Слово

Святые в городе

Евгений Бахмутский
Журнал/Архив/Номер 94/Святые в городе
Святые в городе

Однажды я прочел статью под заголовком «Святые в большом городе, или Бежать ли в деревню?». В ней поднимались такие вопросы: чтобы спастись, нужно ли все бросить и уехать в деревню? стресс в большом городе — как его преодолеть христианину? как победить одиночество, когда в толпе каждый сам по себе? как стремиться к святости, если вокруг суета, искушения и грех? И в целом вывод статьи был неутешительным: в городе практически невозможно быть святым, нужно бежать из него в надежде, что город потом прибежит к тебе, притянется твоей личной святостью и спасется.

Некоторые верующие рассуждают примерно так: святым в городе быть невозможно; если и были святые, то в прошлом, может, и сейчас они где-то есть — в известных немногим монастырях или скитах; в сущности, святые сегодня — это, должно быть, какие-то закрытые, избегающие общества люди. Все эти утверждения — миф. Давайте лучше посмотрим, что говорит Библия о святости церкви в большом городе. Разберем этот вопрос на примере церкви города Коринфа, который не был эталоном добродетели.

Святые в городе

Апостол Павел состоял в переписке¹ с христианами Коринфа и, будучи человеком высокообразованным, иногда допускал рассуждения, в которых, по мнению апостола Петра, было «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет 3:16). Итак, Павел писал Коринфской церкви: «…очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5:7) — и посоветовал им в одном из писем «не сообщаться с блудниками» (1 Кор 5:9).

Не поняв сути этих слов, христиане церкви в Коринфе посчитали, что Павел настаивает на том, чтобы они отказались от общения и всяких связей с безнравственным коринфским обществом. Но как можно прервать все связи в городе? Никак. Город — это место, где огромное количество связей необходимо для поддержания жизни, и коринфские христиане решили, что обрывать эти связи не стоит. (Как мы увидим далее, Павел, собственно, и не требовал этого, а говорил совсем о другом.) При этом в общении с миром, исповедующим ошибочные ценности, коринфские христиане избрали путь приспособленчества и конформизма. Они попытались, как говорится, усидеть на двух стульях: принимая ценности этого мира, остаться верующими во Христа. Но это настолько деформировало их мораль, что в своей толерантности к греху они пересекли красную линию, допустив то, что даже в коринфском обществе было под запретом. При этом они не учли простую истину: в такую церковь люди не пойдут. Узнав об этом, Павел снова пишет им.

В своем очередном письме он разъясняет, что не имел в виду общение с «блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями» (1 Кор 5:10), потому как иначе коринфским христианам надлежало бы вый­ти из мира, а пишет об искоренении греха в своей жизни, о том, чтобы они, как люди, призванные Богом, были поистине новым творением, людьми святыми, отделенными для Бога, теми, кем их сделал Христос. Для этого, пишет Павел, каждому необходимо удалить из сердца старую «закваску» греха, которую все мы приносим в церковь из своей старой жизни. Согрешая, мы можем исповедоваться, бороться, падать, снова вставать, но не должны соглашаться жить в грехе. Божия благодать помогает нам преодолевать ошибочное поведение. И хотя мы не станем безгрешными и совершенными, как Иисус, мы точно будем испытывать красоту и силу, свободу и мир в благочестивой жизни со Христом: «Так будем праздновать Пасху не с хлебом старой закваски — пороком и злом, но с пресным — искренностью и правдой» (1 Кор 5:8; Современный перевод РБО). Упоминание о правде и противопоставление ее пороку и злу в этом стихе неслучайно и подчеркивает то, что в основании всякого дурного поведения всегда лежит ложь — ложь о том, что Бог не имеет ничего против наших совсем не святых наклонностей и особенностей; о том, что один бесчестный поступок не так уж и страшен, — ложь, под влиянием которой мы оправдываем себя тем, что так живут все и не считают это зазорным.

Послушайте, Бог знает, что мы будем согрешать, но Ему важно видеть, что мы не хотим согрешать, что мы любим Его, верим и принимаем жертву Христа для своего спасения и для того, чтобы беречь святость, дарованную нам Господом, жить свято, уподобляясь Ему, и очищать свою жизнь от всякого греха.

Часть верующих, видя, что происходит вокруг них, испытывает сильное желание «выйти из мира», потому что мир — опасное место. Чтобы не попасть под его влияние, они хотят уйти от него, скрыться. Мир для них поделен на своих и чужих. Раньше в поисках святости люди шли в монастыри или создавали закрытые поселения, сегодня христиане стремятся заполнить свою жизнь христианской активностью и строят отношения исключительно внутри общины, создавая тем самым «христианское гетто». О крайней необходимости для христианина сократить бесчисленные церковные мероприятия, чтобы найти время для нужных встреч с неверующими, с характерной для него прямотой писал еще Мартин Лютер: «Царству надлежит быть среди ваших врагов. И тот, кто не желает этого принять, — не желает принадлежать Царству Христа. Он хочет сидеть среди друзей, хочет сидеть среди роз и лилий, а не со злодеями. О, богохульники и предатели Христа! Если бы Он делал то, что делаете вы, кто бы тогда спасся?»²

Нецерковные люди не придут в церковь, если мы с ними не пересекаемся, не дружим, не общаемся и особенно если они знают, что им не будут рады в нашем собрании. В своей праведности христиане могут уподобиться фарисеям, которые свысока смотрели на обычных людей, живших вне их «святого сообщества». Однако Церковь — это не общество для хороших людей, но собрание спасенных грешников, которые стали святыми во Христе. Нам нельзя уходить от общения с грешниками. Благая Весть обращена к тем, кто понимает свою греховность, свою духовную нищету, а не к самоправедным фарисеям. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф 9:12), — так говорил Сам Иисус.

Мы не должны уподобляться миру, но мы также не должны и убегать от него. Иисус так молился Небесному Отцу на Своей последней трапезе с учениками: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир» (Ин 17:14–18).

Павел напоминает коринфянам, что они Божьи люди, посланные Иисусом в этот мир на миссию. Они живут не ради того, чтобы слиться с миром или попытаться завоевать его любовь, или убежать от него, но чтобы быть Христовыми свидетелями, которые понесут спасение в этот мир.

Для этого нужно оставить зону комфорта в своей церкви и пойти на чужую территорию, жить среди людей, изучать их культуру, видеть их боль, помогать им, рассказывать о Благой Вести Христа, предлагать им соприкоснуться с Царством Божьим через свою церковь, свою семью. Иисуса Христа называли другом мытарей и грешников (см.: Лк 7:34), и многие из этих людей после встречи с Иисусом уходили исцеленными, прощенными, обретали живую веру в Него как в Помазанника Божия.

Нам нужно быть готовыми к тому, что кто-то уверует благодаря нашему свидетельству о Христе, а кто-то возненавидит нас. Сын Божий проповедовал Царство Божье, призывал к покаянию, и в конце концов Он был убит людьми, которым желал спасения. Но Он воскрес и предлагает Свое прощение сегодня Своим врагам и самым последним грешникам. Как пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам, «…Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых… Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:6, 8). И в этом состоит удивительное послание Евангелия всем нам. Бог не только простил нам все наши грехи, но Он также даровал нам свободу от греха, и Он сделал нас совершенно новыми людьми: «…кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5:17).

Но если кто-то продолжает жить в грехе, называя себя христианином, то он обманывает себя. Если ты говоришь, что любишь Иисуса и исповедуешь Его своим Спасителем, но продолжаешь жить в грехе, то ты не любишь Иисуса. Ибо Он Сам сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин14:15). «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною», — вторит Ему апостол Иоанн (1 Ин 3:18). Также не стоит думать, что посещение церкви, участие в малой группе или Святое Причастие помогут тебе как-то компенсировать твой эгоцентричный образ жизни и твой грех. Если ты продолжишь жить в грехе, то он будет разрушать тебя и все вокруг тебя.

Сегодня мы, христиане, живем как будто бы в стеклянном доме. Весь мир наблюдает за нами. Мы не призваны судить этот мир. Это дело нашего Царя, Который однажды придет и произведет Свой Суд. После этого Он установит Свое Царство видимым образом и навечно. Все граждане этого Царства, а это значит — мы с вами, будут с Ним вечно. Те же люди, которые не покорились Христу до Его Второго прихода, будут изгнаны и извергнуты на вечные мучения в аду.

Если ты уверовал во Христа, то Иисус взял справедливый Божий гнев за твои грехи на Себя и для тебя Его приход — это радость и день торжества.

Если же ты все еще живешь в грехе, то ты либо еще не познал Христа, либо живешь в самообмане, не покоряясь Ему.

Посмотри, насколько Он добр к тебе и долготерпелив, что все еще зовет тебя к раскаянию и продлил Свою милость к тебе, чтобы ты мог покаяться. Сегодня день для покаяния.

1Письма апостола Павла к коринфянам сохранились не все, в церковный канон вошли только два его письма христианам Коринфа. О переписке упоминает сам Павел в Первом послании к Коринфянам.

2Дэвид Прайер. Первое послание к Коринфянам. Электронный ресурс  https://esxatos.com/prayer-pervoe-poslanie-k-korinfyanam (дата обращения 25 апреля 2023 года).

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone