Портрет

Джон Уэсли: всадник Бога

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 94/Джон Уэсли: всадник Бога
Джон Уэсли: всадник БогаУильям Гамильтон. Портрет Джона Уэсли. 1788

Джон Уэсли (1703–1791) — английский протестантский проповедник, основатель одной из протестантских деноминаций — методизма. Он родился в городе Эпворт (графство Линкольншир) в многодетной семье англиканского священника. С отцом у Джона отношения как-то не ладились, а вот с матерью он был очень близок с раннего детства и до самой ее смерти. Родители Уэсли самостоятельно и серьезно учили своих детей. Уже мальчиком Джон хорошо знал латынь и греческий, учил наизусть большие отрывки из Нового Завета.

Когда Джону было одиннадцать лет, он отправился учиться в школу Чартерхаус в Лондоне, а в семнадцать поступил в колледж Крайст-Черч Оксфордского университета. В 1725 году Джон Уэсли, уже бакалавр, был рукоположен в дьяконы. Уэсли читал серьезную духовную литературу, в частности позднесредневековый трактат «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, и под его влиянием у молодого дьякона стал формироваться идеал христианского совершенства. В 1727 году Уэсли получил степень магистра, однако его академическая карьера была ненадолго прервана: отец попросил Джона заняться приходом соседнего с Эпвортом города Врут. Через два года Уэсли вернулся в Оксфорд уже как преподаватель.

Во время отсутствия Джона его брат Чарльз создал клуб для всех жаждущих глубокой христианской жизни. Вернувшийся Джон быстро стал лидером нового сообщества. Каждый день собравшиеся читали Новый Завет на греческом и молились. Вскоре они стали посещать заключенных и в целом заниматься благотворительностью, считая, что христианское благочестие проявляется прежде всего в делах любви. Клуб вызвал насмешки у студентов и преподавателей Оксфордского университета, сторонников братьев Уэсли прозвали «Святой клуб» и методистами — за их методичное стремление к святости. В самом деле, методичности лидеру «Святого клуба» было не занимать: Джон Уэсли каждый день тщательно заносил в журнал-дневник все свои действия по часам и оценивал их по шкале от одного до девяти.

Уэсли было мало общения только с христианами, он решил попробовать себя в качестве проповедника — отправился в американский штат Джорджия и принял приход в городе Саванна. Помимо проповеди индейцам Уэсли издал «Сборник псалмов и гимнов» — первый англиканский музыкальный сборник в Америке. Впрочем, в 1737 году Уэсли покинул Саванну, ощущая, что не достиг впечатляющих успехов.

Джон Уэсли: всадник БогаУэсли проповедует в поле под открытым небом

Усталый и разочарованный, Уэсли приехал в Лондон. Еще в Америке он познакомился с так называемыми моравскими братьями — наследниками гуситов, последователей Яна Гуса, и был впечатлен их несгибаемой верой. В Лондоне Уэсли стал посещать их собрания. И вот в мае 1738 года на встрече на Олдерсгейт-стрит читалось предисловие Мартина Лютера к Посланию к Римлянам — об оправдании верой. Услышанное впечатлило Уэсли, и в нем произошел внутренний переворот, после чего Джон начал проповедовать с новыми силами. В 1739 году Джордж Уайтфильд, друг Уэсли, впервые проповедовал среди шахтеров под открытым небом — и Уэсли решил последовать примеру друга и достиг больших успехов. Примерно в это время Уэсли, недовольный тем, что моравские братья поддерживают квиетизм (католическое движение), решил создать свое движение церковного обновления — и так постепенно стала формироваться новая деноминация.

Сам Уэсли вел свою деятельность, принципиально оставаясь англиканским священником и считая свое движение чем-то вроде церковного ордена; благословив американских своих последователей после войны за независимость США на создание полностью независимой от Церкви Англии структуры, Джон Уэсли настойчиво рекомендовал английским методистам оставаться внутри англиканской церкви. Созданные во время проповеди общины он поручал другим проповедникам, в том числе и мирянам. В этих общинах было введено фиксированное членство. У каждого был билет, который обновлялся каждые три месяца; за недостойное поведение билет не продлевался, и человек исключался из общины. Сам Уэсли внимательно следил за своей паствой, посещая каждую общину раз в квартал. Количество методистов быстро росло, Уэсли понял, что не может посещать все общины, и в 1743 году составил для своих последователей свод «Общих правил». В 1744 году состоялся первый съезд методистов, а еще через сорок лет Уэсли провозгласил «Акт декларации», где была заявлена автономия методистских общин.

Уэсли, активно проповедуя церковное возрождение, проехал около 400 тысяч километров, поэтому его называли всадником Бога; 42 раза он посетил Ирландию, 22 раза — Шотландию, произнес более 42 тысяч проповедей, написал около пяти тысяч небольших статей и брошюр для простого народа.

Интересны богословские взгляды Джона Уэсли. Он с симпатией относился к пуританству с его строгими этическими требованиями, но отвергал кальвинистское учение о предопределении. Уэсли в своих духовных поисках обращался к разнообразному христианскому наследию: он читал раннехристианских духовных наставников — Макария Великого и Ефрема Сирина, а также творения католических писателей Франциска Сальского и Игнатия Лойолы, французского философа Блеза Паскаля. Особенно Уэсли впечатлила восточнохристианская традиция и учение об уподоблении Богу — теозисе. Под влиянием этого учения Уэсли сформулировал концепцию освящения: человек, не достигая безгрешности в земной жизни, может достичь «совершенства в любви», посвящая Богу разные сферы своей жизни. Происходит это так: получив оправдание верой, человек с помощью благодати, меняющей сердце, начинает посвящать Богу постепенно каждую сферу своей жизни. На каждом новом этапе человека меняет Божья благодать. В итоге, углубляясь и совершенствуясь, человек перестает преднамеренно грешить благодаря освящающей его благодати и своей вере, которая не может не проявляться в делах и в образе жизни.

Джон Уэсли: всадник БогаЦерковь Уэсли изначально называлась часовней Сити-Роад (Лондон)

И богословие, и благочестие, по Уэсли, имеют четыре источника (так называемый четырехугольник Уэсли): 1) Священное Писание — как непреложное правило жизни; 2) христианская традиция — как практический опыт реализации библейских установок; 3) личный опыт — все христианские доктрины должны пройти через сердце каждого христианина; 4) разум — все должно быть основано на разумных доводах. Все эти четыре основания связаны друг с другом.

Уэсли не считал признаком благочестия уход от социальной жизни — напротив, меняющий свое сердце христианин должен был активно бороться с социальными язвами. Основатель методизма был категорическим противником рабства, он был другом Джона Ньютона, автора гимна «О, благодать» (Amazing Grace), и политика-парламентария Уильяма Уилберфорса, убежденных аболиционистов.

В последний год жизни Уэсли тяжело болел и почти не проповедовал. Умер он в Лондоне.

Наследие Уэсли впечатляет. Он писал проповеди и трактаты на разные темы — богословие, музыка, политика, физика и медицина. Джон Уэсли с его установкой на единство христиан в главном повлиял на появление евангеликализма (evangelicalism — англоязычный аналог евангельского движения). Имя Джона Уэсли внесено в памятный календарь Церкви Англии; в Евангелической лютеранской церкви Америки он называется обновителем церкви. Опыт и размышления основателя методизма могут быть полезны и интересны и для нас, современных христиан.


Работает на Cornerstone