Решение

Незаслуженная благодать

Михаил Неволин
Журнал/Архив/Номер 93/Незаслуженная благодать
Незаслуженная благодать

Представление о справедливости — это во многом производная от сложившейся культуры. Нельзя сказать, что культурные традиции одних стран лучше других. Просто то, что видится справедливым в одном месте, в другом будет выглядеть совсем иначе. Все это касается самых разных сфер жизни — от принятой в стране шкалы налогообложения и отношений между работником и работодателем до законов наследования и взаимоотношений в семье.

История человечества показывает, что под лозунгом борьбы за справедливость было пролито море крови. Конечно, были и те, кто использовал этот лозунг лишь для маскировки иных целей, но в основном людьми двигало искреннее желание сделать мир лучше, восстановив справедливость. Увы, как правило, после всех реформ, революций и модернизаций через какое-то время выяснялось, что всеобщей справедливости опять достичь не удалось и кто-то вновь считает себя обделенным, незаслуженно обиженным, недостаточно обеспеченным — то есть ощущает несправедливость. С призывами восстановления исторической справедливости выступают то сельские труженики, то военные, то представители целых народов или даже рас. При этом их оппоненты считают, что все эти требования ведут лишь к появлению еще большей несправедливости.

Каждый из нас с легкостью может привести много примеров несправедливости, с которыми сталкивался лично, — на работе, в общении с соседями или родственниками. Мы болезненно реагируем, когда чувствуем, что по отношению к нам кто-то поступает несправедливо. Это мы замечаем сразу и долго храним в памяти. Случаи, когда мы поступаем несправедливо по отношению к другим, мы обычно не запоминаем (если вообще признаемся себе, что бываем несправедливы).

В библейской Книге Судей мы встречаем такие строки: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 17:6). Читая о тех временах, мы видим, что прекрасное желание каждого жить по справедливости не принесло счастья и несправедливости меньше не становилось. В нашей истории мы много раз пытались построить самое справедливое общество. Способы восстановления справедливости были разные: перераспределение собственности (экспроприация экспроприаторов), чистки (или, как их теперь называют, люстрации), коллективизация, национализация, приватизация. Чтобы устранить несправедливость, сносились памятники и возводились новые. Потом, через какое-то время, приходилось сносить уже новые, и все повторялось сначала.

Конечно, история каждой страны уникальна, но все это в той или иной форме происходило и происходит в каждом народе. В стремлении к справедливости нет ничего плохого. Наоборот, именно это стремление во многом определило многие положительные изменения в истории человечества. Однако понятно и другое — мир никогда не будет таким, чтобы несправедливости в нем не было. Чтобы каждый всегда и во всем чувствовал, что все вокруг устроено правильно.

Ожидание Мессии во многом было связано с ожиданием восстановления справедливости. Израильтяне чувствовали себя униженными, несправедливо обиженными и незаслуженно страдающими. Мессия, как ожидалось, должен был восстановить царство, избавить народ от власти оккупационного режима, да и вообще помочь организовать жизнь по-новому. Надо признать, что Иисус не оправдал ожиданий многих соотечественников. Они были разочарованы. Как ни пытались склонить Его на путь борьбы за справедливость, Он каждый раз подчеркивал, что цель Его прихода иная, а Его Царство — не здесь. Кульминацией разочарования тех, кто чаял восстановления справедливости, была казнь Иисуса. Это было совершенно незаслуженное наказание, да в добавок к этому, на волю был отпущен преступник, которого должны были казнить, — что было бы справедливым возмездием за его преступления.

В Евангелии не так много сказано о том, что мы называем справедливостью. Разве справедливо, например, то, что Ии сус, умирая на кресте, пообещал рай тому, кого точно не назовешь праведником и кто был приговорен к смерти за свои преступления? Как можно назвать справедливым то, что за виновных отвечает невиновный? Почему Тот, Кто обладает огромной силой и властью, не применяет ее, чтобы наказать злых и испорченных людей? Почему хорошие люди часто страдают, а подлецы благоденствуют? Перечитаем хотя бы наиболее известное обращение Иисуса к людям, описанное в Евангелии. Его называют Нагорной проповедью. Да, там говорится о том, что в итоге, что называется, все закончится хорошо, но здесь, на земле, никакой совершенной справедливости мы так и не увидим. В этой жизни будут и плачущие, и те, кто будет страдать за правду, и те, кого будут несправедливо злословить и обвинять в том, чего они не совершали. В своей земной жизни многие из них так и не увидят торжества справедливости. Впрочем, Бог никогда и не обещал, что послал Сына Своего для того, чтобы сделать жизнь на земле более справедливой. Скорее наоборот: Его приход в мир в образе человека, смирение до конца и отказ от справедливой мести тем, кто творил неправедный суд, а после него приводил приговор в исполнение, — все это было верхом несправедливости. Надо признать, что христианство — это вообще не про справедливость. Справедливости там действительно мало. Собственно, поэтому книга, рассказывающая о служении Иисуса, и называется Евангелием, то есть Благой Вестью. Если бы она была о восстановлении справедливости, то радостного для нас там было бы немного. Но она не об этом — она о милости и любви.

Если мы приходим ко Христу в надежде восстановить в обществе справедливость и увидеть, как Сам Бог воздаст нашим обидчикам по заслугам, то, скорее всего, будем разочарованы. Он призывает нас не потому, что хочет показать Свое могущество, наказывая грешников и решительно приводя в исполнение справедливые приговоры. Бог показывает Свое величие и любовь в милости, в желании прощать нас и принимать к Себе. Приходя к Нему с покаянным сердцем в поисках понимания, прощения и милости, мы точно не будем разочарованы. Он призывает не строгих судей, ищущих небесной помощи в борьбе за справедливость, но грешников, ищущих прощения и желающих изменить прежде всего самих себя.

 

Фото: Gettyimages

Работает на Cornerstone