В отношениях трудно верить, ну или, если хотите, доверять человеку, у которого нет режима дел: когда последний раз ты говорил мне теплые слова? Как насчет самоограничения в желаниях? А что там с верностью, или она опять под вопросом? Почему так получается, что ты даже не пытаешься взять ответственность за наши отношения и позаботиться о семье?
Ожидания в отношениях с близкими мы неосознанно переносим в сферу отношений человек—Бог. И вот уже от Бога мы требуем режима дел, точнее, исполнения наших желаний. А если нет скорого результата, мы сразу же оказываемся на ложной смысловой развилке: или я не верю так, как нужно, или я плохой и поэтому Он не дает мне просимое.
И вроде как все мы читали, да и не раз, новозаветный текст о важности веры: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6). Но бывают такие периоды в жизни, когда мы не чувствуем, не понимаем, не видим. В такие моменты наверняка мы думаем, что уже и не верим…
Что же мешает нам верить? Что это за препятствия такие, из-за которых нам бывает трудно доверять Богу, даже если у нас есть предыдущий положительный опыт жизни с Ним?
Во-первых, не так-то просто игнорировать свои органы чувств. Вот и апостол Фома о зрении и осязании говорит: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25).
Органы чувств нередко мешают нам и в отношениях с людьми: «Я все вижу. У тебя это на лице написано»; «Я слышала, что и как ты сказал»; «Не трогай меня. Я тебе не нужна». Бывает, что мы попадаем в точку. А случается, что ошибаемся в оценке того, что и как мы видим, слышим, чувствуем. Подобное порой происходит с нами и в духовной сфере.
Органы чувств могут украшать нашу веру, помогая выражать ее. Но не являются обязательным условием ее наличия в нас. К примеру, то же зрение может нам мешать, как и апостолу Фоме, верить в Иисуса. Поэтому, согласно тексту Священного писания, «мы ходим верою, а не видением» (2 Кор 5:7) и «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин 20:29).
Во-вторых, нелегко совладать с многочисленными страхами. Вера, согласно словам апостола Павла, приходит от слушания слова Божия (см.: Рим 10:17). Страх также приходит от слушания слов, но только слов, основанных на лжи или фактах окружающего мира. Вот и начальника синагоги Иаира отвлекли от Иисуса слова, родившие страх: «…дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк 8:49). Но здесь же Иисус говорит Иаиру слова, противоположные случившемуся факту, о котором он только что услышал: «…не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк 8:50). А дальше Истина подошла к факту, и факта не стало. Девочка вернулась к жизни и к своим родителям.
Мы не всегда понимаем промысел и поэтому пытаемся по-своему интерпретировать действия и слова Божии. Мы совершаем неуклюжие попытки оказаться «добрее, справедливее и мудрее Бога». Идем на компромисс там, где требуется твердость и упорство в следовании духовным ценностям (см.: 1 Цар 15:1–23). Пытаемся вызвать жалость и отговорить от жертвы, хотя от нас ожидается в этой ситуации поддержка и помощь (см.: Мф 16:22–23). Объясняем длительное бездействие своими страхами и возможными потерями, хотя для нас созданы все условия, чтобы мы достигли хорошего результата (см.: Мф 25:14–30).
Нам знакомы такие страхи: Бог меня не любит, потому что я плохой. Он меня не простит. Господь не даст мне то, что я хочу. А вдруг Он не хочет, чтобы я была счастлива? Может быть, на это нет Его воли?
Напротив, апостол Иоанн пишет: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин 4:18–19). Бог есть Любовь (см.: 1 Ин 4:16). Он пришел дать жизнь с избытком (см.: Ин 10:10). Господь желает, чтобы мы радовались, получая просимое (см.: Ин 15:11). Что еще надо знать о Его отношении к нам, чтобы не бояться доверять Ему и верить в то, что мы Ему дороги?
В-третьих, трудно справиться с нашими желаниями. В христианской аскетике различаются желание-потребность и желание-похоть. Первое всегда восполняется горним миром. А вот когда потребность выходит за границы, обозначенные христианской традицией, она превращается в похоть, которой необходимо противостоять и «попечение о плоти не превращать в похоть» (см.: Рим 13:14).
Когда очень чего-то захотелось, попробуй-ка себя остановить и вернуться к нравственному здравомыслию. Желание, инфицированное похотью, охватывает голову, чувства и тело.
Вот и царь Ахав захотел чужой виноградник, а ему отказали. Как же это желание чужого начало его снедать! Он еле-еле до дворца дошел. Дошел весь «встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитяние, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел» (3 Цар 21:4). А затем его жена забрала жизнь Навуфея, и Ахав удовлетворил свое желание, получив виноградник.
Ну да ладно, Ахав был плохим царем. Но вот, казалось бы, хороший, набожный царь Давид, «Однажды под вечер… встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, жена Урии Хаттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею» (2 Цар 11:2–4). Увидел Давид женщину, захотел ее и сразу же реализовал свое желание. Но вот проблема — женщина была замужем. Она была чужой женщиной. Он взял чужую, нарушив десятую заповедь Декалога «не пожелай жены ближнего твоего» (Исх 20:17).
Еще пример, когда из-за желания человек готов продать что или кого угодно. Его звали Исав. Пришел с работы никакой. Вернулся с поля уставший (см.: Быт 25:29). А дома Иаков сварил чечевичную похлебку, одну порцию, только для себя, и собирался уже поесть. Но тут приходит уставший Исав, который так хотел поесть, что даже забыл, как это блюдо называется: «Дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал» (Быт 25:30). А Иаков ему: «Продай за еду мне первородство». Исав недолго думал, ведь есть хочется, да и устал: «Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» (см.: Быт 25:32). На том и порешили. Иаков получил первородство. А Исав — хлеб и похлебку из чечевицы: «он поел и попил, и встал и пошел». Не умер. Ну пожертвовал духовной ценностью ради сиюминутного удовлетворения потребности в пище. Ну и что? Ничего же не случилось. Так ему казалось тогда.
В отношениях трудно верить, ну или, если хотите, доверять человеку, у которого нет режима дел. Вера в христианской традиции — это всегда дело. У нас на слуху утверждение апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак 2:26). От христиан горний мир ожидает не чувств, а именно веры, ожидает слов веры и дел веры.
Фото: gettyimages.ru