Портрет

Сёрен Кьеркегор: сомнение, отчаяние и доверие Богу

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 91/Сёрен Кьеркегор: сомнение, отчаяние и доверие Богу
Сёрен Кьеркегор: сомнение, отчаяние и доверие БогуКристиан Зейтен. Кьеркегор в кафе. 1843

Сёрен Кьеркегор (1813–1855) — датский философ и религиозный мыслитель. Он родился в Копенгагене в семье состоятельного купца Петера Кьеркегора. Отец Сёрена был глубоко верующим и рефлексирующим человеком. Он глубоко переживал свою вину перед Богом: когда-то давно в порыве отчаяния Петер проклял Бога; его вторая жена была некогда служанкой в доме, и он вступил с ней в связь до брака. Угрызения совести и суровое самоукорение — в этом и жил отец будущего философа, с которым Сёрен с детства много беседовал и от которого многое перенял.

Думающий юноша начал писать эссе на литературные и философские темы. Одним из первых его опытов было эссе об Андерсене (Сёрен был первым, кто написал письменную работу о еще живом великом сказочнике). Когда Кьеркегору было двадцать пять лет, умер его отец, и для философа это было серьезным потрясением. Через два года после этого Кьеркегор поступил в Копенгагенский университет изучать богословие и философию — скорее всего, затем, чтобы найти какую-то точку опоры в образовавшейся пустоте. В это время безусловным авторитетом в студенческих кругах был Гегель с его философией, строящейся на идее рациональности и логичности бытия. Кьеркегор же, сравнивая то, что он слышал, с тем, что он испытал, видел, что не может разделить этот взгляд: слишком много стихийного и непредсказуемого в жизни.

Сёрен Кьеркегор: сомнение, отчаяние и доверие БогуНильс Кристиан Кьеркегор. Незаконченный портрет Сёрена Кьеркегора. 1840

Такому рациональному подходу предшествовал романтизм — движение в культуре, которое провозглашало идеал свободной и сильной личности, способной жить мечтой, а не обыденностью. Разрыв между мечтой и реальностью романтики называли «иронией» — и Кьеркегор ощущал ее не менее остро, чем они. Но при этом, осуждая рациональных сторонников Гегеля за то, что они отказываются видеть непреодолимый разрыв между идеалом и тем, что получается на деле, Кьеркегор не мог согласиться и с романтиками, которые ставили во главу угла свои чувства и переживания. Критике Гегеля и романтиков начинающий мыслитель посвятил свою магистерскую диссертацию, которую защитил в 1841 году.

В это время у Кьеркегора возникла личная драма — ему нужно было принять окончательное решение, жениться ли ему на своей невесте Регине Ольсен. В наши времена человек обычно думает, любит ли он своего предполагаемого партнера; в те времена больше думали о том, насколько этот брак окажется выгодным и спокойным, а Кьеркегор думал о том, сможет ли он быть полностью и абсолютно откровенен со своей второй половинкой. И здесь у Кьеркегора были серьезные сомнения. Во-первых, он чувствовал, что не все свои мысли, действительно радикальные для его времени, он может поведать вообще кому-либо; во-вторых, он тяжело переживал свою греховность и поступки, которые считал предосудительными. Рассказывать об этом жене, думал Кьеркегор, — значит огорчить ее, нанести ей душевную рану; не рассказывать — значит быть нечестным и тем самым нарушить главное, что, как полагал Кьеркегор, составляет супружеские отношения, — полную откровенность и открытость. В итоге в 1843 году Кьеркегор разорвал помолвку, решив, что супружеская жизнь ему не по силам.

Личная драма способствовала развитию Кьеркегора как мыслителя. Он пришел к тому, что подлинную устойчивость человеку дает вера, но она на самом деле не опирается на логические доводы и тем более на выгоду. Рационализация, попытка все объяснить и разложить по полочкам, что было обычным делом в протестантском богословии XIX века, тяготили Кьеркегора. И в том же 1843 году он издал свои первые философские трактаты, где сформулировал важные для себя положения: вера не выводится из доводов разума, она иррациональна, как любовь; более того, вера не выводится из этики. Кьеркегор приводил в пример Авраама: Бог повелел ему принести в жертву Исаака — в этом не было чего-то разумного (зачем нужна эта жертва, тем более если Бог Сам пообещал Аврааму этого сына и потомство от него?) или этического (человеческие жертвоприношения аморальны). Но Авраам, движимый не страхом наказания, а доверием к Богу, идет и делает то, что ему велено, потому что любит Бога и безраздельно Ему доверяет. В итоге Авраам, покорившийся Богу, оказывается прав — и не делает ничего неразумного или неэтичного. Авраам не знал и не мог знать, чем разрешится эта ситуация, он просто сумел довериться.

Сёрен Кьеркегор: сомнение, отчаяние и доверие БогуДом Сёрена Кьеркегора в Копенгагене (Дания)

В дальнейших своих трактатах философ писал о том, что вина и страх могут преобразиться в веру. Мыслитель указывал, что в Ветхом Завете главным был страх перед Богом, у языческой цивилизации греков и римлян — покорность слепой Судьбе. Тотальная вина перед Богом каждого человека, о чем говорит христианство, меняет ситуацию: нет Судьбы — есть Бог-Личность, перед которым ты виноват; всемогущее Существо, вызывающее ужас в ветхозаветные времена, стало человеком и протянуло руку любому грешнику — значит, и Бог не должен вызывать безотчетного ужаса. Вина, болезненное переживание своего несовершенства и несоответствия идеалу в христианстве должны приводить человека к покаянию перед Богом, преданию себя в Его руки, то есть в итоге к вере.

Сёрен Кьеркегор: сомнение, отчаяние и доверие БогуЭмиль Баренцен. Портрет Регины Ольсен. 1940

Как же это происходит? Человек, по Кьеркегору, живет, как живется, и получает удовольствие от жизни (такую стадию жизни мыслитель называл «эстетической»). В какой-то момент все идет прахом, и человек остро ощущает, что мир не соответствует его мечтам и представлениям, такое несоответствие приводит человека к отчаянию. Из отчаяния человек выходит, когда видит случившееся не как данность, которую никак нельзя изменить, а как вызов, определенное задание, которое нужно выполнить. Так человек переходит к «этической» стадии. В христианстве самое главное, первая добродетель и первый рецепт во всех случаях жизни — это любовь к ближним, то есть активное и жертвенное служение другим. Человек начинает служить — и временно выходит из отчаяния. Однако довольно скоро он понимает, что не умеет и не может по-настоящему любить, и вновь впадает в отчаяние и сомнения, нужно ли вообще то, что он делает. Выход из этого состояния — «прыжок веры», внутреннее напряжение, когда человек думает о Боге, которого любит, и вручает Ему свое несовершенство. Хотя христианин, получая такой опыт, много страдает, при этом он не должен быть угрюм и мрачен, напротив, как указывал Кьеркегор, веселое и легкое отношение к житейским заботам и волнениям помогает спокойнее принять Божью волю и легче относиться к одиночеству, которое переживает всякий, кто решается всерьез поверить.

На странного мыслителя, говорящего совершенно не «мейнстримные» вещи, обратили внимание как журналисты, так и церковные деятели, и Кьеркегор оказался в центре критики. Заявления мыслителя в полемике стали еще более резкими: так, в своих поздних работах он писал о Christenhed («христианский мир»), который подменил собой Christendom («учение Христа»). «Христианский мир», то есть современная Кьеркегору церковь, забыл о том, что это учение не государственный или социальный проект или умозрительная конструкция, — это живой опыт и призыв к вере, немыслимой без личного мужества и личной открытости. В разгар этой дискуссии Кьеркегор неожиданно умер от туберкулеза позвоночника.

Его философия была практически неизвестна в XIX веке, однако стала популярна в ХХ веке: к ней обращались крупные западные философы Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер, один из самых знаменитых протестантских богословов Карл Барт, русский философ Лев Шестов. Для нас размышления Кьеркегора могут быть поучительны и полезны как опыт нерешительного и сомневающегося человека, который показывает, что даже сомнения и отчаяние могут не уводить, а приводить нас к вере.

 

Фото: wikimedia.org, wikipedia.org


Работает на Cornerstone