атеизме и приверженности коммунистическим идеям. Каждый из них писал своего Христа, и эти образы трудно порой принять не только верующим, но и неверующим.
Вознесение Христа. Современная фреска в церкви Св. Марии в БарселонеГлубоким исследователем Личности Христа можно назвать французского художника Жоржа Руо (1871–1958), для которого Христос — это образ человеческой высоты, страдания и величия, уничижения и духовной высоты, безобразия и красоты, это Человек с большой буквы, Человек, у которого отнимают жизнь, но не могут отнять человеческого достоинства.
Оранты (от лат. ораре — «молиться») с воздетыми к небу руками. ФрескаОбраз Христа в XX веке преодолел границы европейского и в целом христианского мира. Он появляется, например, в еврейском искусстве, начало чему положил Марк Шагал. Образ Христа своеобразно воплощается в искусстве Латинской Америки, Китая, Японии, Африки, Австралии, Новой Зеландии и т. д. Конечно, и в эти страны пришло христианство, где-то оно появилось раньше, где-то позже. Но в каждой из стран сформировались собственные христианские традиции, а потому и образ Христа получил в искусстве этих стран своеобразную и порой не связанную с древней христианской традицией интерпретацию.
Святое семейство (Боливия)Художники часто придают образу Иисуса национальные черты: в Китае Его изображают как китайца, в Японии как японца, в Индии как индуса, в Австралии как аборигена, в Латинской Америке как индейца и т. д. Иисус Христос в ХХ веке становится и героем массовой культуры, и вдохновителем молодежной контркультуры, рождающейся как протест против современной культуры — массовой, коммерческой, политизированной.
Так искусство показывает, что Иисус Христос принадлежит всем. И святость, которую Он являет миру, доступна всем и каждому. Его изображают и как бродячего проповедника, и как неузнанного странника, как нищего и как героя, как обычного жителя мегаполиса и как представителя угнетенных народов. Тем самым искусство говорит: Иисус — один из нас, Иисус — наш брат, не символически, а реально проживающий земную жизнь со всеми ее тяготами. Христос — это не сверхчеловек, Он обычный человек, как каждый из нас.
Неизвестный художник. Христос. Эфиопия.1892–1893Художники разных эпох и традиций по-своему видели Христа, запечатлевая Его в том образе, который созвучен был мыслям и чаяниям зрителя, а порой образ возникал в диалоге, в споре — как вызов своему времени.
И сегодня искусство заново переживает тайну вочеловечения Бога, Слова, ставшего плотью и обитавшего с нами (см.: Ин 1:14). И если на заре христианства в центре исповедания стояла тайна Божественности Христа, то в XX и XXI веках особенно остро ощущается необходимость прочувствовать человечество Спасителя, который входит в плоть и кровь нашего мира. И в этом неожиданно открывается тайна Его святости — не как отделенность от мира, а как причастность к нему, солидарность с каждым человеком. Ведь Бог приходит в мир ради спасения не просто человечества, а каждого конкретного человека. И этого Он ждет от нас — открыться тому, кто рядом. Не случайно в Евангелии Христос говорит такие слова: «Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих, вы сделали для Меня» (Мф 25:40, РБО).
Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org