Во время посещения Суздаля мы побывали в «золотой кладовой» Спасо-Ефимиева монастыря, где на окладе одной из икон я увидела удивительно украшенный нимб. Он был написан как золотой круг, в который были вставлены драгоценные камни разных цветов и размеров. Древние мастера вложили в него все самое прекрасное и ценное, что у них было! В христианской иконографии нимб передает отражение Божественного сияния, облако света. Библейские примеры сияния, исходящего от людей, мы находим в Ветхом Завете (см.: Исх 34:29), когда Моисей после общения с Богом возвращается с горы Синай со скрижалями Завета — «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх 34:29). В Новом Завете в Книге Деяний (7:55) упоминается прославленный Стефан, перед мученичеством увидевший Божью славу.
Человек несет в себе образ Творца, поэтому Божий свет может отражаться в нем. Христианские богословы веками обсуждали, как это происходит и что именно является образом Божьим в человеке. Некоторые выделяли определенные черты и способности человека, другие подчеркивали трансцендентность как качество, определяющее сходство с Богом-Творцом. Английский богослов д-р Н. Т. Райт, говоря об образе Божьем в человеке, приводит интересное сравнение: зеркало, установленное так, что смотрящий в него видит в нем не себя, а отражение того, что находится под углом. И в зависимости от угла зрения человек видит или Божий свет, или греховный мир. Эта метафора подводит нас к вопросу о том, насколько Божий свет отражается через нас в окружающую нас земную реальность.
Способность человека «отражать» реальность подтверждается нашим личным опытом. Когда мы интересуемся определенной темой, она естественным образом становится тем, о чем мы говорим, куда вкладываем наши деньги, и даже может стать частью нашего представления о себе. Мы отдаем свое внимание тому, что любим, — и «от избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45). Мы вглядываемся в определенные вещи, фокусируемся на своей профессии, своей деятельности. Это влияет на нас, и мы отражаем то, что видим. А что мы видим?
Чаще всего мы видим то, что ежедневно перед нашими глазами. Я каждый день встречаю людей, которые приходят на занятия или обращаются за консультацией по личным и семейным вопросам. Иногда я встречаю человека в его радостные минуты, но чаще — в моменты кризиса, надломленности, жизненных испытаний. Как консультант, я невольно становлюсь свидетелем людского страдания. Предо мной чередой проходят супруги, оставленные своими возлюбленными мужьями или женами, дети, потерявшие своих родителей, взрослые дети, страдающие от болезней своих родителей, и многие другие. Люди ищут разрешения жизненных ситуаций и приносят с собой свои боль, разочарование, невыразимую скорбь от столкновения с грехами в семье. Они ищут поддержки и утешения в преодолении трудностей, ищут Бога, который может спасти их из «тинистого болота».
Как служить им и быть светом там, где утешение не выразить словами и бездонна глубина горя? Как отражать Божью славу во тьме? Над этими вопросами рассуждает Диана Лангберг, терапевт и служитель, на протяжении 47 лет работавшая с жертвами насилия, которые нуждались в восстановлении после травм. Как служить, когда вы постоянно встречаетесь с худшими сторонами жизни людей или с тяжелыми последствиями искалечившего их греха? Страдания и темнота, которых не было в вашей жизни, обретают реальность в служении, на которое призвал Господь. И встреча с тьмой не оставляет нас равнодушными: разговаривая с молодым человеком, погибающим от зависимости, невольно гневаешься на тех, кто любезно снабжает его наркотиками, иногда на его родственников; беседуя с женщиной, на первом триместре беременности оставленной мужем без средств к существованию, осуждаешь безответственного мужчину; дети, игнорируемые родителями на протяжении долгих лет из-за погружения в активное служение, вызывают изумление из-за несоответствия слов и дел этих взрослых людей. Такие эмоциональные реакции пробуждают все самое темное в нас: «…худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор 15:33). Страдания и грех, свидетелями которых мы становимся, консультируя других, заразны. Когда мы вглядываемся во все это слишком долго и часто, мы начинаем отражать боль и страдания, а не Божью благодать. Мы влияем друг на друга, переживаем то, что проходят и видят близкие нам люди. В психологии известен эффект вторичного травмирования тех, кто слышит о насилии и видит свидетелей этого насилия. Как зеркало, мы отражаем то, с чем имеем дело. Когда я каждый день сталкиваюсь со страданием людей, то их боль становится моей, травмирует меня.
Столкновение с грехом болезненно. Когда страдающий человек обращается за помощью, хочется поскорее дать ему обезболивающее, чтобы ему стало легче. Многое в нашей жизни направлено на то, чтобы избежать боли. Медицина и помощь людям во многом мотивированы состраданием, стремлением уменьшить боль, исцелить болезнь. Однако не нужно забывать, что боль — единственный механизм, благодаря которому мы понимаем, что с нами что-то не так. Это сигнал опасности. Если заставить боль замолчать, будет невозможно узнать правду. Боль в теле указывает на болезнь. Прокаженные не испытывают физической боли и умирают, не понимая того, что с ними происходит. Душевная боль тоже вызывает страдание. Когда человек не испытывает душевной боли, это означает, что его чувства онемели. Но это также означает и потерю радости, потому что нельзя запретить себе негативные эмоции без потери позитивных. Нравственные страдания мы называем муками совести. Совесть отсутствует у людей жестоких и социопатов. Если человек, будучи больным, не чувствует боли, это открывает двери внезапной смерти. Поэтому, стараясь облегчить страдания человека, прислушайтесь к его боли и услышьте ее голос. Она поможет вам узнать, в чем причина его болезни.
Мы часто молимся Господу о помощи в консультировании, о Его исцеляющем прикосновении или слове мудрости — и это неплохо. Но выглядит все так, как будто мы совершаем служение, на которое нисходит Божье благословение. Но можно посмотреть на это иначе. Бог совершает работу по духовному преображению верующих и использует дары, данные другому человеку для разумного служения. Спаситель только один, и Он — Служитель, не я. И наша задача быть верными Ему в исполнении Его воли.
Дух Святой приглашает вас войти в Его труд, однако это возможно настолько, насколько Он уже произвел работу в вашем сердце. Когда наши силы на пределе, мы просим Бога нам помочь, и Он восстанавливает нас, что дает нам силы дальше служить тем, кто немощен.
Святой Дух прикасается к тем, кто болен, бессилен, разбит, немощен и попал в плен. Мы не любим такие ситуации, нам больше нравится быть здоровыми, целостными, свободными, преуспевающими. Но только если мы сами прошли путь исцеления своего сердца, мы можем пойти туда, куда направляет нас Святой Дух. Не пройдя этого пути, мы не сможем исполнить то, что хочет сделать Бог через нас. Если мы пережили истину, силу и благодать Бо жью, мы становимся способными отразить их свет и светить другим людям. Смирение и верность водительству Бога открывает нас для Его замысла.
Как же совместить в себе служение консультирования и не «заразиться» болью, чтобы не померк свет и в нашей жизни? Чтобы Божья святость проявлялась в жизни служителя, он призван вглядываться в Бога большую часть времени.
Духовное состояние служителя, его ученичество и постоянный рост в Святом Духе являются условием для начала успешного служения. Всем нам недостает любви и послушания — эти качества не зависят от уровня образования или опыта христианской жизни. Необходимо мудро распределять время молитвы и служения, чтобы пребывание с Богом перекрывало время, проведенное рядом со страдающими людьми.
Во время консультирования необходимо фокусировать свое внимание не только на страдающем человеке, но и на голосе Святого Духа, прислушиваться к Его водительству в словах, мыслях и поступках.
После служения необходимо поблагодарить Бога и возложить все сложные переживания к подножию креста Иисуса. Общение с наставником и молитва за процесс исцеления также очень полезны. Особенно важно делиться свидетельствами исцеления и освобождения, которые приходят в жизнь страждущих. Бог ведет людей к здоровью и свободной жизни по вере в Иисуса Христа. Именно способность консультанта отражать Божью благость делает видимым Его присутствие посреди горя. Когда свет Божьей любви превозмогает тьму греха и страдания, тогда удивительным образом святость Божья проступает через человеческое и несет спасение, освобождение и исцеление.
Фото: gettyimages.ru