История

Правосудие или милосердие? Христианский опыт

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 93/Правосудие или милосердие? Христианский опыт
Правосудие или милосердие? Христианский опытЖан Леон Жером Феррис. Мэйфлауэрское соглашение 1620 года. 1899

Любовь в христианском богословии и в практике ставится выше справедливости, которая чаще всего связывается с нормами Ветхого Завета. Однако существует Десять заповедей Ветхого Завета, и Бог, действующий в истории, — один и тот же и в Ветхом, и в Новом Заветах. Как же христиане решали противоречие между справедливостью и милостью, законом и благодатью?

Справедливость у древних христианских авторов указывается в ряду других добродетелей; на справедливость римского правосудия, как на достойное похвалы качество, ссылались христианские апологеты, в частности Иустин Философ (II век), указывая, что правый суд состоит в том, чтобы разобрать, являются ли обвинения в адрес христиан истинными. Тертуллиан (155/165–220/240), рассуждая о милосердии и справедливости, указывал, что первое без второго неполноценно: «Любую доброту разумной делает в первую очередь справедливость... В самом деле, что это за доброта, которая проявляется посредством несправедливости и притом ради кого-то чужого?»1.

Правосудие или милосердие? Христианский опытКодекс Юстиниана. Венеция: Apud Juntas, 1592

Более поздние христианские писатели, находившиеся под влиянием античной традиции, много рассуждали о справедливости. Справедливостью считается воздаяние каждому по заслугам (епископ Василий Великий, IV век), уважение к праву и жизнь по закону (епископ Исидор Севильский, 560/570–636). Подлинная справедливость связана со стремлением к добродетели и угождению Богу (священник Исихий Иерусалимский, ум. ок. 451), изначальным равенством людей (епископ Григорий Богослов, IV век) и поддержкой слабых (знаменитый проповедник Иоанн Златоуст, IV век).

Принятие христианства сказалось и на ведении правосудия: римское право оказалось под влиянием христианских норм. Самый яркий тому пример — Кодекс Юстиниана (VI век). Было у этого процесса и богословское основание. В латинском языке слово «справедливость» звучит как iustitia и как aequitas. Iustitia — это следование закону, aequitas — следование неписаным правилам. Христианская мысль развила эти правовые понятия, указав, что основание и того и другого — это высший правопорядок, созданный Богом. Христианские писатели, сочинявшие свои творения на латинском языке, с особым вниманием развивали учение о справедливости. Например, для епископа Исидора Севильского справедливость связана с естественными правами человека, к которым он относил право вступать в брак, рождать и воспитывать детей, личную свободу, право владеть чем-либо и право на добычу, право на возврат отданной на хранение вещи или вверенного имущества и право противостоять насилию.

Впрочем, и на христианском Востоке равномерное воздаяние каждому многие считали добродетелью. Так, духовный писатель Нил Синайский (ум. 450) указывал, что без справедливости любое дело становится неугодным Богу. Справедливости судья не должен нарушать ни по милосердию, ни по неприязни, ни из желания взятки, по мнению Исидора Пелусиота (370–449).

Однако такая позиция не единственная. Духовный писатель Исаак Сирин (VII век) критиковал жажду справедливости у христиан и указывал сущностную разницу между правосудием и любовью: «Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин… А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает (злом), и, кто достоин добра, того преисполняет (с избытком)»2

В эпоху Средневековья многие христианские философы, например Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский, считали справедливость божественным порядком, имеющим отражение на всех этажах мироздания; следовать такому порядку должен любой разумный человек. Попыткой «наладить» такой порядок, нарушенный в результате человеческой греховности, и добиться социального равенства стал ряд средневековых движений, из которых самые известные — табориты, радикальное крыло последователей чешского реформатора Яна Гуса.

От попыток культивировать только милосердие или только справедливость предостерегала духовная писательница Екатерина Сиенская: «Ибо справедливость без сострадания навела бы страх жестокости и была бы, скорее, несправедливостью, чем справедливостью, а сострадание без справедливости было бы подобно мази, которая не излечивает рану, а вызывает в ней нагноение»3.

Правосудие или милосердие? Христианский опытГотфрид Кнеллер. Портрет Джона Локка. 1697

Раннее Новое время, эпоха Реформации, было временем грандиозных социальных экспериментов и нового осмысления справедливости. Отцы Реформации указывали, что человек может надеяться только на милосердие Божие, поскольку перед Его правосудием никто не устоит. Однако это не означает, что справедливость принижается и отменяется.

У христиан той эпохи было стремление связать библейские заповеди и нормы закона. Люди, сотворенные Богом, от природы независимы и равны, это равенство необходимо обеспечить по закону — так полагали и левеллеры, оппозиционное течение времен Английской революции, и английский философ Джон Локк. Формой связки божественного и человеческого законов пуританам4 виделся так называемый ковенант: трехстороннее соглашение Бога, отдельного человека и общества (Бог покровительствует обществу и отдельному человеку; общество служит Богу, наблюдает за благочестием своих членов и заботится об интересах каждого; отдельный человек служит обществу и выполняет Закон Божий). На этой идее стоит так называемое Мэйфлауэрское соглашение (1620), составленное отцами-пилигримами при переезде в Новый Свет: там, в частности, указано, что нужны справедливые и обязательные для всех законы.

Качество законов проверяется, по мнению философа Гуго Гроция, их соотнесенностью с естественным законом — стремлением человека к общению с себе подобными и правилам, которые такое общение делает разумным и безопасным. Для поддержания таких правил нужно государство. Но как предотвратить злоупотребление властью со стороны тех, кто должен следить за исполнением законов? Необходимые условия для этого, считали некоторые протестантские мыслители, — это сменяемость власти (Роджер Уильямс, основатель штата Род-Айленд в США) и разделение властей (Джон Локк).

Правосудие или милосердие? Христианский опытДжоан ван дер Сприет. Портрет преп. Инкриза Мэзера. 1688

В деле справедливого судопроизводства в те времена активно участвовали священнослужители: так, пасторы Натаниэль Уорд и Джон Коттон подготовили первый свод законов для новоанглийских поселенцев (запрет на варварские и жестокие наказания, равенство жителей колонии перед законом, справедливый суд присяжных); немецкий пастор Антон Преториус указывал на нарушение справедливости по отношению к женщинам, преследуемым за ведовство; наконец, глава Гарвардского колледжа Инкриз Мэзер указал на отсутствие беспристрастного суда по отношению к «ведьмам» во время процесса над салемскими ведьмами (1692–1693).

Спрос на программы новой жизни в Новое время был очень большим: так, о справедливом социальном устройстве, где все занимаются полезным трудом, а положение человека зависит от его заслуг перед обществом, мечтали и Томас Мор (книга «Утопия»), и Томмазо Кампанелла («Город Солнца»). Были попытки реализовать на практике такие представления, и привели они к разным результатам: Мюнстерская коммуна (1534–1535), приведшая к насильственному обобществлению имущества и даже жен, осужденная очень многими протестантами, и государство иезуитов в Парагвае (1610–1768), которое долго существовало благодаря совместному труду индейцев и европейских миссионеров.

Правосудие или милосердие? Христианский опытФрэнсис Александер. Портрет Дэниела Уэбстера. 1835

В XVIII–XIX веках в христианстве соседствовали две установки: спокойное, терпеливое принятие несправедливости и решительная борьба с ней. С одной стороны, христиан призывали к тому, чтобы они воспитывали в себе смиренное и спокойное принятие несправедливости по отношению к ним, считая это духовной тренировкой. С другой стороны, многие проповедники считали, что христианин может примириться с несправедливостью по отношению к себе, но не должен мириться с таким отношением к ближнему — отсюда и общественная активность христиан на юридическом поприще. Протестант Дэниел Уэбстер, один из самых известных американских адвокатов, отмечал важность самостоятельного чтения Библии, которая является не только источником веры, но и учит личной ответственности, порядочности и справедливости. Итальянский католический деятель Альфонсо Лигуори был адвокатом и сформулировал следующие принципы: не служить неправому делу, считать интересы клиентов своими интересами, молиться Богу о помощи, быть знающим и справедливым.

Социальная справедливость — важная тема для XX века. О ней говорили проповедник Уолтер Раушенбуш, защищавший права рабочих, Мартин Лютер Кинг, выступавший против дискриминации чернокожих, католические священники в Латинской Америке, указывавшие на проблемы бедных, и многие другие. Впрочем, многим было ясно, что мечты о справедливости и их реализация — разные вещи, что борьба за справедливость может повлечь за собой огромные жертвы. Царство полной справедливости наступит только тогда, когда придет Христос, напоминали христианам многие известные проповедники, включая Билли Грэма.

Итак, попробуем обобщить христианский опыт последних двух тысячелетий: справедливость важна и для конкретного человека, и для общества в целом; это нравственный минимум для христианина, ниже которого он падать не должен, пытаясь при этом этот уровень превзойти, по-доброму относясь к ближнему, а в целом стараясь уподобиться Богу, который гармонично сочетает и правосудие, и милосердие.

 

1Тертуллиан. Против Маркиона. Книга 1. Электронный ресурс: https://predanie.ru/book/216838-tvoreniya/ (дата обращения 15 февраля 2023 года).

2Исаак Сирин. Слова подвижнические. — М.: СТСЛ, 2002. С. 197.

3Екатерина Сиенская. Отрывки (русский перевод). Электронный ресурс: https://shakko.wordpress.com/2009/06/03/caterina-da-siena/ (дата обращения 15 февраля 2023 года).

4Англоязычные последователи Жана Кальвина, настаивавшие на реформе Церкви Англии в кальвинистском духе.

 

Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone