Решение

Предложение Христа

Сергей Толоконников
Журнал/Архив/Номер 92/Предложение Христа
Предложение Христа

Трудности — часть нашего жизненного пути. В жизни все мы сталкиваемся с различного рода трудностями, с усталостью. В такие моменты слова поддержки или предложение помощи — уже помощь. Слова Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф 11:28) своим сочувствием согревают сердце. От слов Иисуса Христа веет утешением. Получив толику тепла и душевной поддержки, мы переживаем облегчение и удовлетворение. Чаще всего мы считаем, что этого достаточно, и останавливаемся на этом уровне. Возможно, это происходит по причине скромности и нежелания злоупотреблять сочувствием. Или из-за опасений разочароваться: что если я откликнусь на предложение, а добрые намерения не исполнятся и мои ожидания окажутся обманутыми? Уж лучше синица в руке, чем журавль в небе. Человек проявил эмпатию — что же мне еще надо? Так или иначе, но мы предпочитаем не углубляться во взаимоотношения и считаем взаимодействие исчерпанным.

Однако этим не исчерпывается замысел Иисуса. Он намного больше. Испытываемое нами облегчение от слов Христа можно сравнить с ощущением, например, предвкушения праздника, когда в доме витают ароматы любимых блюд, а в преддверии Рождества — елки, мандаринов. Но чувствовать аромат любимой еды — это не то же самое, что пробовать ее на вкус. Чтобы пережить поддержку Христа, нам надо прий­ти к Нему. Он предлагает нам более глубокое взаимодействие и хочет, чтобы мы включились в него, а не скромно и непритязательно брели мимо.

Придя ко Христу, мы с неизбежностью будем внимательны. Внимание — это прямое следствие увеличения наших ожиданий. Иисус Христос хотел бы повышения уровня и внимательности, и ожиданий. Теперь, когда наше внимание и ожидание активизированы и направлены на Христа, звучит Его предложение: «…возьмите иго Мое на себя…» (Мф 11:29). Взять иго — значит водрузить себе на плечи упряжь, подобную той, в которую впрягают волов. Своей парадоксальностью предложение ставит в тупик. Вряд ли кто-то из нас в момент усталости захочет брать на себя хоть что-нибудь дополнительно, и тем более впрягаться во что-то.

Так в чем же суть этого парадоксального предложения Иисуса? Упряжь здесь фигурирует не случайно. Иисус зовет нас пережить новый опыт. Этой метафорой Он дает понять, что нам необходимо расстаться с нашей собственной поклажей. Но впрячься в предложенный хомут получится только в том случае, если мы снимем с себя ту тяжкую ношу, с которой пришли к Нему и которая уже изрядно утомила. Другого способа оказаться в новой упряжи нет. Так упряжь, предложенная Христом, становится для нас инструментом освобождения от нашего собственного бремени. Наша самонадеянность зачастую приводит к тем сложностям и проблемам, которых могло бы и не возникнуть, иди мы в том направлении, куда нас позвал Христос.

Несмотря на то что благодаря новому хомуту нам удается избавиться от собственных тягот, он все еще не выглядит привлекательным. Зачем менять одно бремя на другое, снимать со своих плеч одну ношу и водружать другую? В чем смысл такого обмена? Христос называет Свою ношу легкой: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:30). Причина, по которой Иисус называет такую упряжь легкой, проста — она рассчитана на двоих. И вторым в той упряжи будет Он Сам. Чтобы ни пришлось нести вместе с Иисусом Христом, основная тяжесть ноши ляжет на Его плечи.

Ходить в одной упряжи с Иисусом Христом — занятие почетное и увлекательное, но, скорее всего, непривычное. Потому Иисус и предлагает Своим последователям: «…научитесь от Меня…» (Мф 11:29). Уроки в моменты напряжения и усталости не кажутся уместными. Но если мы хотим достичь более глубокого уровня, то нам стоит последовать совету Христа. Научиться ходить в одной упряжи с Иисусом Христом — вот рецепт облегчения нашего жизненного пути.

Для обучения молодого вола хождению в упряжи его впрягали туда вместе с опытным волом. Чтобы ускорить процесс обучения, упряжка конструктивно дополнялась. Там, где находилась шея неопытного вола, вставляли два небольших штыря. При равномерном и прямом движении они оставались незаметными для новичка. Но когда опытный вол начинал осуществлять поворот, штыри давали о себе знать покалыванием в шею. Чем быстрее реагировал обучаемый вол, тем меньше неудобства он испытывал. Если же он отказывался реагировать на движение своего более опытного соседа и продолжал упрямо идти в своем направлении, то наличие штырей начинало доставлять боль, соизмеримую с той настойчивостью, которую проявлял упрямец. Так вырабатывалось послушание.

Суть предложения Иисуса Христа в том, чтобы мы обрели важное качество. Это качество — кротость: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Находясь рядом с Ним, мы должны научиться идти туда, куда направляет нас Небесный Отец. Иисус не выбирал собственные маршруты, а шел туда, куда направлял Его Отец. Его направляла кротость. В минуты колебания она помогала Ему устранять сомнения. А в трудное время была источником дополнительных сил. Время, проведенное в одной упряжи со Христом, призвано стать не временным облегчением, а источником нашего глубокого изменения.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone