Тема

Миротворцы — сыны Божии

Алексей Горбачев
Журнал/Архив/Номер 93/Миротворцы — сыны Божии
Миротворцы — сыны Божии

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:9) — этот стих в Заповедях блаженства слышится звучным аккордом в гимне Божьего Царства. Но как стать таким миротворцем? Как самому действовать миротворчески в конфликтах и помогать другим разрешать конфликтные ситуации? На каких основаниях строится миротворчество? Как научиться и свои позиции не сдавать, и интересы другой стороны учитывать? Как помогать другим находить выход, устраивающий все стороны конфликта?

В наши дни во многих странах узаконена профессиональная деятельность, близкая идее миротворчества, — посредничество, или медиация. Эта посредническая практика известна еще с античных времен, и в некоторых культурах медиаторы пользовались таким же уважением, как жрецы и вожди. Основная задача такого посредничества — помочь разрешать конфликты разных уровней без обращения в судебные инстанции. От самой судебной практики медиация отличается тем, что полный контроль при принятии решения остается за конфликтующими сторонами. Посредник, в отличие от судебной системы, не имеет власти навязывать сторонам свои решения. В чем еще схожесть и отличия судебной и миротворческой деятельности? На ценностном уровне как от судов, так и от посредников ожидается следование критериям справедливости¹. Но является ли для миротворца справедливость главным и единственным критерием?

Попробуем разобраться, что есть справедливость. Это высшая ценность? А Бог справедлив? Или можно еще так вопрос поставить: всегда ли Бог руководствуется справедливостью? Как верят христиане, справедливость — это важное качество Бога. Но не во всех историях, которые мы читаем в Писании, основой Божьего действия является именно справедливость. Для многих людей и обществ справедливость тоже важная ценность, но есть и другие ценности, которые могут оказаться важнее в определенных ситуациях.

Как соотносить значимость ценностей? Нередко можно услышать о некоей системе ценностей и предположить, что у нас внутри происходит ранжирование ценностных установок, лежащих в основе наших действий. Но на самом деле у нас скорее есть некий набор или совокупность ценностей, не имеющих строгой и неизменной иерархичности. То, какая ценность становится определяющей, сильно зависит и от конкретной ситуации, и от ее более широкого контекста.

Снова вернемся к Божьей справедливости в свете разговора о миротворцах. Среди сущностных утверждений Христа «Я есмь …» нет варианта «Я есмь справедливость». Есть другое заявление: «Я есмь истина». Можно ли сказать, что справедливость — важная часть истины? Думаю, да, но она точно не единственная ее грань. Истина — это соединенность многих высших благ, высших принципов или ценностей. Евангелие утверждает: «Бог есть любовь», «Бог есть свет», «Бог есть жизнь». Любовь изгоняет всякий страх. Свет побеждает тьму. Жизнь торжествует над смертью. Христос как Свет, как Путь, Истина и Жизнь больше, чем справедливость. Справедливость важна, как и данный людям закон, но закон — лишь педагог, ведущий ко Христу². Закон и справедливость — тень благ³, а не само Благо. Можно сказать, что предельная справедливость, как и законность, немилосердна, а Бог милосерд. Через справедливость закона нельзя достичь совершенства, а через любовь можно⁴.

Тут уместно поговорить о том, что ценности, на которые люди опираются в воспитании, в определении целей, в решении конфликтов, могут находиться в напряжении между собой. Ценность справедливости требует наказания причинившим вред, но милосердие взывает к уменьшению встречного вреда или даже к прощению, если вред был непреднамеренным. Ценности порядка и послушания требуют наказать ребенка, сделавшего не то, что ему сказали, но ценность инициативности, самостоятельности и ответственности могут в этой же ситуации побуждать поощрить за лучший результат, чем тот, что мог бы быть при следовании правилам. Законность может противоречить здравому смыслу. Ценности блага и пользы могут нередко требовать разных решений. Как это все помогает при рассуждении о миротворчестве? Из примеров напряжения между ценностями можно предположить, что в разрешении конфликтов важно не только отстаивание законности и прав, но и поиск лучших вариантов решения, чем те, что может предложить законность. Закон благ и предназначен для защиты от зла, но Христос принес в мир более совершенный Путь.

Законность и справедливость — важные основания, к которым апеллируют при разрешении конфликтов. Законность определяют через разные формы права, а со справедливостью все сложнее — она в пределе ускользает от однозначного определения. Даже закон всегда остается неполным и открытым для толкований и уточнений, тем более неоднозначна справедливость. Выявление новых фактов и обстоятельств легко смещает баланс справедливости в пользу то одной стороны конфликта, то другой. А в затянувшихся конфликтах вообще сложно найти объективные рамки, позволяющие завершить добавление новых обстоятельств и деталей. Рамки конфликта определяются либо соглашением сторон, либо правом сильного. И здесь мы приходим к важному заключению: ни законность, ни справедливость не могут полноценно разрешить конфликты, они их только останавливают. Останавливают до времени, пока одна из сторон конфликта не наберется сил и не найдет повода переиграть предыдущий раунд.

Что тогда следует добавить в основания миротворчества, чтобы достигать более совершенных и устраивающих обе стороны результатов? Миротворчеству нужна опора на другие высшие ценности вместе со справедливостью. Любовь, а более конкретно любовь к ближнему, — одна из таких важных ценностей. В описании апостола Павла любовь деятельно соединяет в себе очень многое — она проявляет долготерпение и милосердие, она способна не завидовать, не гордиться, не превозноситься. Благодаря любви в конфликте можно удержаться от отстаивания исключительно своей правоты и от раздражения, от того, чтобы быть готовым причинить обидчику ответное зло и радоваться уличению его в неправде. Обо всех этих способностях любви апостол Павел пишет в знаменитом гимне любви в Первом послании к Коринфянам. И эти разные проявления любви могут очень эффективно действовать вместе со справедливостью, чтобы помочь конфликтующим выйти из биологических паттернов борьбы за территорию и опоры на право сильного.

В любом человеке заложены не только биологические инстинкты, но и задатки Божьего образа. Эти искры Божьего образа могут разгореться от дуновения любви, и тогда конфликтная ситуация может перейти из плоскости борьбы за свою правду в плоскость, где возможны взаимные проявления любви и уступки не от слабости, а ради пользы ближнего и общего блага. Конечно, стоит учитывать, что привыкшие к языку силы могут принять проявления милосердия и любви за слабость, поэтому важно иметь под рукой и аргументы справедливости и законности, которые как раз и нужны для обуздания того, кто готов отхватить столько, сколько другие позволят. Если в отношении личного участия в конфликте Евангелие не раз предлагает превосходный путь духовно сильного: не мстите за себя; подставь другую щеку; не лучше ли вам остаться обиженными (см.: Рим 12:19; Лк 6:29; 1 Кор 6:7), то в пути миротворца, задача которого — учесть интересы обеих сторон и точно не дать подавить слабого, важна способность в балансе использовать и справедливость с законностью, и любовь. Тех, кто этому научился, Христос называет счастливыми, так как они познали в этой части полноту жизни сынов Божьих.

 

1Хотя на уровне юридических терминов российская судебная система не использует понятие справедливости, но в юридической литературе дискурс о справедливом правосудии существует, а само понятие «справедливый суд» вводится и через международные правовые документы, например через Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, где ст. 6 говорит о праве на справедливое судебное разбирательство (Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Электронный ресурс URL: http://legalacts.ru/doc/kon-ventsija-o-zashchite-prav-cheloveka-i-osnovnykh/ Дата обращения 15 февраля 2023 года).
2В античной Греции слово «педагог» (буквально «детоводитель») использовалось для обозначения слуги, водящего детей на занятия к учителям, и апостол Павел использует это слово, где говорит, что закон — детоводитель ко Христу (см.: Гал 3:24).
3«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр 10:1).
4«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:14).

Работает на Cornerstone