Мир Библии

Язвы Господа

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 92/Язвы Господа
Язвы Господа

В Послании к Галатам апостол Павел пишет: «…я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал 6:17); греч. «стигма»: 1) «знак, метка»; 2) возм. «шрам, клеймо» (см.: Ньюман Б. М. Греческо-русский словарь. — М: РБО, 1997. С. 194), происходит от глагола «стидзо» (колоть, втыкать, жалить, уязвлять). Рабы носили на теле клеймо своего господина. Иногда так поступали и некоторые воины, накалывая на себе имена богов, которым они поклонялись. Сегодня клеймят рогатый скот и лошадей. Павел не стыдится называть себя рабом Иисуса Христа. Вероятно, это значило, что на его теле были отметины тех страданий, которые Павел перенес ради Христа в разных городах и весях (см.: 2 Кор 6:4–6; 11:23–28). Возможно, это были свежие рубцы от бичевания (39 ударов, наносимых зараз). Павел пишет: если у вас нет других аргументов, послушайте меня ради моих шрамов за Христа и «не отягощайте меня» (в том же стихе), что значит «не огорчайте меня», или, как сказано в пер. Кулаковых (далее — ПК): «Никто отныне пусть не беспокоит меня (не причиняет мне страданий), потому что ношу я на теле моем клеймо как раб Иисуса».

В послании Павла упомянуты события, которые могли быть причиной оставшихся на его теле шрамов: «Били меня нещадно, больше бывал я в темницах, часто — при смерти. От иудеев пять раз получил я по сорок ударов (без одного), трижды палками бит, однажды — камнями» (2 Кор 11:23– 25; ПК). Но ведь труды апостола совершались еще и в сложных условиях: «Вечно скитаясь, я рисковал постоянно жизнью на реках и на разбойных дорогах; многое претерпел я от своего народа и от язычников; самым разным подвергся я испытаниям в городах и в пустынях, а также на море, много опасностей создали мне и лжебратья. Дни за днями я проводил в трудах, изнурении, часто без сна; голод и жажда нередко томили меня, порою же я оставался и вовсе без пищи, в холоде и наготе» (2 Кор 11:26–27; ПК).

Что двигало апостолом? Надо вернуться в его истории к началу, описанному в Новом Завете в Книге Деяний апостолов. К истории его обращения. Оно описано там трижды (см.: Деян 9:1–18; 22:6–16; 26:12–18), причем два раза Павел рассказывает о нем сам.

Сначала мы узнаём о Савле, который поддерживал гонение христиан (см.: Деян 8:1, 3; 9:1), затем происходит чудесное событие — и его взгляд на учение христиан меняется. Господь сказал об этом человеке: «Он — Мною избранное орудие, чтобы принести весть об имени Моем язычникам, и царям, и народу Израиля. Я Сам покажу ему, как много он должен претерпеть за имя Мое» (Деян 9:15–16; ПК). Начиная с Деян 13:9 Лука называет его уже Павлом. Известный христианский богослов Ориген (185–254) считал, что у Павла было «два имени, одним из которых он пользовался, когда общался со своими соплеменниками, а вторым — когда начал проповедовать среди язычников» (Левинская И. А. Деяния апостолов. Гл. 9–28: Ист.-филол. комент. СПб, 2008. С. 196). Отметим, что имя Савл — это греческий вариант имени Саул (в честь первого израильского царя Саула, точнее Шауля — евр. «испрошенный»), а Павел — это римское родовое имя (со значением «маленький»).

Гонения за имя Христово — это то, что особо подчеркнуто при описании его жизни: «Он был в узах семь раз, был изгоняем, побиваем камнями. Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную силу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы Запада, и мученически засвидетельствовал истину перед правителями. Так он переселился из мира… сделавшись величайшим образцом терпения» (1-е Послание к Коринфянам служителя I века Климента Римского — 5:6, 7; цит. по: Левинская И. А. Указ. соч. С. 40).

Павел не считал страдания необходимыми, но признавал, что они сопутствуют его служению как неотъемлемая часть целого: «Если мы дети Его [Божьи], то наследники, и наследники Бога, стало быть, сонаследники Христа, конечно, если с Ним мы страдаем, чтобы нам разделить и славу Его. Пред такою грядущею славой, какая откроется нам, все страдания наши земные, я полагаю, ничто» (Рим 8:17, 18; ПК). В этой картине есть страдания Христа и страдания Его учеников, есть Его слава и грядущая слава наследников Божьих.

Язвы Господа

Наш Господь предупреждал, что Его последователей ожидают гонения: они блаженны, когда их «за праведность преследуют: их царство — Царство Небесное. Блаженны и вы все, кого за Меня будут гнать, поносить, кого будут злословить из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь: велика ваша награда на небесах — так и пророков гнали, которые жили до вас» (Мф 5:10–12; ПК).

Павел при этом описывает свое отношение: «Возвещена она [Благая Весть] всем и вся под небесами. И я, Павел, сделался служителем ее. Ныне радуюсь я тому, что страдаю за вас; и, страдая ради Тела Христова, Церкви Его, я восполняю лично то, что Христу еще остается перенести в притеснениях и гонениях» (Кол 1:23, 24; ПК, выделено мной. — И. Л.). К этому стиху в переводе Кулаковых есть примечание: «Букв.: восполняю недостаток страданий/тягот Христа в плоти моей. Здесь речь идет не об искупительных страданиях Христа — они не нуждаются в “восполнении”, — а об оставшихся на долю гонимой на земле Церкви, Тела Христова, переживаниях и страданиях. “Недостаток страданий Христовых”, о котором говорит Павел, здесь указывает на то, что страдания Христа продолжаются в лице каждого из Его последователей и на долю каждого выпадает своя мера этих страданий».

Есть и другие комментарии к этому стиху: «Павел говорит о том, что он страдает не за свои грехи, но ради Церкви, в том числе ради колосской общины. Возможно, он полагал, что своими собственными страданиями приближает Второе Пришествие (см.: Откр 6:9–11). Не исключено также, что апостол здесь имеет в виду не только собственные страдания, но и вообще страдания христиан как их соучастие в страдании Христа. Из этого соучастия никак не следует, что жертва Христа нуждается в каком-то дополнении» (Павловы послания: комментированное издание. М.: Институт перевода Библии, 2018. С. 497).

Есть и призыв к служителям Христовым в Новом Завете: «Черпай, сын мой, силу в благодати, дарованной нам во Христе Иисусе… Разделяй с братьями страдания их за веру как истинный воин Христа Иисуса» (2 Тим 2:1, 3; ПК). Получается, что мы участвуем в великой битве или даже духовной войне. И это многое объясняет.

Мы помним, что в Библии описывается духовное противостояние на небе: «На небе же произошла война: архангел Михаил и ангелы его теснили дракона, а он со своими ангелами яростно сопротивлялся. Но не устоял дракон с ангелами своими и не осталось для них более места на небе. Повержен был великий дракон, древний змей, называемый “дьяволом” и “сатаной”, обманывавший всю вселенную. Повержен он был и сброшен на землю вместе с ангелами своими» (Откр 12:7–9; ПК).

Далее сказано, что Бог уже одержал победу в этой битве. Победу можно было одержать только благодаря жертвенной смерти Христа на кресте. Об этом возвещают верующие во Христа люди, они свидетельствуют о спасении, «даже жизнью своей готовы были поступиться они, не страшась и смерти самой» (Откр 12:10, 11; ПК). И слово «свидетель» (греч. «мартюс») приобретает дополнительное значение: «мученик», тот, кто подвергается мучениям за отказ отречься от своих верований. В христианском лексиконе появляется слово «мартиролог» — календарный список мучеников (и других христиан, достойных подражания в своей христианской жизни, поэтому другое название этого списка Святцы).

Так что же может побуждать нас «носить язвы Господа» так же, как носил их апостол Павел? Он носил их даже радостно — переносил страдания как добрый воин Христов…

Мы не можем жить, сцепив зубы, надеясь перетерпеть навалившиеся на нас трудности и испытания, нужны внутренние ресурсы, духовная сила. Силой Божьей ко спасению в Библии названо Евангелие (см.: Рим 1:16), но само спасение совершается Его благодатью (см.: Еф 2:8). Это происходит благодаря вере в Иисуса Христа. И вот тут кроется главный секрет Павла. Он всегда мечтал исполнять волю Божью. И в этом своем стремлении сначала Савл преуспевал в следовании заповедям. «В иудаизме я делал бóльшие успехи, чем многие ровесники из моего народа, с непомерным рвением ратуя за соблюдение отеческих традиций» (Флп 1:14; пер. мой. — И. Л.). А потом Павлу открылся Иисус, в котором он узнал Христа, Мессию. Он не только узнал Его, но и признал Его, решив всеми силами своими служить Ему.

Нам тоже стоит постоянно задавать себе вопрос: как жить полноценной, осмысленной жизнью? Размышления над тем, что сделал для нас Христос, и придают жизни настоящий смысл. И тогда язвы уже не мучают, потому что виден свет в конце пути.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone