Стоит начать говорить о проблемах, то в первую очередь встают вопросы о том, где и как с нами обошлись несправедливо. Как поется в песне барда Андрея Козловского:
«Правды вчерашней слабеют огни.
Нынешней веры возможности скромные.
Жизнь разобьет нас на “мы” и “они”.
Вспомнится злое, забудется доброе».
И это основной подход современного общества потребления: мы будем разговаривать с теми, кто нам может что-то дать. Во внутренний мир никто не пускает, с готовностью обсуждаются самые свежие новости и общие вопросы.
В Новом Завете мы читаем о том, как Иисус находит путь к разным людям. У колодца Иакова близ города Сихарь Ии сус начал разговор с самарянкой, которая в знойный полдень, когда все сидят по домам, пришла за водой (см.: Ин 4).
— Дай Мне пить!
— Ты, иудей, просишь у меня, женщины, да еще самарянки, воды? — она удивилась: иудеи иначе одеваются, к тому же Тот, Кто сидел неподалеку, явно отдыхал, вид у Него был усталый, и Он был ей незнаком.
И тут Он загадал ей загадку. В то время уже был водопровод в домах римских городов (до наших дней сохранились древние римские акведуки). Может быть, кто-то и рассказывал ей об этом новшестве, не знаю. Иисус говорит:
— Я могу сделать для тебя постоянно текущую воду, и к колодцу ходить не надо.
Правда, прежде Иисус упомянул о даре Божьем:
— Если бы ты знала о даре Божьем и мы с тобой были бы знакомы, то сама бы просила у Меня живой воды.
«Живой водой» в древние времена называлась постоянно текущая вода из реки или родника: вот и в 4-й главе Евангелия от Иоанна речь как будто идет о проточной воде. Однако Иисус, конечно же, символически указал на Самого Себя как на Живую воду, но при этом Он ничего не пояснил женщине, как Он это сделал, говоря ученикам о «живом хлебе» (см.: Ин 6:51).
В Ветхом Завете есть похожий оборот: «учение мудреца — живительный родник» (Притч 13:14). Иисус предложит такую воду всем жаждущим: «“Кто жаждет, ко Мне пусть придет и пьет! У верующего в Меня, сказано в Писании, реки живой воды потекут из сердца”. Он говорил о Духе Святом, которого получат поверившие в Него» (Ин 7:38, 39; ПК). Не ясно, какой точно текст Писания Он имел в виду (ср. Притч 18:4; Ис 12:3; 58:11; Иез 47:1; Зах 14:8). В Книге Откровение о воде жизни, как о примете Нового века, говорится дважды (см.: Откр 7:17; 22:1).
Потом речь зашла о практической стороне вопроса. У Путника нет сосуда для воды — ни почерпнуть, ни выпить. Пользы от Него никакой. В этом колодце всегда есть вода, а есть ли у Него вода, еще неизвестно. Он продолжил:
— К колодцу надо ходить, а у тебя будет такая вода, что ее можно будет пить вечно, — значит, и жить вечно.
Женщина соглашается, это хорошее предложение. Но она не может решать серьезные вопросы без мужчины, деловое предложение нужно сделать хозяину дома. А вот с этим у нее не все в порядке. Мужчина есть, но это не муж. И те пятеро, что были до этого… И об этом говорить не хочется. Лучше говорить на отвлеченные общие темы:
— В какую церковь ты ходишь?
— Не о том ты спрашиваешь, потому что для поклонения важно не где, а Кому и в каком духе.
Иисус сказал женщине, что Мессия — это Он, а затем для жителей этого города прозвучала проповедь, на которую их собрала женщина с небезупречной репутацией.
У Бога и людей разные приоритеты. Это то, что называется духовными и земными интересами. Вертикальные отношения и горизонтальные.
В горизонтальных отношениях важно видеть ближайший круг и самую близкую перспективу. От идеи Бога в них отказываются. В лучшем случае решают вопросы, связанные с удобной религией, которая не требует от тебя слишком многого: не денег — их можно и дать; не времени — дня три в году мы выделим, а духовных усилий, того, что нужно будет взять на себя ответственность по изменению своего внутреннего комфортного состояния. Есть эта боязнь выхода из зоны комфорта в зону турбулентности.
Зачем же выходить в такую зону? Это условие для духовного роста и новых ощущений и представлений.
Мир не идеален, и подходы разные. Кто-то планирует все и выстраивает жизнь до мелочей. Кто-то действует спонтанно, хотя в человеке и звучит неясный гул устремлений. И все это исходит из общей философской предпосылки, что основная цель человека — реализовать его права. В основе этого убеждения лежит идея равноправия. Все люди равны, в идеале, у всех должны быть одинаковые возможности для воплощения своих прав независимо от социального статуса, половой принадлежности, расы… Но это идеальный и бесцельный образ. Ради чего все это? Да и все ли равны на самом деле?
Во Христе, в Его мире, где религия не была просто словом, жизнь обретала смысл — в нем выстраиваются новые отношения. Во времена Лютера спор шел о равноправии свободных граждан, тех, кого мы сегодня назвали бы средним классом. Это была широкая перспектива, и дискуссия шла о свободе воли и о рабстве воли, насколько человек свободен в совершении своих поступков.
А сегодня мы думаем, где лучше, переезжаем, ищем работу, ставим цели… Во всех наших действиях есть элемент спонтанности, случайности. Если спросить о том, что главное в жизни, то все назовут триаду: здоровье, дети, карьера. Могут назвать эквивалент всего этого, деньги, хотя они — всего лишь средство, позволяющее решать какой-то ряд вопросов, но не все. Отношения за деньги не купишь.
Но как только мы выходим за пределы горизонтальных отношений, этот набор не может дать ответов. Это круг предельных вопросов. Что за пределами нашей жизни? Что было до того, как мы появились в этом мире? Что будет с миром после того, как нас не станет? Что будет с нашим сознанием? Есть ли возможность сохранить нашу мозговую деятельность вне тела? Жизнь, смерть, душа, духовные материи. Мы находимся, с одной стороны, в эклектичной информативной плотной массе, а с другой — каждый пользуется лишь ограниченным набором из этой массы. И у каждого человека своя собственная картина мира и верований, если только ему не удалось войти в какую-то более или менее организованную систему верований, например, стать членом какой-то церкви.
Живой Христос предлагает живые отношения. Но у каждого свои бэкграунд, прошлое, жизненный фон. И поэтому отношения складываются у каждого уникальные. Именно поэтому в современной церкви встречаются люди, которые в обычной жизни никогда бы не встретились из-за того, что они такие разные. Церкви тоже разные, и отношения внутри этих коллективов непростые. Каждая община может иметь собственную миссию, объединяющую членов церкви.
И даже живой Христос понимается людьми неоднозначно, поэтому и практика различна. В одном тексте мы читаем, что Христос говорит, что Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф 28:20), а в другом — что, когда Он уйдет, то к ученикам придет Дух, Он-то и будет учить последователей Иисуса (см.: Ин 14:26; 16:13).
Проповедники строят в проповедях мост между пониманием I века (гипотетичным, не все нам известно) и потребностями и пониманием нашего времени (выше я привел современное прочтение беседы Иисуса с самарянкой). Все зависит от уровня образования проповедующих, от состава общины, насколько установился общий фон в отношениях, каков уровень отношений у членов церкви вне церковных стен. Кто-то вместе трудится или помогает брату или сестре в свободное время в его делах, кто-то включен в социальные проекты. Для всех этих дел нужно желание и то, что объединяет людей в служении Христу, как они его на сегодняшний день понимают. Жертва Христа на кресте — надежный ориентир в этом выборе, который мы делаем каждый день.
Фото: gettyimages.ru