Тема

Святость в повседневности

Кирилл Погодин
Журнал/Архив/Номер 94/Святость в повседневности
Святость в повседневности

Кажется, будто «святость в повседневности» — странное сочетание слов. Что вообще такое святость? Чистота, свобода от греха, совершенная близость с Богом, отделенность от мира? В какой мере? Петр говорит нам: «…и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет 1:15). Именно так — во всех поступках, ни больше ни меньше. Петр говорит здесь о том, что зависит от нас самих, таких по-человечески несовершенных; о том, какой выбор мы делаем каждый день, нередко при этом ошибаясь. Можем ли мы, простые люди, быть святыми во всех поступках? Кто же сможет такое? Но поскольку мы читаем эти слова в Новом Завете, то, видимо, шанс у нас есть. Мы можем быть святыми — даже в своей повседневности.

Мы знаем, что, рождаясь свыше, мы становимся теми, кого Бог призвал и оправдал. Но это уже больше про Него, чем про нас. Он Сам призвал нас и Сам оправдал, понимаете? В Нем, кажется, не сомневаться нам всегда проще, чем в самих себе. Что мы чувствуем, когда читаем о том, что Бог «избрал нас во Христе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны» (Еф 1:4)? «Какая это ответственность!» или «Не ошибся ли Он в Своем выборе?». Но Он не ошибается. Да и не об этом речь. Не в нас ведь дело — в Нем! Мы избраны не за то, что можем стать святыми. Мы избраны, и поэтому освящены. И повседневность этого не может отменить. Сколько бы всего ни происходило в этой самой повседневности с нами. Нам дано быть святыми и непорочными. Потому что сказано, Христос «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр 10:14). Звучит грандиозно — «навсегда сделал совершенными»! Нас? Но мы-то не чувствуем себя совершенными. А написано именно так, и с этим не поспоришь.

Но, если мы освящены и сделаны совершенными, если мы святы благодаря Ему, что же нам еще нужно, чтобы быть святыми во всех поступках? Звучит это так, будто нам остается лишь быть самими собой. Такими, какими нас уже сделал Господь, когда Он освятил нас: в этом освящении мы уже сделаны Им совершенными. Не нужно совершить всё самим. Да мы и не смогли бы сами — это-то мы знаем наверняка. Остается совсем немногое: лишь разобраться, как же все-таки быть святыми.

Помните, Христос, обращаясь к книжникам и к фарисеям, часто укоряет их за лицемерие. И это очень важно. Мы читаем в Новом Завете, что они, по Его словам, само воплощение лицемерия. Именно их лицемерие никак не устраивает Христа. С мытарями, с блудницами, с грешниками Он готов иметь дело. Он ест в их домах, разговаривает с ними, прощает им грехи. С книжниками и фарисеями, лицемерами все иначе. Он как будто говорит каждому из них: «Между нами стоит твое лицемерие, оно — главное, что мешает тебе в твоих отношениях с Богом». И знаете, Христос тут так много открывает нам об этой самой святости в повседневности. Вы только посмотрите: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф 23:26). Понимаете? Они сверху «полируют чашу», заботясь о внешнем. А Христос говорит им, что так не работает, так ничего не получится. Ведь внешнее — всегда отражение внутреннего! Это первое и главное — нельзя быть святым, просто делая хорошие дела. Внешнего только недостаточно. Все дело во внутреннем. И так это созвучно с первой и наибольшей заповедью: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душою и всем разумением» (Лк 10:27)! Все дело в том, чт´о там — в сердце, в душе, в разуме. Ведь из сердца источники жизни (см.: Притч 4:23), и «от избытка сердца говорят уста» (Мф 12:35). Пока внутреннее наше не изменится, святости в делах просто не может быть. Только вид этой святости, только лицемерие. И второе. Книжники и фарисеи же эту собственную святость пытались создавать своими поступками. Сами! Но так не создать святости — это просто невозможно. Бог избрал нас во Христе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны. Он Сам все это делает, а не человек своими силами. Бог избрал, освятил и сделал совершенным каждого обратившегося ко Христу. И это было сделано прежде создания мира, это уже в полной мере было Им совершено. И в своем послании апостол Петр обращается к нам: «Будьте святы во всех поступках». Будьте святы, пребывайте в святости. Бог совершил очищение и подарил нам святость — ее не заслужить, не сдюжить самому. Но наши сердце, душа и разум — в наших руках и в нашей власти. В них эту святость мы или храним, или теряем. А все поступки уже потом. Поступки лишь являют вовне все то, что происходит с сердцем, с душою и разумом. Поэтому, по слову Христа, нужно очистить внутреннее, чтобы было чисто и внешнее. Очищая свое сердце и сознание, мы изменяем и свои будущие поступки. Бог избрал нас во Христе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны. Он это сделал еще тогда. А потом, уже после этого, у нас внутри что-то не то происходило, чему-то не тому мы позволяли там оказаться. Но это никак не может отменить Божьего избрания, Его освящения. Нам нужно лишь вернуться в святость. Христос все совершил. Одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. И поэтому нам не надо становиться святыми, нам надо ими быть. «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями» (1 Пет 1:14), — пишет апостол Петр. И всего этого не будет в нашей жизни, если только мы будем очищать свое сердце, свои душу и разум. Никак иначе с этим не справиться. Никак не оставить человеку плохих дел, прежних похотей. Если ты не очищаешь себя изнутри, то просто невозможно измениться и быть святым в своих поступках.

Как же можно очищать себя? «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4:8), — пишет апостол Павел. А о другом не помышляйте. Эти слова апостол ведь нам пишет? И эти его слова сразу говорят обо всем — и о сердце, и о душе, и о разуме. И о вашей воле — вы точно можете не помышлять о другом, о том, что неистинно и нечисто. Просто не принимайте эти мысли своей душой, не давайте им укорениться в вашем сердце, не впускайте их в свой разум, «ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет 1:16). Выбирайте быть святыми — Бог дал вам это право! И ваша святость, и ваш выбор — они в повседневности.

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone