Что такое святость и можем ли мы ее достичь в нашей жизни, полной трудностей и проблем? Об этом Мария Романова беседовала с пастором Тушинской евангельской церкви в Москве Андреем Петровым
— Слово «святость» в повседневной речи редко услышишь. Оно ассоциируется с чем-то далеким, даже мифическим. Порой говорят с иронией «ну, он святой» про человека, слишком принципиального или старательного. Между тем святость — это одно из ключевых понятий в Священном Писании. Что мы узнаём о ней из Библии?
— Святость — атрибут одного лишь Бога. Он абсолютно безгрешен и свят. И если говорить о подражании Ему, святость для человека, конечно, недостижима. В Новом Завете мы читаем слова Господа: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет 1:16). В Нагорной проповеди Христос говорит: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Он не говорит — будьте, как Я, ведь окружающие могли воспринимать Его как себе подобного, они даже усматривали в Нем грехи, например, упрекая Его за то, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками (см.: Мк 2:1). По свидетельству евангелистов, в жизни Христа не было ни одного греха (см.: 1 Пет 2:22). Он оставался Богом, но уподобился нам, приняв образ раба и по виду став как человек. В Своей Нагорной проповеди (см.: Мф 5) Христос умышленно завышает планку. И если в Его словах усматривать призыв к подражанию, то у нас ничего не получится.
— Вот это и отталкивает некоторых людей от святости: достичь невозможно, но надо стремиться.
— Раньше я придерживался такой позиции: раз нам сказано, давайте будем пробовать. Но теперь думаю иначе. В какой-то момент я понял, что значит пребывать в Боге, а не подражать Ему. Его Любовь дается нам не как пример для подражания, а как дар небес, как благодать. В Послании к Римлянам (5:5) говорится, что эта любовь излилась в сердца наши Духом Святым. И любви, и святости, и совершенству мы скорее не учимся, а получаем их вместе с даром Духа Святого.
Путь к святости складывается так. Мы принимаем жертву Иисуса Христа верой, осознаем и исповедуем все наши грехи и принимаем благодать Божью. Мы пускаем в наше сердце Духа Святого, который открывает нам новую жизнь в Отце и Сыне, открывает нам наше новое естество. В Библии неоднократно говорится, что мы — новое творение во Христе Иисусе (см.: 2 Кор 5, 17). Неужели грешному человеку, который в саду Эдема отвернулся от Бога и пошел вслед за сатаной, вдруг опять дается шанс стать святым? Да, это стало возможным через жертву Христа. Мы святы во Христе.
— Получается, что обретение святости — это не результат усилия воли человека?
— Усилия нашей воли должны быть направлены на общение с Духом Божиим: «…все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14).
В Писании это выражено глаголами повелительного наклонения: исполняйтесь Духом Святым, не угашайте Духа Святого, не огорчайте Духа Святого, не оскорбляйте Духа Святого, не хулите Духа Святого (см.: Еф 5:18; 4:30; Мф 12:31). Писание предупреждает именно верующих о хуле на Духа Святого, потому что оскорбить или похулить Духа может только тот, кто лично познал Его.
Все эти глаголы как бы активируют нашу волю. Бог словно говорит: «Давай, сынок, делай. Я знаю, что ты можешь, у тебя достаточно на это сил».
Апостол Павел пишет Тимофею, что в последние времена люди будут самолюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (см.: 2 Тим 3:1–7). Сила благочестия — это как раз сила Святого Духа, когда человек исполнен Им. Когда человек принимает Христа, он не просто принимает Благую Весть о спасении через Христа, но с ним происходит чудо перевоплощения, возвращения к личным отношениям с Духом Святым, с Богом. Только личные отношения с Богом через кровь Христа, в Духе Святом могут дать человеку святость.
— Если мы говорим о святости в повседневной жизни как о главной цели христианина, это означает, что Бог должен быть с нами в наших земных делах и отношениях. Как этого достичь? Мир ведь живет по иным законам. Какие препятствия и проблемы нас встретят на этом пути? С чего начать?
— Помните эпизод из Библии, когда апостол Петр шел по водам? Эти воды символизируют окружающий нас мир. Как не утонуть, не захлебнуться в его грехах и искушениях? Вот Петр глядит на Христа и по Его слову выходит из лодки. Это можно сравнить с нашим желанием жить свято: «Господи, разреши мне свято жить. Разреши мне идти по воде, быть в этом мире, но жить в нем по другим законам». И Господь говорит: «Иди». Первый шаг Петра подтверждает, что так жить возможно. Часто враг атакует нас страхами и сомнениями, как бы говоря: «Ничего не получится, все ведь по-другому живут, не соврешь — не проживешь, ты, что ли, святой?» Я многократно слышал подобное в свой адрес. Необходимо преодолеть внутренний страх, довериться Богу и выйти из нашей «лодки» — привычного круга жизни, какого-то сообщества или неподходящей работы. Начинайте день с Писания, молитвы и прославления, чтобы исполниться Духом (см.: Еф 5:18). Когда ты переживаешь это состояние, мир вдруг открывается по-новому. Да, мир — это полигон, сложная полоса препятствий. Но когда преодолеваешь все это с Божьей помощью, ощущаешь даже некоторый драйв. Спрашиваешь: «Господи, Ты здесь?» И Он отвечает: «Да, Я здесь». И ты снова спрашиваешь: «А вот как это понять, как здесь поступить, как там?» И Господь направляет: где-то промолчать, чтобы не солгать, где-то мудрости поучиться. Или укажет на человека, которым все пренебрегают, чтобы ты увидел его в свете Божьей любви.
И вдруг у тебя откуда-то появляются силы, мудрость, любовь. И ты понимаешь — так можно поступать, так можно жить! Оказывается, ступив в океан мира, можно не утонуть в нем!
Важно, чтобы мы жили в этом состоянии. Я вспоминаю свою бабушку Аню. Моя мама была семнадцатым ребенком в семье, и всех бабушка родила дома. Времена были тяжелые: война, эвакуация в Сибирь, жизнь в деревне. Они ходили за двадцать километров, чтобы вместе почитать Библию и попеть псалмы, ближе ни церкви, ни Библии ни у кого не было. Бабушка была из молокан, очень простая женщина. Я помню, как она учила меня: «Вот проснулся и сразу скажи: “Господи, благодарю Тебя за сон, что открыл мне глаза. Открой сердце мое для откровений Твоих”». Когда светало, она говорила: «Господи, благодарю Тебя за свет». Печь растапливает, лучину зажигает: «Зажги мое сердце огнем Духа Святого»; умывается: «Господи, умой меня от всех грехов и от тайных моих и привычек плохих». То есть она быт делала общением с Богом и все поспевала делать при огромной семье. Это и есть хождение по водам, искусство жить в мире и не погрязнуть в нем. Христос сказал: «Не хочу вас взять из мира, но в мире сохранить от зла» (см.: Ин 17:15). Иными словами, Он говорит: «Ты можешь идти по воде».
А когда мы тонем, когда забываем о святости, будучи христианами? Петр испугался и стал тонуть, когда он отвел взгляд от Христа. Когда мы отводим внутренний взор от Христа, то мы тоже тонем, начинаем поступать «как все». Когда хочешь поступить по Духу, а не так, как поступают в этом мире, то иногда открываешь для себя совершенно новые решения, думаешь: а как бы поступил сейчас Господь?
Я проработал девять лет на большом заводе, где, можно сказать, есть своя специфика лжи: всегда делают приписки, чтобы поднять заработок. Я тогда сказал: «Господи, я не хочу лгать. Дай лучше мне сноровку работать быстрее, чтобы честно заработать деньги». И я научился крутить по полторы-две нормы заготовок за смену. Сколько откровений я там получил от Господа! Этот опыт мне показал, что с Божьей помощью, побеждая страхи и сомнения, исполняясь Духом Святым, можно поступать свято. Конечно, я уходил с завода усталый, но радостный и вдохновленный. Общаясь со мной и видя мое отношение к работе, многие люди там обратились к Богу. Нужно стремиться, чтобы вся наша жизнь стала свидетельством о Нем.
Бог совершал чудеса и этим утверждал меня в стремлении жить свято. Я должен был к семи утра уже быть на работе и запустить конвейер. В одно утро я начал читать Библию, а там — перечень древнееврейских имен. Но я с трепетом и благоговением к Слову Божию хотел их прочитать и разобраться во всем. Потом помчался на завод. Обычно за смену резец два или три раза ломался — это норма. На замену требуется время, и ты теряешь в сдельной оплате. А в тот день я точу-точу, а резец не ломается. И я начинаю понимать, что это Божье прикосновение к этим железкам. И слышу внутренним слухом, как Господь говорит: «Ты уважил Мое слово, а я благословлю твой труд». Резец только под конец дня сломался, я перевыполнил норму и получил хорошую зарплату. Когда начинаешь день с Богом, исполняешься Духом Святым, то Господь освящает тот день и благословляет тебя.
Бог меняет тебя постепенно. Я уже тридцать лет занимаюсь душепопечением, и Бог шлифует меня в этом деле: я стал говорить мягче, стараясь не ранить собеседника, подбираю слова. Я понял, как общаться с Богом даже в том, что и как я говорю другим.
— А что главное для святости в семейной жизни? Смирение, отказ от своего эго ведь нелегко даются.
— Помните, как Бог говорит Моисею: «…сними об увь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3:5). Бог словно просит: «Слейся со Мной, слейся с Моей святостью». Изначально мы созданы в Боге святыми, Он сотворил нас для общения. Но мы утратили святость, дьяволу удалось нас увести от Бога.
Пребывание в Боге — это состояние жизни. Тогда ты не будешь застигнут врасплох трудностями и искушениями. Это определенный настрой на Бога и общение с Ним, на отношение ко всем с Его любовью. Никакие советы психологов не помогут, если человек не уловил эту тонкость. Хорошие взаимоотношения с людьми невозможно построить, если нет глубоких отношений с Богом.
Если человек готовит себя к взаимоотношениям в грядущем дне, молится о тех, кого встретит, настраивает себя на любовь, проникается Духом Святым, просит Господа его направить, то будет смиренным и любящим в отношениях с ближними, женой, мужем, детьми или родными.
Как мы настраиваем гитару по камертону, так и самих себя нужно настраивать по камертону Святого Духа. И тогда оживает Библия, оживают ее советы и у тебя появляются силы следовать им в повседневной жизни.
Фотография на стр. 21 предоставлена Андреем Петровым
Фото: gettyimages.ru