Вот уже 17 лет каждое воскресенье Араик Агаджанян, пастор московской церкви «Сила веры», с большой командой волонтеров кормит бездомных
на территории Центра социальной адаптации им. Е. А. Глинки. Среди волонтеров — члены разных церквей, есть и нецерковные люди.
Обязательное условие участия — согласие с тем, что служишь Христу. Сейчас во время каждого обеда еду получает около 400 человек. — Лозунг нашего служения — «Господь кормит всех». У нас и баннер с этой фразой висит, — рассказывает пастор Араик. — Главная наша задача — накормить людей, чтобы они были сыты. Они знают, что это Иисус их кормит. Из этих четырехсот человек примерно тридцать процентов — бездомные, тридцать — просто бедные люди, двадцать — пенсионеры и еще двадцать — постоянно меняющиеся. Есть люди, которые приходят и поесть вкусную еду, и с собой взять.
Мы с женой еще перевязываем бездомным раны, иногда страшные. Ведь без документов их не принимают в больницах.
— Когда вы кормите людей, то одновременно общаетесь с ними? Что они говорят, как меняет их ваша помощь?
— Конечно, мы общаемся и даем им надежду, что, пока они дышат, есть шанс измениться. И, когда мы это говорим, зная по опыту, что это действительно так, у них появляется желание жить. Они уже привыкли думать, что ничего не получится изменить, поэтому спиваются. А надежда дает им силы, чтобы остановиться. Некоторые благодаря этой надежде уже восстановили документы, нашли себе место жительства или вернулись домой.
— На какие средства вы их кормите?
— Это наши личные средства, в основном из моего заработка, у меня есть еще работа кроме пастырского служения. Другие волонтеры лекарства покупают, на своих машинах помогают.
— Это ведь тяжело: вы работаете, а потом отдаете часть заработка другим людям. Вам приходится отказываться от каких-то своих нужд. Что побуждает вас так поступать?
— Тяжело, если сразу начать кормить четыреста человек. Но мы начали с десяти—пятнадцати, и постепенно за семнадцать лет число нуждающихся увеличилось. Мы не можем уже отказать им, тем более что видим плоды. И мы чувствуем, что угодны Богу, помогая тем, кто не может нам отплатить.
Конечно, приходится отказываться от денег, каких-то своих желаний. И потом, мы перевязываем гниющие раны, иногда с червями, ужасный запах от них — только по благодати можно это делать. Приходили к нам и врачи-помощники, но не остались. Я сам не врач, на практике всему научился. И я почти не чувствую этого запаха, когда делаю перевязки. Надо сказать, что они по своей вере иногда и исцеление получают.
Мы служим этим людям, но получается, что и они служат нам. Видя их состояние и проблемы, мы забываем свои жалобы и недовольство. Когда видишь людей без ног, без рук, без глаз, и они еще хотят жить и благодарить Бога, то осознаешь, что твои проблемы — просто мелочи. Если они живут и хотят жить, то мы тем более преодолеем свои трудности.
— Есть такое мнение, что бездомные часто не хотят менять свой образ жизни, сколько им не помогай.
— Меняются, но, конечно, далеко не все. И мы ищем из массы людей тех, кто хочет измениться. Господь не открывает, кто это, мы сами должны найти. Кого-то мы отправляем в реабилитационный центр. А есть такие, с которыми я лично встречаюсь, мы обедаем вместе, беседуем. И некоторые после общения с нами делают шаги к нормальной жизни.
— А были какие-то встречи с людьми во время вашего служения, которые вас особенно тронули?
— Конечно, за эти годы таких встреч было много. Например, однажды пришел человек, полностью слепой. И благодарит Бога за то, что он поел суп, что его так хорошо встретили. Я спрашиваю: «Почему ты благодаришь Бога? Ты раньше видел?» Он отвечает: «Да, я видел, работал, се мью обеспечил. Но пришел день, и я ослеп. Раз Бог так решил, значит, я не должен видеть сейчас. Решит вернуть мне зрение — и буду видеть». Меня это так затронуло! Я понял, что у меня вообще нет проблем, раз слепой так славит Бога! Иисус говорит, что если нищие благовествуют, то это свидетельствует о том, что Иисус — Христос. Ведь по идее этот слепой должен проклинать Бога за свою слепоту. Но он прославляет Бога — и это чудо!
Я его обнял и спросил: «Чего тебе хочется?» Он говорит: «Худи с капюшоном». А я как раз в таком был, снял с себя и ему подарил.
А вот другой случай. Слепой человек возил на коляске безногого инвалида. Я с ними даже сфотографировался. И показываю это фото людям в сложных ситуациях, во время проповеди тоже. Представляете, хромой смотрит, куда ехать, а слепой его везет! На территории ЦСА, где мы кормим бездомных, есть палатка-хоспис. Там лежат люди, которые уже сдались. Мы их тоже кормим, переодеваем. А эти двое не сдались, они нашли выход! Если они сумели найти выход, то мы, здоровые, и подавно должны.
Тут есть люди с разной судьбой: бывшие спортсмены, учителя, деятели искусств, военные, которые спились. Мы пытаемся со всеми работать, хотя это не просто.
— Вы не только кормите и лечите бездомных, проповедуя делами, но и рассказываете им о Слове Божьем. Как это происходит?
— Среди бездомных есть люди, открытые к Благой Вести, они хотят слушать Слово Божье. Я их прежде всего спрашиваю, о чем они хотят узнать из Библии. Дело в том, что они больше всех нас слушали проповеди, ведь они ходят по всем благотворительным акциям в разных церквях. А там везде проповедуется Слово Божье. Порой они задают такие вопросы, что непросто ответить. Их мышление отличается от обычного, даже если речь идет о христианских понятиях.
Помню, как один бродяга где-то раздобыл Библию и прочитал первую часть Книги Иова. И попросил меня рассказать, что было дальше. Ему было интересно, что произошло с Иовом! Конечно, я охотно пересказал сначала первую часть всем, а потом перешел к тому, чем закончилась история Иова.
К нам на служение приезжают разные проповедники, а когда никого нет, я часто предлагаю бездомным несколько тем для беседы на выбор. Они обсуждают, голосуют. Я называю наши собрания уличной церковью.
Один бездомный однажды пришел и говорит: «Хочу пожертвовать десятину тебе. Я заработал честным путем пять тысяч рублей». Конечно, я был против, мы не собираем пожертвования. Но он настаивал, говорит: «Ты же сам объявил, что мы “уличная церковь”». Посоветовался я с братьями и взял у него эти пятьсот рублей.
Мы только последние три года начали проповедовать во время кормления. Многие умирали прямо на территории ЦСА, поэтому мы решили больше молиться и говорить им о пути спасения. В проповеди я обычно не делаю акцент на молитву покаяния, потому что они все уже по многу раз каялись. Я больше говорю о применении Слова Божьего в жизни. Многие плачут, понимая, что хотя они и знали Бога, но не жили по Его заповедям.
— Спасение, которое дает нам Господь, — это проявление милости и благости Бога к грешникам. Это не вопрос справедливости. И все же милость и справедливость — как они сочетаются в вашем служении?
— Многие спрашивают, зачем мы развиваем это служение, ведь мы бездомных не зовем в церковь. Их внешний вид и запах создают дискомфорт для людей, поэтому я и организовал для них «уличную церковь». Нас критикуют, говоря, что нужно давать «удочку, а не рыбу». Знакомые напоминают мне, что в добродетели следует быть рассудительным, как говорит Писание. А я отвечаю, что рассудительность и справедливость — в том, что надо давать всем.
Бог дал мне талант раздавателя. За семнадцать лет не было ни одного воскресенья без кормления, хотя бывало, что я и продукты брал в долг, и нас останавливали, и электричество отключали. По отношению к Богу справедливо раздавать все, что он нам посылает. Вот недавно один человек пожертвовал барашка, благодаря Бога за успешную операцию, которую сделали его матери. И я думаю о блюде из баранины на ближайшее воскресенье. А наша епархия поделилась несколькими ящиками тушенки, чтобы у нас был запас на трудные времена.
— Почему семнадцать лет назад вы решили заняться именно этим служением?
— Наше служение началось с откровения. Я размышлял над евангельской притчей о талантах и задался таким вопросом: что должен был сделать человек, получивший один талант? Он его спрятал, не потерял, вернул. Господин же приказал выбросить этого человека «во тьму внешнюю» за его лень. Когда я стал внимательно читать, то увидел, что талант нужно было отдать торгующим, чтобы господин, придя, получил с них прибыль. Выходит, что мы этот талант должны раздавать. Наш талант — это еда, возможности разные.
Бывает, что талант поступает нам целыми фурами! Однажды мы получили фуру дорогих японских чаев, потом фирма Coca-Cola напитки пожертвовала, потом чипсы подарили. Что Бог дает нам, то и раздаем. Мы не знаем, кто в следующий раз сделает доброе дело. Это единоразовые пожертвования, но Господь их постоянно нам посылает. Однажды пришли ребята из большой церкви и сказали, что хотят купить что-то для бездомных. Мы попросили пятьсот пар носков и пятьсот пар перчаток. Если у тебя дар раздавателя, то свой талант нужно отдавать без прибыли. А Господь уже соберет прибыль. Когда мы кормим и перевязываем людей, то всегда говорим: «Это Господь тебя кормит и перевязывает».
Один человек, которого мы вылечили, сказал: «А я не верю в Бога». Я ответил ему: «Это Бог мне вложил в сердце тебе помогать, чтобы ты узнал живого Бога». И он как-то проникся этим. Мы все это делаем для Бога, потому что Он для нас так много сделал. Меня, в прошлом злого человека, изменил так, что я теперь делаю добро, дал мне семью, жену и троих детей. И я каждый день думаю о добре — это чудо.
— И помогаете другим возродить в себе образ Божий.
— Моя главная цель — помочь бездомным обрести дом. А когда это произойдет, то кто-то другой придет и призовет их в церковь. Я просто хотел, чтобы раз в неделю каждый из них ел что-то домашнее, ведь они питаются объедками. Вот, на завтра, например, заказали борщ со сметаной… И еще цель — вселить в них веру, что они нормальные люди, что не все потеряно. Если это получается, то потом они восстанавливаются и приходят к Богу, у нас есть много свидетельств.
Каждый год я беру одного бездомного под опеку, у меня и дома они жили до того момента, пока встанут на ноги. У нас вся семья служит Богу, поэтому такое возможно. А я, в свою очередь, учусь у бездомных вере, упованию на Бога, умению довольствоваться малым.
Беседовала Мария Романова
Фотографии предоставлены Араиком Агаджаняном