Искусство

Крестный путь глазами художников

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 92/Крестный путь глазами художников
Крестный путь глазами художниковАндрей Выстропов. Несение креста


О крестном пути Иисуса Христа в Писании сказано немного. В Евангелии от Матфея читаем: «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф 27:31–32). Всего два стиха. Но сколько глубоких размышлений богословов и проповедников породили эти строки! Сколько молитв и песнопений! Сколько стихотворных и прозаических произведений, живописных, графических, скульптурных и проч. Я уже не говорю о кинематографе и театре. «Крестный путь», «Несение креста», «Шествие на Голгофу» — сами эти словосочетания наполнены огромным смыслом, потому что этот путь стал судьбоносным в человеческой истории. И крест — позорное орудие казни — стал для христиан и всей христианской культуры символом спасения.

Попробуем посмотреть, как этот сюжет изображали художники разных эпох. В самый ранний период, когда христиане были гонимы и христианское искусство только зарождалось, мы не найдем изображения креста. На стенах катакомб и на саркофагах крест появляется лишь в IV веке, потому что казнь через распятие в Римской империи широко практиковалась и нередко применялась к христианам. Переживание страха и ужаса при виде крестов с распятыми телами было повседневной реальностью. И потому христиане во времена гонений избегали креста, вдохновляясь верой в Воскресение Христа, Его победой над смертью, и жили ожиданием Второго Пришествия.

Крестный путь глазами художниковМозаика в Сан Аполлинаре Нуово. VI век. Равенна


Все меняется в начале IV века, когда император Константин Миланский эдиктом 313 года прекращает гонения и дарует христианам свободу вероис­поведания. Согласно преданию, язычник Константин уверовал во Христа, увидев знамение креста на небе перед решающей битвой с Максенцием, который был его соперником и претендовал на императорский трон. Константин выиграл битву и прославил крест Христов как знак победы.

Это ли повлияло на искусство, или сама свобода, которую получили христиане, но именно с этого времени художники стали изображать крест, Распятие и другие сюжеты, связанные со Страстями Христовыми, в том числе и шествие на Голгофу. Пример этого мы можем видеть в мозаиках VI века в церкви Сан Аполлинаре Нуово в Равенне.

Особенностью ранних изображений является то, что крест, который несет Спаситель, довольно тонкий, условный. Художники не задумывались над тем, чтобы показать реально орудие казни, крест был символом: две перекладины — горизонтальная и вертикальная — олицетворяли любовь к Богу и любовь к человеку. Христос на древних изображениях не сгибается под тяжестью креста, Он торжественно шествует на Голгофу, чтобы явить Свою победу над смертью.

Со временем стали появляться изображения, где Симон Киринеянин несет крест за Христа, но Христос при этом изображался не избитым и изможденным, а шествующим спокойно, с благородным достоинством. Хотя, согласно Евангелиям, перед этим в претории Его подвергли бичеванию и коронованию тернием. Но средневековые художники изображали Христа победителем, подчеркивая прежде всего Его божество.

В Средние века в европейской христианской культуре тема Страстей Христовых становится одной из главных. В храмах появляются изображения Крестного пути с четырнадцатью станциями (стояниями) — молитвенными остановками, на каждой из которых верующие должны размышлять над тем, что происходило в последние часы жизни Христа: как Он берет крест, как идет и падает под его тяжестью, как воины Его бьют, как возлагают крест на проходящего с поля Симона Киринеянина, как Дева Мария утирает кровавый пот с чела своего Сына и т. д. И это как бы раздвигало пространство двух фраз из Евангелия и позволяло духовным взором проследовать по пути Христа и даже примерить его к себе.

Начиная с Позднего Средневековья и в эпоху Возрождения идущего на Голгофу Христа изображали в окружении толпы, в которой каждый мог увидеть себя. На картинах Христа сопровождают не только воины, но и горожане, которые злобно кричат «Распни!», тогда как другие, особенно женщины, плачут и рыдают. Самое яркое проявление этого можно видеть в картине Иеронима Босха (или его ученика) «Несение креста» (ок. 1510 года, Гент). Гротеск этого образа поражает: мы видим тут не лица, а морды, не людей, а монстров, и только несколько человек в огромной толпе сочувствуют Христу. Мысль художника прозрачна: Христос несет Свой крест через мир, лежащий во зле, сквозь толпу людей, потерявших образ Божий. Именно такие люди творят беззаконие, насилие, зло, но и за них Христос восходит на Голгофу.

В эпоху Высокого Возрождения художники акцентировали тяжесть креста, который несет Христос, потому что реально крест, на котором распинали человека, был огромным и неподъемным. Историки пишут, что приговоренные к распятию несли даже не сам крест, а горизонтальную перекладину, которую потом прибивали к столбу, уже врытому на месте казни. Но на картинах художников мы видим традиционный крест, при этом подчеркивается, что он очень тяжелый и, чтобы его нести, нужно обладать недюжинной силой. Именно так изображает «Несение креста» Тициан (1565 год, Прадо). Крест на его картине весьма внушительных размеров, и Христос изображен могучим и сильным, способным нести такую тяжесть. И когда смотришь на этот образ, кажется, что в этом кресте собрались все грехи человечества, и только Сын Божий мог понести этот крест.

В Новое время художники стремились к убедительности изображения и нередко прибегали к натурализму и даже к гипертрофированным приемам. Так, на гравюре Гюстава Доре мы видим Христа, упавшего под тяжестью креста, и тут же Симон Киринеянин подхватывает крест, при этом художник изображает его как могучего атлета с мощным торсом, Христос же представлен совсем не сильным, напротив, худощавым, утонченным, с благородными чертами лица. Образ Христа контрастирует с грубыми фигурами заднего плана — видимо, это те два разбойника, вместе с которыми Он будет распят на Голгофе. Так на контрастах художник строит образ, в котором сталкиваются красота и безобразие, благородство и грубость, свет и тьма.

Крестный путь глазами художниковИероним Босх. Несение креста. Ок. 1510


Английский художник рубежа XIX–XX веков Джеймс Тиссо очень подробно иллюстрировал и Ветхий, и Новый Завет. Тема Страстей в целом и Крестного пути в частности у него показана очень подробно, с множеством персонажей и массой деталей, почти кинематографично, если так можно выразиться. Он посвящает Крестному пути несколько акварельных листов. Христос идет на Голгофу через весь Иерусалим. Это шествие сопровождают не только солдаты и женщины, оплакивающие Христа, но и множество зевак, которых солдаты отгоняют с помощью оружия. Образ Христа у Тиссо лишен красоты и благородства, это просто измученный человек. На одном из листов огромный крест придавливает Его к земле, и кажется, что Христос уже не в силах подняться. Художник добивается почти физического ощущения боли, страдания, ужаса, хотя нельзя сказать, что он злоупотребляет натурализмом, он скорее стремится сделать образ убедительным.

Художники немецкого экспрессионизма часто изображали Страсти Христовы, видя в них квинтэссенцию всех мировых страданий. Так, Отто Дикс на рисунке «Несение креста» 1960 года соединяет евангельский образ Христа с кошмарной реальностью ХХ века. Художник, который прошел две мировые войны, смотрит на Евангелие сквозь собственный опыт: на его рисунке, при всей условности, Христос, несущий крест, изображен весьма натуралистично и подчеркнуто некрасиво, даже безобразно. Еще более безобразен человек, подгоняющий Его бичом, он выглядит просто как нацистский штурмовик с засученными рукавами, который избивает жертву. А позади стоят люди с застывшими лицами, тупо наблюдающие страшное зрелище.

В русском искусстве тема Страстей также получила яркое воплощение. На картине Михаила Нестерова «Несение креста» (1924 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) мы не видим толпы. На переднем плане на каменистой дороге Христос несет крест, сгибаясь под его тяжестью, а следом идут Мария, мать Иисуса, и Мария Магдалина. Мария закрыла лицо руками, но Она идет за Ним, желая быть рядом с Сыном в Его страданиях. Художник напоминает нам о словах Христа: «…отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф 16:24).

Крестный путь глазами художниковМихаил Нестеров. Несение креста. 1924


Неожиданный образ Христа мы находим у Гелия Коржева (1925–2012), классика советского искусства, прославившегося картинами на военную тему. Представитель так называемого сурового стиля, он в том же духе изображает и евангельские сцены. «Несение креста» он писал несколько раз. И его картина 1999 года, и картина начала 2000-х отчасти напоминают тициановский образ. Христос несет такой же, как у Тициана, мощный, тяжелый крест, позволяющий почувствовать физическое напряжение Крестного пути. Композиции обеих картин фрагментарны, и это не случайно. На первой картине помимо Христа художник изображает Марию в черном платке в образе пожилой женщины или монахини, ее лицо напоминает лица русских баб военного времени, рано постаревших от страданий. Лик Христа показан в профиль, и мы видим, что это тоже простонародный тип, без намека на утонченность и благородство черт. Особенно поражают руки — большие, грубые, натруженные руки рабочего. На второй картине мы не видим лица Иисуса, художник пишет лишь часть фигуры, сосредотачивая наше внимание на напряжении рук, несущих тяжелый крест. Согласно Евангелию, Христос был плотником, то есть человеком, привыкшим работать руками. Современные биб­лейские комментаторы подчеркивают, что греческое слово «тектон», употреб­ленное в Евангелии в отношении ремесла, которому Иосиф обучил Иисуса, переводится как «строитель» и даже «каменщик», потому что дома в Палестине строили преимущественно из камня или глины. А значит, тектон — это человек большой физической силы, а вовсе не утонченный книжник. Таким мы и видим Христа на картине Гелия Коржева — Христос несет тяжелый крест, не сгибаясь под ним, потому что Он привык к тяжелому труду и преодолению.

Свой евангельский цикл Коржев писал на закате жизни, начал в 1986 году, когда умерли его родители, и продолжал вплоть до своей смерти. Возможно, художник размышлял о том, что его жизненный путь, весьма непростой и далекий от христианства, в конце концов привел его ко Христу.

Современные художники нередко обращаются к Евангелию и к теме Крестного пути. Интересно решает эту тему Андрей Выстропов (р. 1961): на его полотне Христос несет крест среди толпы наших современников, спешащих по своим делам и незамечающих Христа. Люди идут по заснеженному городу, закрываясь зонтиками от мокрого снега, они погружены в свои заботы, а рядом с ними идет Христос в терновом венце и несет крест. Художник призывает нас: оглянитесь вокруг, видите ли вы Христа? Он рядом, Он здесь и сейчас, а не в далеком прошлом, не в далекой стране. Он в каждом ближнем. И Он несет Свой крест и крест каждого из нас и призывает следовать за Ним.

В Иерусалиме есть Виа Долороса, Дорога страданий, — это путь, проходящий через весь город, повторяющий тот, которым шел Христос на Голгофу. И многие паломники, приезжающие в Иерусалим со всех концов света, хотят пройти этим путем и часто даже, взяв деревянный крест на плечи. Это не просто благочестивый обычай, это попытка пережить то, что ощущал Христос, идя с крестом на место Распятия, и тем самым приобщиться к тайне Креста, который из страшного орудия казни стал символом нашего спасения.

Ил. А. Выстропова «Несение креста» пуб­ликуется с разрешения художника.

 

Фото: gettyimages.ru, wikimedia.org

Работает на Cornerstone