Тема

Когда страдания неизбежны

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 92/Когда страдания неизбежны
Когда страдания неизбежны

Попутчиков не выбираешь, они просто приходят и садятся рядом. Два человека, оказавшихся моими соседями по перелету, несколько часов рассказывали друг другу о пережитом, о полевой жизни и ранениях. В начале разговора они, как на литургии, назвали поименно всех значимых для них людей — кого, когда и как они потеряли. Фотографии свидетельствовали о боли этих утрат. С каждой потерей переворачивалась душа, круто менялось направление их жизни: бах! и все теперь по-другому. Вряд ли мы способны подготовиться к таким потерям. Эту боль можно только оплакать, вспоминая доброе в прошлом. Каждый ушедший из жизни — это вопрос к нам: а зачем ты остался?

Крутые повороты жизни застают нас врасплох. В такие моменты ясно ощущаешь свою неподготовленность, хотя иногда то, что тебя ждет, очевидно. Но даже хорошие изменения трудны. Радостно стремишься к дню свадьбы, строишь планы и мечтаешь о совместном будущем… И как скоро приходит осознание, что ты не очень-то умеешь быть супругом. С нетерпением ожидаешь ребенка, когда же он приходит в твою жизнь, ты понимаешь, что не слишком готов быть родителем. И на работе — приходишь к новому проекту, думаешь и планируешь и, когда настает срок, опять не готов! Что уж говорить о потерях, когда уход близкого человека вызывает потрясение. Встреча с реальностью смерти явно обнаруживает нищету и ограниченность твоих представлений о жизни и реальности, о понимании Бога и Его воли, тщету твоих усилий и душевную пустоту. Горе проводит человека через гамму различных чувств: гнева, вины и отчаяния, пока не наступит осознание реальности потери и принятие случившегося факта.

Специалист по исследованию поведения людей в стрессовых ситуациях Полин Босс указывает на решающую роль мировосприятия людей в преодолении жизненных кризисов*. Оценка того, что с нами происходит, во многом определяется нашими ценностями и убеждениями, поляризованными в ее исследовании по двум позициям — усовершенствования и фатальности.

Если вы убеждены, что ваши усилия существенно влияют на вашу жизнь, то вы работаете на достижение результата, стремитесь контролировать ситуацию. Вы делаете ставку на свое усовершенствование — значит, вы верите в «справедливый мир»: если ты трудишься, то становишься успешным. Люди с таким мировоззрением в благополучное время — самые успешные и развивающиеся люди, они приверженцы достижения максимальной эффективности во всем. Когда же их настигают трудности, то на вопрос «кто виноват?» они отвечают, что они сами и виноваты. Такие люди ищут способ исправить ситуацию, приложить усилия и измениться. Они убеждены, что плохие вещи не случаются с хорошими людьми. Вера в усовершенствование порождает активных и работящих людей, они отказываются видеть плохой исход и принимать негативные ситуации. Обратная сторона этого взгляда на мир — трудность в преодолении внешних потрясений, не связанных с работой (катастрофы, внезапные трагические события и др.). Жесткая причинность их логики — мои усилия определяют результат — приводит к переживанию глубокого чувства вины и несостоятельности, если что-то пошло не так и не привело к успеху.

Вторая группа людей смотрит на мир сквозь призму фатализма. Они приписывают происходящее с ними внешним причинам, на которые не могут повлиять, у них вырабатывается привычка к тому, что они бессильны перед обстоятельствами и их последствиями. Их религиозные взгляды при этом могут быть различными: одни верят в судьбу, другие — в Бога, третьи — в предопределение или в родовое проклятие. В их понимании успехи и неудачи не зависят от их усилий, победа — это подарок, после нее иногда бывает и поражение. Они занимают позицию пассивных свидетелей: мы ничего не можем с этим сделать. Таким людям легче принимать невзгоды по сравнению с теми, чье мировоззрение связано с верой в усовершенствование, потому что логически события не связаны с их усилиями. Они живут, принимая хорошее и плохое, легче справляются с трудностями, однако в обыденной и благополучной жизни пассивны, так как не они, а судьба определяет то, что случится, и нет смысла вкладываться в успех. В долгосрочной перспективе фаталисты приходят к неудовлетворенности жизнью и своим участием в ней, склонны к депрессивным состояниям.

Какое из предложенных мировоззрений больше соответствует библейскому представлению о жизни? Однозначного ответа дать нельзя. Вопрос о предопределении и свободе воли — один из самых сложных в богословском дискурсе. Решение этого вопроса, скорее всего, находится там, где предопределение пересекается с человеческой волей, и не зависит только от судьбы или человека. Воля Божья и воля человеческая переплетаются в жизни Иисуса, который в полноте исполнил Свое предназначение и при этом был, как свидетельствуют евангелисты, очень свободным человеком!

Пришествие Иисуса в этот мир, Его рождение в вифлеемском хлеву, свершилось на перекрестии Божественного предопределения от основания мира и добровольного подчинения Сына воле Отца. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16–17), — свидетельствует Благая Весть. От момента грехопадения была предусмотрена жертва за грех (см.: 1 Пет 1:20). На вопрос: «…кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (Ис 6:8) Ии сус ответил согласием. Агнец был заклан, согласившись исполнить дело спасения ради людей, и уничтожил последствия греха: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим 2:5–6). «…Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6:38) — Иисус последовал воле Божьей, согласившись с Ней. Евангелие от Иоанна подчеркивает, что Иисус творил чудеса и исцелял в сотворчестве с Отцом: «…истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам…» (Ин 5:19–20).

Когда ученики обращаются к Иисусу с просьбой научить их молиться, Он начинает молитву словами: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» (Лк 11:2). Тот, кто провозглашает волю Отца и возвещает Его славу, идет путем исполнения Святым Духом и входит в поток Божьего действия среди людей. Земное служение Иисуса являет пример исполнения воли Бога в излиянии Его славы, воплощения произнесенной молитвы. Он наставляет нас в молитве и щедро делится Своей славой, молясь Отцу Небесному: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин 17:22).

Перед распятием, молясь в Гефсимании, Иисус переживает апогей самоотречения, в котором пересеклись Его воля и воля Божья: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое» (Ин 12:27–28). Молитва описывается как борение, когда пот Иисуса становится как капли крови: «Да будет не Моя воля, а Твоя!» Его распятие и принятие крестной смерти стало искупительной жертвой, благодаря которой мир был спасен. Крест соединил волю Божью и человеческую в жертве и подвиге Иисуса Христа!

Чему мы можем научиться, глядя на смирение Иисуса и Его подчинение воле Отца? Как нам сегодня смиренно принять обстоятельства, находящиеся вне нашего контроля? Принятие обретает начало в познании Бога. Иисус проводит долгое время в молитве, прежде чем выйти на служение. В псалме 45:11 мы читаем: «Остановитесь, познайте, что Я — Бог» (НРП). Псалмопевец напоминает читателю, что посреди всех бурь и сражений Бог могуществен и силен, чтобы быть надежным убежищем и защитой от бед. Псалмопевец не говорит, что мы не увидим бурь и не испытаем трудности битвы. Он говорит о том, что посреди этого опыта Бог позаботится о нашей победе. Но мы должны быть спокойными и верить. Быть спокойным означает наше полное доверие Богу и принятие любого исхода из рук Отца. Наш Отец на небесах желает нам добра. Пророк Иеремия посреди разрушений вавилонского плена провозглашает, что намерения Бога о Своем народе — благо, а не зло, и они в том, чтобы дать этому народу будущее и надежду (см.: Иер 29:11).

Испытания — это не хорошо и не плохо, часть из них мы порождаем сами, часть — вне нашего влияния. Но, может быть, стоит воспринимать трудности, которые мы переживаем, как шанс, который поможет нам стяжать истинную жизнь и стать наконец «светом во тьме» — то есть такими, какими нас задумал Бог. Такой подход поможет нам принять то, что от трудностей не избавлен никто и никто не совершенен, что у всех есть недостатки и мы не можем полностью контролировать свою жизнь. Если мы сможем принять то, что мы несовершенные существа, живущие в несовершенном мире, что мы стараемся принимать лучшие решения из возможных в данных обстоятельствах и верим в то, что Бог действительно тот, за кого Он Себя выдает, — тогда наш взгляд на жизнь и ее обстоятельства может обрести новый смысл. Мы перестанем винить окружающих и начнем вникать в себя, позволяя Богу использовать текущую ситуацию как жизненный урок, который принесет Богу славу, а нам пользу.

Можем ли мы полностью принять тот факт, что мы не контролируем свою жизнь? Наше будущее — в руках Небесного Отца, и Он желает нам добра. Успокоившись на сем, можно начать думать о том, что нужно сделать, чтобы обрести спасение и мир в настоящем. Принять, смириться и отпустить то, что не в нашей власти, — с этого начинается мир в сердце. К нему возвращает нас обетование, данное для мирной жизни и для времени скорбей, потому что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28).

*Family Stress Management: A Contextual Approach, 2nd or 3rd ed., Pauline Boss, Sage Publications, Inc. ISBN: 978-0-8039-7390-9, p. 135.

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone