История

Главный символ христианства

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 92/Главный символ христианства
Главный символ христианства

«Я же не хочу хвалиться ничем,
кроме креста нашего Господа Иисуса Христа, на котором
мир распят для меня, а я — для мира» 

Гал 6:14 (НРП)

Первая ассоциация с христианством — крест, орудие позорной казни для преступников и рабов, стал опознавательным знаком для самой многочисленной мировой религии. Как христиане пользовались этим символом?

Как минимум с IV века точно существовал обычай носить нательные (под одеждой) и наперсные (поверх одежды) кресты; впоследствии наперсные кресты стали носить только священники и епископы.

В разных направлениях христианства есть разные формы крестов. В православии распространен восьмиконечный крест (хотя есть и четырехконечные) с изображением Христа. У старообрядцев изображение восьмиконечного креста, как правило, вписано в четырехконечный крест, а Сам Христос не изображается. У католиков принят четырехконечный крест удлиненной формы с изображением распятого Иисуса, и, в отличие от православного, на католическом кресте ступни Христа скрещены и прибиты одним гвоздем. В Армянской апостольской церкви2 принят четырехконечный крест (без изображения Христа) с проросшими ответвлениями, расширенными оконцовками и ленточным обрамлением; как правило, такое изображение вписывается в овальный камень — хачкар. У протестантов принят четырехконечный крест без каких-либо изображений и украшений.

Не позднее III века в христианский обиход вошло крестное знамение — молитвенный жест, изображающий крест движением кисти руки. Одним пальцем (символизирует единство и целостность Личности Христа) крестятся члены Сирийской православной церкви, двумя (символизируют две природы во Христе — божественную и человеческую) — члены Ассирийской церкви Востока и старообрядцы, тремя (символизируют единство трех Лиц Троицы) — члены православных церквей (нестарообрядцы) и Армянской апостольской церкви, пятью (символизируют пять ран на теле Христа) — католики, хотя официального правила, сколькими пальцами креститься, у них нет. Слева направо крестятся католики и армяне, справа налево — все остальные. В протестантизме крестное знамение (как правило, в виде благословляющего жеста пастора) используется на богослужениях лютеран, англикан, методистов, некоторых пресвитериан.

Были в истории Церкви и такие христиане, которые отвергали изображение Христа на кресте и почтительное отношение к кресту в целом, как, например, армянские еретические движения — павликиане и тондракийцы; средневековые еретики богомилы и катары считали крест только орудием казни; друг Мартина Лютера Андреас Карл­штадт, а также Жан Кальвин и его последователи считали недопустимым изображать на кресте распятого Христа, полагая, что любые изображения — идолопоклонство; представители так называемого русского духовного христианства, оппозиционного официальному православию (тверитиновцы, сютаевцы, воздыханцы), принципиально не совершали крестного знамения.

Интересно также, как развивалось осмысление креста и его значения в христианстве. Поскольку крест был слишком очевидным символом христиан, его в период гонений стали маскировать, в частности изображением якоря (самое древнее такое изображение датируется концом I века и находится в катакомбах Домитиллы в Риме). Во II–III веках якорь очень часто изображали на могилах как символ воскресения.

Главный символ христианстваЖанна-Мария Гюйон (1648–1717)

Много внимания древние христиане уделяли символическому смыслу креста. Автор Послания Варнавы (II век), раннехристианского памятника, видел предзнаменование креста даже в истории про обрезание Авраама; священник Климент Александрийский (150–215) видел такое предзнаменование в жертвоприношении Авра­ама — как Исаак нес дрова для жертвенника, так и Христос нес крест; епископ Киприан Карфагенский (III век) сравнивал победу Христа на кресте с победой израильтян благодаря молящемуся Моисею: как поднятые руки пророка даровали успех Божьему народу, так и распростертые руки Христа дали победу над грехом всему человечеству. Епископ Ириней Лионский (II век) указывал: «… преступление, которое совершилось посредством древа, разрушено было послушанием древа»2, то есть через дерево пришла в мир смерть — и через деревянный крест вернулась жизнь. Наконец, знаменитый апологет Иустин Философ (II век) указывал, что крест присутствует везде — и строение человека его напоминает, и орудия земледелия.

Символика креста осмыслялась и во время расцвета богословской мысли после легализации христианства в IV веке. Римский епископ Григорий Двоеслов (VI век) сравнивал Самсона, вынесшего ворота Газы, со Христом, сокрушившим Своим крестом преисподнюю. Частыми были сопоставления непослушания людей и страданий Христа, как, например, у духовного писателя Ефрема Сирина (IV век): «Рука Твоя, Господи, пробита гвоздями за то, что я протянул свою руку к запрещенному плоду»3; епископ Епифаний Кипрский (IV век), обращаясь к людям от имени Христа, писал: «…посмотри на пронзенные ноги Мои; они пригвождены были ко кресту из-за твоих ног, которые утекли к древу преступления»4. Епископ Василий Великий (IV век) указывал, что четыре конца креста символизируют четыре стороны света — спасение для всех людей.

Осмыслялся также крест и как трудности, которые человек преодолевает на пути к Богу. Ученик знаменитого проповедника Иоанна Златоуста Иоанн Кассиан (360–435) указывал на необходимость духовного сораспятия христианина Христу в своей жизни — как распятый не может самостоятельно двигаться, так и христианин полностью подчиняет свою волю распятому Спасителю.

В Высокое Средневековье (XI–XIII века) благодаря английскому богослову Ансельму Кентерберийскому была сформулирована так называемая теология креста — представление о том, что самый главный смысл крестных страданий Христа — умилостивление Бога, оскорбленного человеческим грехом. Самое же широко известное использование символики креста в эту эпоху — это крестовые походы, военные кампании, предпринимаемые для отвоевания Святой земли у мусульман. Воины-пилигримы нашивали на свою одежду крест, отсюда их название — крестоносцы. Для Позднего же Средневековья (XIV–XV века) характерна больше апелляция к «внутреннему» кресту. Немецкие духовные писатели Майстер Экхарт и Иоганн Таулер говорили о необходимости отречься от своей воли и терпеть страдания; Фома Кемпийский, автор одной из самых известных христианских книг — «О подражании Христу», замечал, что попытка избежать креста приводит к тому, что христианину достается крест тяжелее того, от которого он малодушно сбежал.

Теология креста продолжала развиваться и в Раннее Новое время (XVI–XVII века). На крест Христов как на единственную надежду спасения и оправдания указал молодому Лютеру его духовник Иоганн фон Штаупиц, и это стало отправной точкой размышлений Лютера-богослова. Немецкий реформатор подчеркивал, что высшая слава Божья — в кресте и смерти Христа, а не в других, внешне могущественных ее проявлениях. Крест и страдания Христа в эту эпоху находятся в центре внимания многих благочестивых христиан; так, католический проповедник Игнатий Лойола рекомендовал представлять себе распятого Христа во время молитвы. Не менее важным оставалось и понимание «внутреннего» креста: лютеранский пастор Иоганн Арндт понимал его прежде всего как постоянное покаяние и готовность прощать врагов; католический священник Мигель де Молинос полагал, что терпеливое ношение креста проявляется прежде всего в том, что христианин стойко и с твердой верой переносит периоды богооставленности.

Размышления о том, что такое крест, который должен взять последователь Христа, продолжались и у христиан в Позднее Новое время (XVIII–XIX века). И православный духовный наставник Амвросий Оптинский, и католическая писательница Жанна-Мария Гюйон, и протестантский пастор Вильгельм а Бракель сходились в том, что христианин, который идет за Богом, не воспринимает крест как обременение; немалая часть страданий выпадает христианину не от креста, возложенного на него, а от неготовности человека крест принять и нести. Как реакция на попытку либеральной теологии видеть в истории Христа только историю человека Иисуса возникла так называемая кенотическая теология (от греч. κένωσις — опустошение, истощение), подчеркивающая, что Бог добровольно Сам Себя уничижил, когда стал человеком и взошел на крест.

В ХХ веке для многих стало очевидно, что попытка не замечать крест в христианстве, отменить важнейшую тему греховности и искупления ни к чему не приводит. Известный проповедник Билли Грэм, который в своих проповедях часто использовал стих Гал 6:14, отмечал, что именно крест правильно расставляет акценты: кто такой человек (осужденный грешник), кто такой Христос (Агнец Божий), как достичь спасения (только обратившись ко Христу). Страдания двух мировых войн способствовали осмыслению страданий в духе креста. Так, японский богослов Кадзо Китамори считал, что сердце Евангелия — страдание Бога, это точка пересечения Его гнева и Его любви; через крест (страдание) Бог и человек соприкасаются друг с другом.

Итак, крест был и остается важнейшим символом христианства, знаком Божьей абсолютной любви и готовности человека на эту любовь откликнуться. Будем надеяться, что и в XXI веке крест останется для человечества выражением веры, надежды и любви.

1Армянская апостольская церковь, Сирийская православная церковь, Ассирийская церковь Востока относятся к числу т. н. Древних Восточных церквей — группы церковных общин, отделившихся в V веке в связи с непринятием решений III Вселенского собора (Ассирийская церковь Востока) и IV Вселенского собора (все остальные).
2Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. Электронный ресурс https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/ (дата обращения 7 декабря 2022 года).
3О покаянии. Раздел 8 // Творения святого преподобного Ефрема Сирина. Т. 2. Электронный ресурс https://svyatye.com/chitat/TVORENIIA-SVIATOGO-PREPODOBNOGO-EFREMA-SIRINA-Tom-2-EFREMA-SIRINA/14440/ (дата обращения 7 декабря 2022 года).
4Слово на Великую субботу // Епифаний Кипрский. Творения. Электронный ресурс https://predanie.ru/book/69560-tvoreniya/ (дата обращения 7 декабря 2022 года).

 

Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org

Работает на Cornerstone