История Ионы — одна из самых необычных на страницах Священного Писания. Она настолько необычна, что были даже попытки представить его лжепророком. Но слава Богу, что, по Его милости, эта книга дошла до нас в составе пророческих текстов.
Кто же такой этот Иона? По косвенным признакам Иона, сын Амитая, как именует пророка еврейская Библия, был одним из пророков Израиля, несшим свое служение в период Первого Храма. Еврейская традиция сообщает нам, что отец Ионы Амитай происходил из колена Завулонова, а мать — из колена Асирова. Семья жила неподалеку от Сидона, в городке Сарепта, который известен тем, что в период трехлетнего голода там жил пророк Илия. Конечно, все помнят историю воскрешения пророком сына вдовы. Согласно иудейской традиции, им и был малолетний Иона. Дыхание Ионы уже пресеклось, однако молитва пророка сумела возвратить мальчика к жизни. После своего чудесного воскрешения Иона стал учеником Илии, а после вознесения Илии — учеником пророка Елисея, который и посвятил Иону в пророки.
Но обратимся от истории жизни пророка Ионы к его книге. Конечно же, как и в любом тексте Библии, в Книге Ионы мы находим множество уроков и полезных духовных наставлений. И я предлагаю найти ответы на три ключевых вопроса, которые возникают при чтении этой книги: почему Иоан бежит, почему Ниневия кается и чего ждет Иона в конце истории с покаянием Ниневии? Многие считают ответы на эти вопросы очевидными. Но очевидные ответы не всегда ответы верные.
Илл. в книге сэра Остина Генри Лэйарда The Monuments of Nineveh.1853Итак: почему Иона бежит? «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа» (Иона 1:1–3). Зачем он это делает?
Согласно распространенному мнению, Иона знал, что жители Ниневии покаются и Бог их простит, и не хотел этого. Почему же такой очевидный успех не устраивал пророка и побудил его бежать? Кто-то считает, что его презрение к ниневитянам было столь велико, что сама мысль об их спасении была ему противна. Другие считают, что Иона, будучи пророком, знал, что Израилю придется страдать от жителей Ниневии, и потому не хотел их спасения. Оба эти объяснения мне кажутся неубедительными, и вот почему. В иудаизме истинного пророка часто называют «мужем праведности» или «мужем справедливости». Такой высокий статус человек получает не случайно. Справедливый суд — естественное желание сердца пророка. Целью же справедливого суда в Библии всегда является покаяние. Другими словами, пророк однозначно должен хотеть покаяния язычников, тем более что их покаяние знаменует собой великое событие, о котором я скажу в конце статьи.
Вспомним хотя бы историю Моисея. Прегрешения народа в пустыне были столь велики, что Господь собрался его уничтожить и произвести от Моисея новый народ. Но пророк заступился за людей, желая дать им еще один шанс (см.: Чис 14:11–19). Это событие говорит о том, что пророк Всевышнего не может руководствоваться столь низменным мотивом, как ненависть. Это противно его природе. Но тогда получается, что у Ионы был иной мотив для побега.
В еврейской традиции есть предание, что Иона получил от Господа повеление идти в Ниневию, когда пришел в Иерусалим на праздник Кущей. Он должен был отправиться в ассирийскую Ниневию с предупреждением, что за грехи жителей их город будет разрушен. Но Иона однажды уже исполнял подобное поручение Господа: он ходил в Иерусалим предупредить его жителей о грядущем наказании. Тогда жители Иудеи искренне раскаялись, и исполнение грозного приговора было отложено. Радостно, конечно, только вот закон Торы гласит, что несбывшееся предсказание — признак лжепророка. Эта притча приоткрывает нам еще один возможный мотив бегства Ионы — страх. Ведь он точно знал, что Ниневия покается: «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2).
Фреска в Сан-Сигизмондо (Кремона, Италия)Итак, Иона, зная о будущем покаянии ассирийцев, боялся обвинения в лжепророчестве, наказание за которое было очень строгим. Притом у него была еще одна причина для страха, пусть и менее очевидная. Иона опасался, что раскаются ассирийцы быстро, так как в отличие от евреев они не столь упрямы. И Всевышний может упрекнуть Свой народ, если тот, согрешив в очередной раз, в отличие от ассирийцев не поспешит покаяться. Такую идею косвенно подтверждает Новый Завет, в котором приведены слова Иисуса: «Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы» (Мф 12:41. НРП).
Итак, у Ионы две проблемы: первая — он рискует прослыть лжепророком, за что полагалась смертная казнь, и вторая — он понимает, как грядущая ситуация может обернуться против Израиля.Поэтому Иона решил уклониться от миссии в Ниневии и пустился в бега. Такая интерпретация его поведения — вполне легитимный мотив даже для «мужа справедливости».
Но зачем Ионе нужно было куда-то бежать? Ведь он мог просто отказаться от этой миссии. В поисках ответа на этот вопрос популярный комментатор иудаизма Раши1 выдвигает следующую версию. В древности считалось, что пророческое откровение имеет реальную силу только в Святой земле. Иона якобы решил бежать, полагая, что в другой стране оно будет недействительным2. Мне такое толкование кажется натянутым. Иона все-таки пророк Бога Единого. Более вероятно, что пророк, подгоняемый страхом, который боролся в нем с его природой, стремящейся к справедливости, понимает, что справедливость победит. Поэтому он и бежит подальше от Ниневии в надежде на то, что суд обрушится на грешников раньше, чем он сможет донести до них слово Всевышнего. Что ж, в этом он просчитался, Господь вернул его вовремя. Правда, Господу пришлось прибегнуть к помощи рыбы.
Но перейдем ко второму вопросу: почему жители Ниневии покаялись?
«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона, и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле» (Иона 3:1–6).
На просторах интернета я натолкнулся на любопытную информацию. Якобы в наше время известны два случая, когда люди побывали в чреве большой рыбы и остались живы. В обоих случаях с кожным и волосяным покровом этих людей произошли необратимые изменения, и обе статьи упоминают, что они стали «бледны как смерть». Изменился ли внешний облик Ионы после его приключения в чреве рыбы, мы не знаем, об этом Писание умалчивает. Но, так или иначе, когда Иона стал ходить по городу, провозглашая: «Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена», народ стал каяться. В Синодальном переводе в этом стихе сказано «будет разрушена», но есть и вариант перевода этого выражения: «будет перевернута, опрокинута». То есть это пророчество имеет двойной смысл: если ассирийцы не покаются, то их столица «будет перевернута», как древние города Содом и Гоморра, а если покаются, то тогда «будет перевернута» жизнь людей в этом городе — от беды к добру, ведь именно это слово используется, когда речь идет о покаянии человека. Таким образом, пророчество Ионы в любом случае оказывалось правдой. Это избавило пророка от наказания за ложное пророчество, но не ответило нам на вопрос, почему Ниневия покаялась.
Ниневия. Курган восточной городской стены (1990)В Книге Ионы нет призыва к покаянию и не говорится, что Всевышний простит ниневитян, если они покаются. А значит, законен вопрос: откуда они знают о покаянии и прощении? Откуда они вообще знают, что именно им нужно делать? У язычников в основном другая схема взаимоотношений с богами: ты мне — я тебе, ты богу — жертвы и молитвы, он тебе — благословение. Однако мы читаем, что ассирийцы поверили пророчеству Ионы, раскаялись и постились. Почему? Есть три возможных объяснения. Первое: ниневитяне догадались, что им надо делать. Возможно, но странно, что описание их поста изобилует деталями, характерными для поста иудеев. Второе: они знали, что надо делать, в силу того, что были не совсем язычниками, но людьми, которых можно назвать богобоязненными. И тогда им были знакомы основы иудейской веры. В пользу этой теории говорят некоторые исторические исследования. Считается, что после Давида и Соломона культ поклонения Единому был распространен и среди окружающих Израиль народов. И есть третье объяснение, которое, кстати, не входит в противоречие со вторым. Текст говорит нам о поведении царя и его обращении к народу. Получается, что царь знал, что надо делать, и, подобно Давиду, подал пример своим подданным. Откуда ему это было известно? Например, он вполне мог быть одним из потомков Соломона, имевшего много жен и наложниц, многие из которых были царских кровей. Не исключено, что они были наставлены в основах веры. В Писании не сказано об их судьбах, но, согласно закону Торы, вдова могла вернуться в дом отца вместе с ребенком. И если царь Ниневии был потомком Соломона, то он знал, как поступить. Лично мне такое объяснение кажется наиболее вероятным.
Остается третий вопрос: чего Иона ждет? «И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал там себе кущу…» (Иона 4:5). Сидя в куще, Иона был крайне печален и молил Господа о смерти, ведь он предвидел, что в будущем именно народ Ассирии, спасенный от гибели благодаря его пророчеству, станет «жезлом гнева», которым Творец покарает Израиль. Пророк видел в этом свою вину. Переживания пророка по этому поводу очевидны, но не объясняют, почему он не уходит. Неужели правы те, кто полагает — Иона ждет, что Господь изменит решение и все-таки уничтожит только что раскаявшихся грешников? Вряд ли. Проблема обвинения в лжепророчестве тоже снята благодаря двойственному смыслу изреченного Ионой пророчества. Так в чем же проблема?
На мой взгляд, найти ответ нам помогут действия пророка, о которых мы только что прочитали: Иона ставит кущу. Помните, в начале статьи я упоминал предание, согласно которому Иона получил повеление от Господа идти в Ниневию в праздник Кущей? А этот праздник с древних времен ассоциируется у евреев с Царством грядущего Мессии. У пророка Захарии упоминается о том, что этот праздник будет праздноваться в этот период всеми народами (см.: Зах 14:16). Прибавьте к этому то, что у пророков нередко установление Царства Небесного увязывалось с покаянием язычников. Вот и получается, что, увидев признаки, предшествующие приходу Мессии, пророк делает вывод — время пришло. И подобно апостолам, увидевшим преображенного Иисуса, делает то, что считает необходимым, — строит кущу и ждет Его прихода.
1Раши (ивр.) — акроним от Рабейн Шломо Ицхак (наш учитель Шломо сын Ицхака) — 1040–1105, Труа.
2Комментарий Раши на Иона 1:3, 23.07.19 Электронный ресурс: https://toldot.com/rabbanim/rabbanim_24148.html (дата обращения 4 октября 2022 года).
Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org, wikimedia.org