Мир Библии

Понятие справедливости у апостола Павла

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 93/Понятие справедливости у апостола Павла
Понятие справедливости у апостола Павла

Впервые в Библии мы читаем о справедливости в Книге Бытие: «Ной был человек праведный» (Быт 6:9), слово «праведный» (евр. цаддик) может переводиться и как «справедливый». В Новом Завете ему соответствует греческое слово «ди'кайос». Словарь так представляет его значения: 1) справедливый; 2) праведный, благочестивый… 7) исполняющий волю Бога; 8) оправданный Богом, пребывающий в мире с Богом (Греческо-русский словарь Нового Завета. — М.: Рос. Библ. общ-во, 1997. С. 61). Однокоренное имя существительное (греч. дикайосю'нэ) тоже описывается как исполнение Божьей воли и как праведность и справедливость.

Справедливость как общее понятие знакомо нам по истории с двумя жадными медвежатами, которые вдруг нашли большую круглую головку сыра и не знали, как ее разделить, чтобы каждому досталось поровну. Вот это поровну и есть осознанная справедливость. В том, кто делил сыр, справедливости не было. Лиса ломала сыр так, чтобы было очевидно: части не равны. А потом откусывала от большей части, с тем чтобы теперь уже эта часть становилась явно меньше другой. Наелась и выдала медвежатам равные доли, маленькие, но равные. Здесь мы видим, что справедливость определяется как равенство, следовательно, это то, чем человек дорожит.

Понятие справедливости у апостола ПавлаГверчино (Джованни Франческо Барбьери). Святой Павел. XVII век

Возможность сохранить то, что ценно для тебя, и есть справедливость. Она, по Платону, относится к кардинальным добродетелям, из которой вытекают все остальные; среди этих основных добродетелей помимо справедливости (правильного отношения к людям) — мудрость, мужество (волевая энергия), благоразумие (чувство меры, самообладание). Христианская философия добавила к ним еще три: веру, надежду и любовь (Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2004. С. 435, 545, 199).

Павел обращается со словами наставления к христианам в Филиппах, и там упоминается справедливость: «И еще скажу вам, братья: пусть мысли ваши будут заняты только тем, что истинно и честно, что справедливо и чисто, что достойно любви и восхищения, тем, что во всех отношениях хорошо и похвально» (Флп 4:8; пер. под ред. Кулаковых, далее — ПК). «Справедливо» (греч. ди'кайос) переводит наряду с Синодальным и В. Н. Кузнецова; «праведно» — А. С. Десницкий (Послания апостолов. — М.: ГРАНАТ, 2021. С. 172).

Именно в русле праведности и мыслится Павлом справедливость в человеческом обществе — он начинает с утверждения, что «нет праведного ни одного» (Рим 3:10). Отсутствие этических норм и справедливых суждений — это, по Павлу, состояние мира, который живет без Бога, а значит, безумен (см.: Пс 13:1; 52:2). Апостол перечисляет грехи человечества составной цитатой из Псалтыри, Книги притчей и Книги пророка Исаии. От Павла тут только подборка уместных в этом контексте высказываний (см.: Рим 3:10–18): если Бога не ищут, то и разума нет, а если разума нет, то живут неправильно, это негодные люди: добра не делают, говорят ложь, доводя людей до могилы, изрекая проклятия и обидные слова, они не могут жить мирно, потому что, «если Бога нет, то все позволено», как напишет потом Достоевский.

«Перед Богом весь мир виновен» (Рим 3:19). Есть ли разрешение этой проблемы человечества? Если есть правила, Закон Божий, то, кажется, что жить по справедливости можно. Но, говорит Павел, Закон лишь ориентирует человека, помогает ему понять его положение перед Богом, но исправиться, стать справедливым, соблюдая Закон, человеку нельзя. Слово «справедливость» связано для нас со словами «правило» и «исправиться». Но высшая справедливость — вне человека. Бог справедлив в Своих отношениях с человеком. Справедливость Его заключается в том, что Он показывает, как войти с Ним в правильные отношения. Пример же этих отношений — в Его Сыне Иисусе Христе.

Мы пытаемся стать лучше своими силами, мы пытаемся быть справедливыми в своих суждениях, но это бесполезные усилия. Мы обретаем оправдание и входим в правильные отношения, становимся справедливыми только благодатью Бога, как только поверим в Него и в Его участие в нашей жизни. И это может произойти прямо сейчас.

Как писал Джон Ньютон в своем гимне Amazing Grace («Удивительная благодать») (1779):

«О благодать, спасен тобой
Я из пучины бед;
Был мертв и чудом стал живой,
Был слеп и вижу свет».

Все аналогии, показывающие, как чудесно Бог разрешил проблему величайшей несправедливости человечества, виновного перед Всевышним, оказываются несовершенными, ведь речь идет об Умершем и Воскресшем. Прежде воскресения была казнь на кресте, мучения и позор, были допросы и издевательство, было предательство одного из учеников…

Пожалуй, один пример все же приведу. Наши родители уходят однажды от нас навсегда. В эти дни нас навещают друзья. Мы абсолютно потеряны, но кто-то из них берет на себя часть расходов, кто-то улаживает необходимые формальности, кто-то просто держит за руку, кто-то готовит и проводит с нами время. Мы никогда не чувствуем себя одинокими. Так вот, высшая Божья справедливость состоит в том, что Он никогда не оставляет нас наедине с собой.

Но вернемся к Павлу. Есть ли в его посланиях какое-то другое понятие справедливости?

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф 6:1). В ранних рукописях слов «в Господе» не было. «Они указывают на то абсолютное начало, в котором заповедь послушания находит свой источник и смысл, даже в том случае, когда родители не христиане» (Павловы послания. — М.: Институт перевода Библии, 2018. С. 438). Получается, что послушание детей — справедливое требование, это долг. И это обоюдный долг. Не только родители обязаны кормить, одевать и воспитывать детей, но и дети обязаны повиноваться своим родителям, и это справедливо. Это семейное измерение справедливости.

Понятие справедливости у апостола Павла

«И вы, владеющие рабами, обходитесь с ними честно и справедливо, зная, что и над вами есть Господь, на Небесах» (Кол 4:1; ПК). Если попытаться иначе передать этот стих, то это обращение к господам, признающим власть Господа (одно и то же греч. слово «кю'риос»): к рабам нужно относиться как к равным и исходя из этого поступать с ними справедливо: «Павел призывает не к изменению социальных институтов (в частности рабства), но к добрым человеческим отношениям в рамках этих институтов» (Павловы послания. С. 513).

«Христианство не стремилось к политическому переустройству мира, но старалось преобразить и наполнить новым смыслом существующие общественные отношения, постепенно изменяя отношение к человеку» (Там же. С. 645) — это высказывание предваряет в комментарии Послание к Филимону, которое поднимает сложный вопрос о судьбе обратившегося в христианство беглого раба Онисима. Павел отправляет его домой к его хозяину Филимону. Решать будет хозяин, но Павел старается его убедить, что новый Онисим пережил новое рождение: «Когда-то от него тебе не было никакой пользы, а теперь он может быть полезен [и] тебе, и мне. Отсылаю его к тебе, а с ним и сердце мое» (Флм 1:11–12; ПК). Здесь обыгрывается и имя Онисим, по-гречески оно значит «полезный».

В послании не встречается понятие «справедливость». Есть, правда, разговор о долге или праве: Павел мог бы приказать Филимону, как правильно поступить, но просит с любовью (см.: Флм 1:8–9) оказать ему услугу, а все убытки беглого раба записать на его, Павла, счет.

Таким образом, справедливость христиан, по Павлу, проявляется в том числе и на социальном уровне. Если актуализировать эту весть, это будет касаться и наших отношений на работе, и наших отношений с людьми другого социального уровня.

У Павла есть замечательный образ, который поможет нам верно понимать наше положение в этом мире как в отношениях семейных, так и в общественных: «Нужны ли нам, как некоторым, какие-то рекомендательные письма к вам или от вас? Такое письмо для нас — вы сами. Оно написано в сердцах наших и легко узнается, и читается всеми. И ясно, что вы — письмо Христово, которое в служении нашем писали мы не чернилами, но Духом Бога Живого, и не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца человеческого» (2 Кор 3:1–3; ПК). Если мы осознаем себя письмом Христовым, то наши справедливые поступки будут являть миру Христа.


Фото: gettyimages.ru, wikimedia.org

Работает на Cornerstone