Портрет

Питер Тейлор Форсайт: страдание и оправдание

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 92/Питер Тейлор Форсайт: страдание и оправдание
Питер Тейлор Форсайт: страдание и оправдание

Питер Тейлор Форсайт (1848–1921) — шотландский религиозный мыслитель. Он родился в городе Абердин в семье почтальона. В родном городе он поступил в Абердинский университет на отделение классической филологии, затем был некоторое время студентом Гёттингенского университета, где учился у именитого богослова и историка христианства Альбрехта Ритчля. В то время в протестантском богословии господствовала так называемая либеральная теология — библейская история рассматривалась прежде всего как художественный текст, учение Христа — как комплекс моральных заповедей; чудеса и вообще все сверхъестественное подвергались сомнению, и в Библии, и в христианстве в целом искался прежде всего человеческий элемент.

Молодой Форсайт, находясь под влиянием авторитетных преподавателей богословия, тоже принял эти установки. В 28 лет он был рукоположен в пасторы и служил в конгрегационалистских1 общинах в разных городах: Брэдфорде, Манчестере, Оксфорде. Форсайт заслужил уважение и авторитет среди своих собратьев по вере и в 1904 году возглавил Союз конгрегационалистов Англии и Уэльса. Развивалась и академическая карьера Форсайта: в 1901 году он был назначен ректором Хакни-колледжа1, где работал до конца жизни.

Хотя жизнь Форсайта складывалась внешне благополучно и успешно, он все острее испытывал внутреннюю неудовлетворенность. Либеральная теология казалась ему слишком отвлеченной и моралистичной; представление, что жертва Христа была совершена только для того, чтобы дать людям пример любви, как учили Форсайта его учителя, перестало удовлетворять пытливого богослова. Он задавался вопросом: а как быть с нечистой совестью, которая постоянно обличает человека? Вроде бы христианин не совершает никаких тяжких грехов, старается следовать за Христом, но что-то в нем постоянно твердит, что человек бесконечно далек от идеала, что все его попытки поступать нравственно недостаточны; совесть указывает человеку, что он глубоко внутренне испорчен и эту болезнь хорошими поступками не исправить. То, что говорили противники либеральной теологии, Форсайта тоже до конца не устраивало: по его мнению, только лишь юридическое представление об искуплении как о выкупе Христом человека, безнадежного должника перед Господом, как бы умаляет любовь Бога к человеку, делает Бога суровым судьей, равнодушным к подсудимым.

Форсайт обратился к сочинениям известного англиканского епископа Чарльза Гора, глубокого мыслителя и богослова, и под его влиянием пришел к выводу, что самое важное в искуплении — это сострадание Бога к грешным, падшим и несчастным людям, которое проявляется в Личности Иисуса Христа и во всех Его действиях. Форсайт указывал, что Библия показывает Бога многопланово: в Нем есть и абсолютная святость, нетерпимая к греху и беззаконию, и абсолютное милосердие, которое принимает заблудших людей. Милосердие Христа проявляется в том, что Он становится человеком, умаляется ради людей, то есть, на языке богословия, переживает кенозис, умаление. Сторонники такого подхода во времена Форсайта назывались кенотистами. Впрочем, в отличие от многих сторонников кенотизма Форсайт полагал, что воплощение не отрицает Божественного всемогущества, а подчеркивает его; Бог настолько могуществен и велик, что способен добровольно Себя ограничить ради любви к людям. Свои размышления Форсайт изложил в книге «Личность и место Христа» (1909).

Между тем началась Первая мировая война. Она была потрясением для многих людей христианской культуры. XVIII–XIX века были проникнуты идеей прогресса и убежденностью, что развитие технологий идет в ногу с развитием человека; люди становятся все более просвещенными, а значит, более гуманными и разумными. Бог в этой системе взглядов виделся в целом излишним — Он вложил в людей разум и добрые побуждения, которые неизбежно приведут человечество к счастью и процветанию, а дальше люди справятся сами. Иррациональное зло войны, уносящей жизни миллионов людей, показало, что популярные философы излишне оптимистично смотрели на природу человека. Обострился извечный вопрос: почему же в мире существует зло, где в этом Бог-Творец?

Форсайт углубился в теории теодицеи, то есть «оправдания» Бога, допускающего зло в мире, которые предлагали предыдущие поколения мыслителей, и не нашел там ничего, что могло бы удовлетворить отчаявшегося человека начала ХХ века. Форсайт изложил свой подход к этой проблеме в книге «Оправдание Бога» (1916). С точки зрения шотландского мыслителя, единственный ответ Бога на мировое зло, которое делают люди, — это крест Христов. Его значение не только в том, что на нем совершилось искупление, но и в том, что Бог показывает — совершаемое Его творением зло Он готов добровольно разделить с ним. Он не равнодушный часовщик, который завел мировой механизм и отошел от дел, как представляли Бога многие образованные люди; Он не капризное языческое божество, которое выливает на мир свое недовольство, и не придирчивый судья, который свысока всех порицает и карает, — Он тот, кто, признавая наше право не выбирать добро, не оставляет нас одних с последствиями нашего выбора, а готов принять эти последствия вместе с нами — как любящий всегда хочет быть вместе с любимым.

Такая концепция не дает ответа, почему существует страдание, почему Бог его допускает, а учит лишь смиренному отношению к страданию. Форсайт сам хорошо это понимал и указывал, что тут есть тайна, которую мы не понимаем и до конца никогда не поймем. Но есть Бог, который сострадает нам и явно через Свой крест показал, что Он не равнодушен к нам и готов разделить нашу боль; это вызывает доверие к Нему и Его промыслу; мы можем доверять Богу, несмотря на то что многие наши вопросы так и останутся без внятного ответа.

Питер Тейлор Форсайт: страдание и оправданиеБывшее здание Хакни-колледжа, которым руководил Питер Форсайт

Интересно, как в этом контексте Форсайт осмысляет слово «теодицея». Оно происходит от двух греческих слов — θεός (Бог) и δίκη. Второе слово можно перевести и как «справедливость», «оправданность», и как «правильность», «то, что сделано правильным». Теодицея, придуманная людьми, по мнению Форсайта, сосредоточена на том, как примирить наши представления о справедливости и отношение Бога к страданию, она «оправдывает» Бога в глазах людей. А теодицея, предложенная Богом на кресте, — это то, как оправдывает нас Бог перед Собой: через доверительные отношения Бога и человека, которые делают человека «правильным», то есть праведным перед Богом.

Размышления Форсайта повлияли на авторитетное направление протестантского богословия неоортодоксию и, в частности, на великого христианского мыслителя Карла Барта. Подход Форсайта к проблеме зла и страдания и ответу на эту «проблему» Бога может быть актуальным и для нас сейчас, когда мир так жаждет справедливости и рациональных ответов и настолько не способен к милосердию и принятию.

1Конгрегационализм — направление в кальвинизме, протестантской деноминации, которое провозглашает полную независимость каждой поместной общины.
2Внеконфессиональная богословская семинария в Лондоне, в 1900 году стала частью Лондонского университета.

 

Фото: wikipedia.org, commons.wikimedia.org


Работает на Cornerstone