Исаак Ильич Левитан (1860–1900) — один из самых известных русских художников XIX века. За свою не очень долгую жизнь он написал более тысячи картин. В историю искусств он вошел как едва ли не лучший пейзажист, выразивший в своих картинах красоту и лиричность русской природы. Левитан писал и портреты, но душу свою он вкладывал именно в пейзаж. Изображение природы было для него больше чем просто искусством, это было своего рода поиском Бога и в какой-то степени молитвой к Нему. Но путь к Богу у Левитана был очень непростой.
Автопортрет. 1880Исаак Левитан родился в Литве в местечке Кибартай в бедной еврейской семье. Отец его, Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан, учился в ешиве в Вильне, самостоятельно выучил французский и немецкий языки, но по бедности вынужден был зарабатывать на жизнь частными уроками и переводами, работал на железной дороге. В отличие от Шагала, также родившегося в еврейском местечке и всю жизнь писавшего родной Витебск, Левитан в живописи не возвращался к впечатлениям своего бедного детства, словно стремился забыть о нем. Бедному еврейскому юноше открылась тайна сокровенной красоты русской природы.
В конце 1860-х годов семья переехала в Москву. В 1873 году Исаак Левитан в возрасте 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда двумя годами ранее был принят его старший брат Авель (Адольф). Его учителями были известные живописцы — Василий Перов, Алексей Саврасов, Василий Поленов, а соучениками — ставшие впоследствии знаменитыми художниками Константин Коровин, Михаил Нестеров, Алексей Степанов и другие. Со многими из них он дружил всю жизнь. С 1884 года Левитан участвовал в передвижных художественных выставках и вошел в Товарищество передвижников.
Но жизнь в Москве не была для него простой: во-первых, он был бедным и рано лишился родителей (в 1875 году умерла его мать, а спустя два года — отец), во-вторых, он был евреем, а к евреям в Российской империи было отношение нелучшее. Его дважды высылали из Москвы. Первый раз это случилось в 1879 году. В то время Левитану было 10 лет, он был еще никому не известным студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, жил по чужим углам, испытывал страшную нужду. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в столице, и ему пришлось перебраться в подмосковную деревню Салтыковку. Но по ходатайству из училища Левитана все же удалось вернуть в Москву. Спустя 12 лет все вновь повторилось. В 1891 году был издан новый указ о выселении евреев из больших городов. Левитан уже был признанным художником — и тем не менее был вынужден уехать во Владимирскую губернию. Но друзья смогли добиться отмены высылки, и Левитан возвратился в Москву.
Над вечным покоем. 1894И несмотря на это Левитан очень любил Россию и российскую природу и постоянно писал ее. И все отмечали, что на его картинах российская природа как-то особенно одухотворена. В ней всегда ощущается благодать и покой. Но это не просто тишина, а то состояние, в котором чувствуешь близость Творца. Таковы картины Левитана «Тихая обитель», «Березовая роща», «Март», «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем», «Вечер. Золотой Плес», «Вечерний звон» и др.
Левитана называли мастером пейзажа-настроения. Но его пейзажи не просто настроенческие, в них есть нечто большее, что открывается в созерцании творения верующей душе. Например, известная картина «Березовая роща» — пейзаж, пронизанный светом. Это ликующий свет, и душа вовлекается в это ликование! В солнечных лучах, кажется, природа сияет первозданным светом. Красота земная переживается как отблеск красоты небесной.
«Вечерний звон» — теплый летний вечер, в лучах закатного солнца — белые стены церквей, отражающиеся в реке, на переднем плане — две лодки. При взгляде на эту картину душу охватывает чувство тихой радости и умиротворения, единения со всем творением. В такие минуты понимаешь, что Бог любит землю и ее обитателей.
Иное настроение в картине «Над вечным покоем». Это одно из самых знаменитых произведений Левитана. Эту картину художник написал под Вышним Волочком, близ озера Удомля. Перед зрителем открывается грандиозная панорама: гладь озера, а над ней — небо с облаками, и на краю утеса — деревянная церковь и кладбище с крестами.
Об этой картине много писали как о пейзаже, в котором ощущаются величие природы и бренность человеческой жизни, здесь соединяются вечное и временное, красота и величие творения и вместе с тем напоминание о смертности человека. И все это не только потому, что на переднем плане изображена церковь, — в самом состоянии природы ощущается нечто неотмирное, вселенское. В этой картине, можно сказать, запечатлено молитвенное состояние. Эту работу особо выделял Лев Толстой и называл «молитвой немой души». Сам Левитан писал об этой картине: «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием»1.
В пейзажах Левитана чаще выражена печаль, чем радость, но это не горькое и безотрадное чувство, а печаль высокая, светлая, настраивающая на мысли о вечном. В таком состоянии душа открывается для общения с Богом. В соприкосновении с красотой божественного мира душа просветляется и преображается.
Берёзовая роща. 1885–1889Был ли Исаак Левитан верующим человеком? Наверное, был, ведь в еврейских семьях детей всегда учат читать Тору, молиться, почитать Бога. Но Левитан не был воцерковленным человеком, хотя в Российской империи многие евреи крестились и принимали христианство. Левитан не сделал шаг к крещению. Для него это представляло большую трудность. При этом Левитан любил православную службу, иногда заходил в храм. Он очень любил Священное Писание, особенно Евангелие и Псалтырь. После работы просил близких читать ему хотя бы по несколько страниц каждый день. Сам Левитан, с его красивыми еврейским чертами, был похож на героя Библии, а в его глубоких глазах, кажется, отразилась вся непростая история избранного народа. Не случайно Поленов привнес черты Левитана в образ Христа в картинах своей евангельской серии.
При этом у Левитана были свои отношения с Богом, хотя и весьма своеобразные. Как художник, он глубоко чувствовал Бога через красоту, он ощущал Его близость в природе, об этом свидетельствуют его пейзажи. Но в обычной жизни он ощущал скорее богооставленность. По свидетельствам друзей, Левитан был общительным человеком, приятным собеседником, но у него часто случались приступы хандры, черной меланхолии, близкой к депрессии. Иногда это происходило от того, что Левитану казалось, что он не может выполнить то, что должен как художник. Он писал: «Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения...»2
Март. 1895Иногда ему казалось, что над ним тяготеет какое-то проклятие. В те времена бытовало мнение, что на евреях лежит грех богоубийства. В этом ключ к антисемитизму, который был распространен в простом народе. Однажды в приступе острой хандры Левитан даже попытался покончить с собой. Слава Богу, рана от пули оказалась несмертельной. Осматривавший художника Чехов решил увезти его к себе на дачу. Братья Чеховы и их сестра Маша снимали дачу в селе Бабкино на реке Истре. Здесь Левитан пришел в себя среди многолюдного веселого чеховского семейства. Дружба с Чеховым, в котором были искренняя любовь к жизни и к людям и здравая рациональность, оказалась спасительной для Левитана.
У Чехова тоже были непростые отношения с верой, но он считал себя богоискателем, в его записных книжках есть такая фраза: «Человек должен быть верующим или ищущим веры, иначе он пустой человек». Во второй половине XIX — начале XX века в среде русской интеллигенции были очень разные настроения: одни отходили от Бога и заявляли о своем атеизме, а то и богоборчестве, другие, напротив, искали Бога и путей к Нему. Чувствительный Левитан часто колебался между этими позициями. Но душа его явно тосковала по Богу.
22 июля 1900 года Исаак Левитан умер от аневризмы сердца. После кончины на груди художника увидели крест, который он давно носил, скрывая от всех. Похоронили Левитана на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. Художнику было всего 40 лет.
1И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания // Общ. ред. А. Федорова-Давыдова. — М., 1956. С. 47.
2Там же. С. 30.
Фото: wikipedia.org