Тема

Ты, а не я

Андрей Суздальцев
Ты, а не я

Время ускоряется. Цивилизация, пошедшая по пути технологий, сделавших человека придатком машин, набирает обороты, и автомобили мчатся по улицам все более плотно, все более интенсивно, все более лихорадочно. Человек редко взглянет на дерево, растущее у тротуара, редко прислушается к поющей в кроне дерева синичке, потому что он держит перед глазами смартфон и что-то там очередное жадно выискивает. Люди, завороженные этим мелким электронным механизмом, все меньше видят друг друга, все реже смотрят друг другу в глаза, наступила эра технологического отчуждения.

В каком-то старом фильме про вампиров один из них говорит другому, характеризуя остальных жителей города, — «это же зомби». Звучало довольно-таки смешно, потому что самих вампиров свободными существами назвать никак не получается, но сегодня возникает такое ощущение, что кровожадный герой был прав. Человек все больше теряет свое человеческое, все больше принимает в себя от механизмов, он словно заколдован или загипнотизирован.

Мысли его схвачены картинками смартфона или эгоистическими страхами и чаще всего бегут по кругу, повторяя с некоторыми разночтениями то, что он думал вчера, третьего дня, год назад.

Все более становится ясным, что человечество заблудилось.

Я часто хожу на пруды, расположенные недалеко от нашего дома. Там плавают утки, у которых нет смартфона и у которых навязчивые мысли, пропитанные и умножаемые страхами, не определяют их перемещений в пространстве, вообще поведения, потому что у них этих самых мыслей нет.

Глаз отдыхает на серебристой поверхности прудов, отражении неба в зеркале воды, утках, что плывут, переговариваясь, стаей или поодиночке, или стоят на мелководье. Они никуда не торопятся. Они не носят в себе мыслей об обидах, самоутверждении, соперничестве, карьере, они — есть.

Значит ли это, что утки совершеннее человека?

Конечно нет. Но это означает, что человек потерял в себе что-то главное, сбился с пути, утратил во многом те свои возможности, которые были вложены в него как в высшее существо природы. Его компас размагнитился. Его навигатор врет.

Где же найти ориентиры, где расположен выход из тупика? И в чем природа самого этого заблуждения?

Давайте вспомним первые шаги человека по неверному маршруту. Это, конечно, та история, которую мы знаем в Библии, история под названием грехопадение. Что же там случилось, если говорить совсем коротко?

А вот что. Первые люди впервые в жизни отступили от воли Бога и решили под влиянием Противника действовать по своей воле, прельщенные возможностью самим «быть как боги». Возникает воля, отличная от любящей и мудрой Божественной, и она начинает руководить человеком, в результате такого выбора сделавшимся не открытым любви и благу бесконечным существом, а существом отныне автономным, обладающим своей ограниченной волей.

Злая автономная воля — вот причина сбоя «навигатора». Ее формула: я хочу, чтобы было по-моему. Именно она превращает человека из подобия океанского залива, единого с бесконечным океаном, в отдельную лужу, заблокировав русло, соединяющее его с бескрайней Жизнью, с Творцом, с Его открытой и животворящей волей.

А выход из тупика указан в Евангелии. Оно устами Христа предлагает отвергнуться себя, взять свой крест и последовать за Ним. Отвергнуться себя — это прежде всего выбрать не свою, мелкую, себялюбивую, интеллектуально ограниченную волю, а волю мудрую и бесконечную, волю того, кто знает суть, кто Сам есть суть.

В Молитве Господней, центральной в Евангелиях, один из ее стихов говорит: «…да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» (Мф 6:10).

Сквозь нас за день проходят тысячи желаний, сотни опасений, миллионы идей по поводу того, как поступить в той или иной ситуации. Но чаще всего мы просто не знаем, как поступить правильно. И опираемся в лихорадочном поиске решения на свое прошлое, такое же запутанное и неотчетливое, а то и просто действуем по инерции, наобум. Но если вдуматься, то мы обязательно придем к выводу, что вся совокупность наших желаний, выборов, решений и просьб должна сосредоточиться на одном простом прошении: да исполнится воля Твоя!

Вот он починенный «навигатор», вот ориентир.

Моя эгоистичная воля не имеет большого значения. Именно она сделала меня «героем нашего времени», человеком со смартфоном в руке, сбитым с толку, несущимся в толпе других подобных, растерянных или целеустремленных, бескорыстных или скорее все же жадных, честных, или все же чаще всего обманывающих себя и других, но, самое главное, не очень-то счастливых. Чувствующих в некоторые моменты истины свое одиночество, несовершенство, страх перед жизнью, отсутствие ясной цели в жизни.

Да исполнится воля Твоя!

Это очень простой и практический ориентир. Я отказываюсь от своей обусловленной, слепой и несовершенной воли и начинаю искать волю Высшего существа, которое хочет видеть меня счастливым и свободным.

Как же это делается?

Ты, а не я

Я знаю, что, когда я заблудился, запутался или нахожусь в эмоциональном возбуждении, мне для того, чтобы начать поиск Божьей воли, нужно прежде всего успокоиться. Для этого я могу взять отрывок из текста любой мудрой книги или из молитвы, ну например: дай мне принять то, что я не в силах изменить. После того как, повторив этот отрывок несколько десятков раз, я чувствую, что успокаиваюсь, я вспоминаю слова молитвы, созданной любимым всеми деноминациями святым: «Господи, сделай так, чтобы я стремился любить, а не быть любимым, утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым». Если угодно, такое действие можно назвать короткой практической медитацией. Мой ум, выскользнув из объятий злободневного безумия, благодаря этой практике возвращается в страну Божественной мудрости. И уже тут, оказавшись на ее территории, я задаю себе вопрос: в чем заключается сейчас Твоя воля, Господи?

Ответ часто приходит быстро, и он ясен.

Ведь в основном воля Божья заключается не в том, что мне надо пойти направо или налево, это не так важно. И не в том, чтобы сказать человеку то или иное, — и хоть это важно, но не является самым важным.

Воля Божья заключается в том, чтобы пойти направо или налево с любовью и нести на своем пути любовь и дух служения, а не раздражение, гнев или обиду. И она не в том, чтобы сказать человеку именно вот это, а в том, чтобы сказать ему это с любовью и смирением. При этом не будем забывать, что смирение — это не туповатая покорность, а огненная сила следования воле Божьей.

Парадоксальным образом наша жизнь и наша радость находятся не в нас самих — ее держит в себе человек, к которому мы обращаемся, руководствуясь не своей волей, а волей нашего Творца.

А выбор Его воли, а не своей требует усилия, а иногда и немалого. И я бы тут осмелился назвать такое усилие крестным, усилием Креста, о котором мы уже упоминали.

Да, выбор воли Творца, а не своей собственной — это крестное усилие.

Иногда для этого нам нужно все наше мужество.

Я никогда не забуду, как меня пригласили выступить перед молодежью в одном христианском лагере. Мы приехали в него вечером, а выступление должно было состояться наутро. Мы с женой легли спать поздно, а утром, проснувшись, я почувствовал, что нездоров. Больше того, мне стоило огромных усилий просто сесть на кровати. И, как это иногда бывает, попробовав морально опереться на помощь жены, я ее на этот раз не нашел. Она, видимо, тоже чувствовала себя не очень хорошо или все еще не могла проснуться. Одним словом, я на какое-то время почувствовал себя одиноким и беспомощным. Я знал, что меня будут через несколько минут ждать люди, и не видел никакой возможности встать и до них дойти. Мое тело отказывалось мне повиноваться. Больше всего на свете мне хотелось снова лечь, закрыть глаза и провалиться в сон, забыв об изнуряющей слабости и беспомощности.

И я уже готов был это сделать, сообщив своей аудитории через жену о том, что я заболел. Но в этот последний момент, перед тем как принять такое решение, я начал молиться. Я сказал Богу примерно следующее: «Если Тебе нужно, чтобы я провел лекцию, дай мне силы встать. У меня сейчас нет никаких внятных идей, что я буду им говорить и как, но Ты дай мне просто дойти до аудитории, а там, если Тебе угодно, сделай меня Твоим проводником. Проводником Твоей любви и Твоей мудрости».

Постанывая, я поднялся с кровати, с великим трудом умылся, оделся и пошел в то здание, где была назначена встреча. Я помню, как, словно в тумане, отыскал зал, в котором меня ждали люди, нашел свое место и сел за стол. Там стояла бутылка воды, и я налил себе пластмассовый стаканчик и выпил. Я поднял голову и увидел лица моих слушателей. От них шли радость, жизнь, интерес. Я почувствовал, что оживаю.

И я поздоровался и начал свое выступление. Слова словно находили меня сами, мне для этого не пришлось делать никаких усилий. Я чувствовал себя все лучшее и лучше, я увлекся и говорил больше часа в пространстве неослабевающего внимания. В конце выступления я был здоров.

Вот почему я говорю, что ключ к нашей радости и нашему здоровью находится на пути служения другому человеку, сокрыт в его руках.

Мы можем встречаться (и часто встречаемся) в нашей жизни с неприятностями, тяготами, плохим самочувствием. Но это переживание негативных вещей — еще не крестное усилие. Чего же ему не хватает?

Крестное усилие — это усилие на пути служения Христу. Это усилие подчинить на этом пути свою волю воле Божьей. И начать действовать в этом направлении.

И тут мы обретаем мудрость, силы и разум, превосходящие наши скромные возможности.

И все это — результат выбора Его воли, а не моей. В Биб­лии этот процесс называется покаянием и верой во Христа. И это два шага: первый — отказ от своего эго (покаяние) и второй — вера во Христа, то есть принятие не своей, а Его воли. 

Благодаря таким решениям мы в итоге выбираем новую, быть может, не всегда легкую, но счастливую жизнь. И мы больше не загипнотизированные социумом существа, бегущие к непонятной цели в общем потоке.

Мы стали детьми Божиими.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone