Интервью

«Если в сердце живет благодарность, то служить легко»

Мария Романова
Журнал/Архив/Номер 92/«Если в сердце живет благодарность, то служить легко»
«Если в сердце живет благодарность, то служить легко»

 

Супруги Борис и Мария Готовцевы отвечают за социальное служение 

в московской церкви «Слово жизни». Борис — пастор этого служения, Мария — 

администратор. У них семь детей, пять своих и двое приемных, 

и они тоже вовлечены в это служение

Мы побеседовали лишь о трех проектах. За кадром остались помощь в хосписах, где церковь опекает порядка тысячи человек; организация питания для бездомных — его получают около пятисот человек еженедельно; семейный детский дом в Коломне, где живут две семьи с приемными детьми; помощь беженцам и так далее. В целом в социальной работе церкви занято около 30 лидеров и 140 волонтеров. Борис и Мария координируют и вдохновляют эту команду, сами участвуют во многих начинаниях. Дело, конечно, не только в цифрах. Беседуя, я чувствую, с какой любовью и заботой они говорят обо всех этих служениях, насколько болеют душой за свое дело.

— Как вы пришли к этому служению — по внутреннему желанию, каким-то особым мотивам?

Борис: После покаяния я захотел помогать социально незащищенным людям, зависимым, бездомным.

Мы с Марией приехали в московскую церковь «Слово жизни» в 2006 году, отучились два года в Библейской школе, здесь поженились, потом вместе отправились на миссию в Ростов. Там мы работали в благотворительном фонде: занимались детьми-инвалидами, детскими домами, трудными подростками, создавали реабилитационный центр для зависимых. Мария там открыла детский христианский садик. Потом мы вернулись в Москву.

В нашей церкви социальное служение делится на внутреннее и внешнее: помогаем и своим по вере в стенах церкви, и людям за стенами церкви. В Москве тоже много направлений: работа с зависимыми, тюремное служение, детские дома, бездомные, малоимущие и многодетные. Мы с Марией руководим всеми направлениями, но за каждую сферу отвечает своя лидерская команда.

Особенные дети — просто немного другие

Борис: У нас есть проект для семей с особенными детьми. Началось все с нашей церкви, где было несколько семей с детьми-инвалидами. Несколько лет назад мы решили как-то участвовать в их жизни. И с тех пор мы летом вывозим такие семьи на море. Там в течение двух недель проходит семейный лагерь. В основном приезжают дети с аутизмом, есть и с синдромом Дауна, и с ДЦП.

Мария: В этом семейном выезде участвуют разные семьи: матери-одиночки с детьми без отклонений и семьи с особенными детьми. Тут важна инклюзия, ведь таким семьям очень не хватает общения. Родители могут немного отдохнуть, оставив детей волонтерам. Дети — и здоровые, и с особенностями — общаются, играют вместе, помогают друг другу. Мы берем в эту поездку и своих детей. И они уже не воспринимают особенного ребенка как какого-то неправильного, не реагируют на него болезненно, а просто видят, что ребенок немного другой.

Борис: Важно, что особенные дети чувствуют себя принятыми: с ними занимаются, играют. Каждый день мы проводим полноценное богослужение: с прославлением и с проповедью. В течение дня — походы на море, игры, мастер-классы. Мы вывозим каждый год около ста человек. Когда мы только начали собирать семьи с особенными детьми из нашей церкви, информация об этом быстро распространилась. Теперь каждый год к нам приезжает несколько неверующих семей с такими детьми из разных городов, из Сибири даже были.

Мария: Сообществ, где объединяются семьи с особенными и с нормотипичными детьми и все дети вместе общаются и играют, в нашем обществе недостает. Замечательно, когда с ребенком занимается специалист, один на один. Но того импульса, который семьи получают у нас, это не дает. Мамы могут пойти на мастер-класс, отцы — свободно общаться друг с другом, а ребенок в это время играет с волонтерами. Волонтеры у нас молодые, им тоже не хватает общения, так что они с удовольствием этим занимаются. До наших семейных выездов ребенку часто даже сидеть рядом с другим человеком было нелегко, а после них он меняется, и ему хватает этого вдохновения на год.

От благотворительного обеда — к молитве

— Я слышала про вашу столовую для пожилых людей. Говорят, что вы всех пожилых в округе накормили и обогрели… Это только социальная помощь или еще и евангелизация? Люди чувствуют, что эта помощь от Бога?

Борис: В нашей церкви помимо социального служения существует еще служение старшему поколению. В его рамках для пенсионеров организуют обеды. Раньше мы арендовали столовую, но сейчас используем кафе, которое находится в здании церкви.

Это и евангелизация, и социальная помощь. Социальное служение — это проповедь Христа без слов. Мы служим руками, помогаем практически. Пенсионеры, дети-инвалиды, бездомные получают заботу, а не просто красивые слова или замечательную проповедь. Мы раздаем им и одежду, и продуктовые наборы.

«Если в сердце живет благодарность, то служить легко»

— А как вы собираете людей, откуда они узнают про эти обеды?

Мария: Бабушки сами очень быстро распространяют информацию. Детей-инвалидов труднее собрать, чем их. Москва — город, где тяжело с общением. Бабушкам здесь очень нелегко. Часто их дети и внуки живут в другом конце города и к ним приезжают только по праздникам. И бабушки бегут к нам — в основном пообщаться. Да, обед — это хороший бонус, они в этом нуждаются и могут у нас достаточно уверенно что-то попросить, как представители старшего поколения. Во время специального служения для них мы говорим: «Вы заслуживаете большего, мы вас ценим». Общение с лидерами церкви, которые приходят на эти обеды, для них тоже немаловажно. Старшему поколению хочется прославить Господа, но им нужны особые песни и отдельная проповедь. Почему бы им это не дать? Они это заслужили. Пожилые люди — самые хорошие молитвенники. Может быть, наша социальная работа и развивается потому, что они молятся о ней. Они собираются по субботам для молитвы, а в среду и пятницу мы их угощаем в кафе. Многие сначала приходят просто поесть. Общаются, потихоньку начинают молиться, а потом и ходить на собрания.

— Какие трудности встречаются в вашем служении? Ведь у благотворительности всегда есть обратная сторона медали. Я могу только предположить какая: потребительское отношение, недоверие спонсоров, проблемы с волонтерами.

Борис: Все, что вы назвали, у нас в наличии. Любая благотворительная деятельность может породить потребительское отношение. В Священном Писании есть принципы, которых мы придерживаемся. Там говорится: «В добродетели будьте благоразумны». То есть нужно понимать, кому помогать, сколько помогать и так далее. Что касается пенсионеров, то несмотря ни на что мы их кормим и будем кормить. Не важно, приходит человек поесть или его сердце открыто для Христа. Когда же мы помогаем нашим прихожанам, то стараемся войти в ситуацию, узнать, пытается ли сам человек искать работу, как-то наладить жизнь, решить трудности с документами. Мы мотивируем человека, чтобы он прилагал к этому усилия, и говорим, что помощь ограничена по времени.

«Рождественская коробочка»

Борис: С 2007 года мы осуществляем служение в детских домах. И это не только посещения и подарки. Недавно команда, которая этим занимается, получила грант правительства Москвы. В Бутове нам выделили безвозмездно помещение для молодежного центра, предназначенного для выпускников детских домов. Мы помогаем им социализироваться, ведь ребята порой не умеют элементарных вещей делать, например пользоваться микроволновкой.

«Если в сердце живет благодарность, то служить легко»

И мы стараемся их вовлекать во взрослую жизнь. Проводим мастер-классы по профессиям, мотивируем их о чем-то мечтать и добиваться осуществления своей мечты. К сожалению, статистика в их среде негативная. Как правило, эти ребята становятся зависимыми, а затем попадают в тюрьму. И мы пытаемся как-то переломить эту ситуацию. Мы заботимся о наших подопечных, ведем их, и через какое-то время они приходят в церковь, участвуют в служении. За каждым закреплен наставник, который помогает идти по жизни.

У нас уже много лет действует проект «Рождественская коробочка». Каждый год мы раздаем около 800 коробочек детям в малоимущих семьях и детдомовцам. Лидер этой команды девушка Тома сама когда-то пережила встречу с Богом, получив такую коробочку. Этот проект устроен так. Ребенок пишет, какой подарок он хотел бы получить на Рождество. Потом мы передаем их пожелания волонтерам, они составляют список, и члены церкви или спонсоры покупают то, что ребенок хочет получить в подарок на Рождество, в разумных пределах, конечно. Тома молилась, просила Бога о конкретном подарке, и, когда получила его, это было для нее ответом от Бога. Благодаря этому переживанию начался ее путь во Христе. Со временем Тома покаялась, и сегодня она — активный член церкви и команды этого проекта.

Волонтеров всегда не хватает

— Идея добра, благотворительности — заразительна или приходится ее продвигать?

Мария: Я бы сказала, что она уже давно популярна. Стремятся помогать и верующие, и неверующие. Кто-то этим хочет искупить свою вину, кто-то — делами показать Богу, что Он ценен для него. А вот с оформлением документов бывает сложнее. Я понимаю, что все должно быть четко и по закону, и мы все требования соблюдаем, но порой хочется, чтобы было меньше формализма.

«Если в сердце живет благодарность, то служить легко»

Борис: В нашей стране много людей, которые хотят участвовать в благотворительных проектах, жертвуя какие-то суммы денег. Все зависит от того, насколько человек доверяет конкретному фонду или религиозной организации. Главная трудность в том, что всегда не хватает волонтеров. Таких людей, которые могут пожертвовать своим временем, оторвав его от семьи или своих занятий, и, допустим, провести ярмарку по раздаче одежды или поехать в детский дом.

Не могу сказать, что денег на благотворительность у нас в избытке и мы не знаем, куда их потратить. Планы у нас всегда амбициозные, мы постоянно развиваемся.

Мария: Да и нуждающихся становится больше, время сейчас непростое. В период пандемии мы раздали шесть тонн продуктов. Сами в медицинской одежде ходили по квартирам, ездили в разные районы. Бориса даже наградили от мэрии Москвы.

— Как я поняла, людям легче делиться деньгами, чем своим временем. Как достучаться до них, убедить стать волонтерами?

Борис: Социальное служение может проистекать только из благодарного сердца. Если человек ощутил сверхъестественную Божью любовь, сам получил какую-то помощь, то ему хочется в ответ одарить другого, поделиться тем, что получил. И если в сердце живет эта благодарность, тогда служить людям легко. А еще, когда помогаешь, то видишь непосредственный результат. Ты накормил или одел человека — и видишь его благодарное лицо. Помог в трудной ситуации — и видишь изменения. И это пленит в хорошем смысле слова. Повторюсь, что служить нужно именно из благодарности, по-другому не получится. Нельзя в эту сферу идти просто потому, что модно, что это тренд, тогда надолго сил не хватит.

— Своих детей вы учите помогать другим?

Мария: Важно, чтобы дети не росли эгоистами, и в наших силах их так воспитать. Уже много лет, с первого ребенка, у нас есть такая традиция в семье. На Рождество мы закупаем коробками конфеты, и дети участвуют в том, чтобы собирать подарки для нуждающихся детишек. Они знают, для кого это собирают, и важное условие — самому эти конфеты есть нельзя. И по сей день они спрашивают Иисуса: «Какой подарок Тебе сделать на Рождество? Как порадовать Тебя?»

Беседовала Мария Романова

 

Фотографии предоставлены Борисом и Марией Готовцевыми

Работает на Cornerstone