Тема

Иона бен Амитай

Михаэль Каплан
Журнал/Архив/Номер 91/Иона бен Амитай
Иона бен Амитай

История Ионы — одна из самых необычных на страницах Священного Писания. Она настолько необычна, что были даже попытки представить его лжепророком. Но слава Богу, что, по Его милости, эта книга дошла до нас в составе пророческих текстов.

Кто же такой этот Иона? По косвенным признакам Иона, сын Амитая, как именует пророка еврейская Библия, был одним из пророков Израиля, несшим свое служение в период Первого Храма. Еврейская традиция сообщает нам, что отец Ионы Амитай происходил из колена Завулонова, а мать — из колена Асирова. Семья жила неподалеку от Сидона, в городке Сарепта, который известен тем, что в период трехлетнего голода там жил пророк Илия. Конечно, все помнят историю воскрешения пророком сына вдовы. Согласно иудейской традиции, им и был малолетний Иона. Дыхание Ионы уже пресеклось, однако молитва пророка сумела возвратить мальчика к жизни. После своего чудесного воскрешения Иона стал учеником Илии, а после вознесения Илии — учеником пророка Елисея, который и посвятил Иону в пророки.

Но обратимся от истории жизни пророка Ионы к его книге. Конечно же, как и в любом тексте Библии, в Книге Ионы мы находим множество уроков и полезных духовных наставлений. И я предлагаю найти ответы на три ключевых вопроса, которые возникают при чтении этой книги: почему Иоан бежит, почему Ниневия кается и чего ждет Иона в конце истории с покаянием Ниневии? Многие считают ответы на эти вопросы очевидными. Но очевидные ответы не всегда ответы верные.

Иона бен АмитайИлл. в книге сэра Остина Генри Лэйарда The Monuments of Nineveh.1853

Итак: почему Иона бежит? «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа» (Иона 1:1–3). Зачем он это делает?

Согласно распространенному мнению, Иона знал, что жители Ниневии покаются и Бог их простит, и не хотел этого. Почему же такой очевидный успех не устраивал пророка и побудил его бежать? Кто-то считает, что его презрение к ниневитянам было столь велико, что сама мысль об их спасении была ему противна. Другие считают, что Иона, будучи пророком, знал, что Израилю придется страдать от жителей Ниневии, и потому не хотел их спасения. Оба эти объяснения мне кажутся неубедительными, и вот почему. В иудаизме истинного пророка часто называют «мужем праведности» или «мужем справедливости». Такой высокий статус человек получает не случайно. Справедливый суд — естественное желание сердца пророка. Целью же справедливого суда в Библии всегда является покаяние. Другими словами, пророк однозначно должен хотеть покаяния язычников, тем более что их покаяние знаменует собой великое событие, о котором я скажу в конце статьи.

Вспомним хотя бы историю Моисея. Прегрешения народа в пустыне были столь велики, что Господь собрался его уничтожить и произвести от Моисея новый народ. Но пророк заступился за людей, желая дать им еще один шанс (см.: Чис 14:11–19). Это событие говорит о том, что пророк Всевышнего не может руководствоваться столь низменным мотивом, как ненависть. Это противно его природе. Но тогда получается, что у Ионы был иной мотив для побега.

В еврейской традиции есть предание, что Иона получил от Господа повеление идти в Ниневию, когда пришел в Иерусалим на праздник Кущей. Он должен был отправиться в ассирийскую Ниневию с предупреждением, что за грехи жителей их город будет разрушен. Но Иона однажды уже исполнял подобное поручение Господа: он ходил в Иерусалим предупредить его жителей о грядущем наказании. Тогда жители Иудеи искренне раскаялись, и исполнение грозного приговора было отложено. Радостно, конечно, только вот закон Торы гласит, что несбывшееся предсказание — признак лжепророка. Эта притча приоткрывает нам еще один возможный мотив бегства Ионы — страх. Ведь он точно знал, что Ниневия покается: «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2).

Иона бен АмитайФреска в Сан-Сигизмондо (Кремона, Италия)

Итак, Иона, зная о будущем покаянии ассирийцев, боялся обвинения в лжепророчестве, наказание за которое было очень строгим. Притом у него была еще одна причина для страха, пусть и менее очевидная. Иона опасался, что раскаются ассирийцы быстро, так как в отличие от евреев они не столь упрямы. И Всевышний может упрекнуть Свой народ, если тот, согрешив в очередной раз, в отличие от ассирийцев не поспешит покаяться. Такую идею косвенно подтверждает Новый Завет, в котором приведены слова Иисуса: «Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы» (Мф 12:41. НРП).

Итак, у Ионы две проблемы: первая — он рискует прослыть лжепророком, за что полагалась смертная казнь, и вторая — он понимает, как грядущая ситуация может обернуться против Израиля.Поэтому Иона решил уклониться от миссии в Ниневии и пустился в бега. Такая интерпретация его поведения — вполне легитимный мотив даже для «мужа справедливости».

Но зачем Ионе нужно было куда-то бежать? Ведь он мог просто отказаться от этой миссии. В поисках ответа на этот вопрос популярный комментатор иудаизма Раши1 выдвигает следующую версию. В древности считалось, что пророческое откровение имеет реальную силу только в Святой земле. Иона якобы решил бежать, полагая, что в другой стране оно будет недействительным2. Мне такое толкование кажется натянутым. Иона все-таки пророк Бога Единого. Более вероятно, что пророк, подгоняемый страхом, который боролся в нем с его природой, стремящейся к справедливости, понимает, что справедливость победит. Поэтому он и бежит подальше от Ниневии в надежде на то, что суд обрушится на грешников раньше, чем он сможет донести до них слово Всевышнего. Что ж, в этом он просчитался, Господь вернул его вовремя. Правда, Господу пришлось прибегнуть к помощи рыбы.

Но перейдем ко второму вопросу: почему жители Ниневии покаялись?

«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона, и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле» (Иона 3:1–6). 

На просторах интернета я натолкнулся на любопытную информацию. Якобы в наше время известны два случая, когда люди побывали в чреве большой рыбы и остались живы. В обоих случаях с кожным и волосяным покровом этих людей произошли необратимые изменения, и обе статьи упоминают, что они стали «бледны как смерть». Изменился ли внешний облик Ионы после его приключения в чреве рыбы, мы не знаем, об этом Писание умалчивает. Но, так или иначе, когда Иона стал ходить по городу, провозглашая: «Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена», народ стал каяться. В Синодальном переводе в этом стихе сказано «будет разрушена», но есть и вариант перевода этого выражения: «будет перевернута, опрокинута». То есть это пророчество имеет двойной смысл: если ассирийцы не покаются, то их столица «будет перевернута», как древние города Содом и Гоморра, а если покаются, то тогда «будет перевернута» жизнь людей в этом городе — от беды к добру, ведь именно это слово используется, когда речь идет о покаянии человека. Таким образом, пророчество Ионы в любом случае оказывалось правдой. Это избавило пророка от наказания за ложное пророчество, но не ответило нам на вопрос, почему Ниневия покаялась. 

Иона бен АмитайНиневия. Курган восточной городской стены (1990)

В Книге Ионы нет призыва к покаянию и не говорится, что Всевышний простит ниневитян, если они покаются. А значит, законен вопрос: откуда они знают о покаянии и прощении? Откуда они вообще знают, что именно им нужно делать? У язычников в основном другая схема взаимоотношений с богами: ты мне — я тебе, ты богу — жертвы и молитвы, он тебе — благословение. Однако мы читаем, что ассирийцы поверили пророчеству Ионы, раскаялись и постились. Почему? Есть три возможных объяснения. Первое: ниневитяне догадались, что им надо делать. Возможно, но странно, что описание их поста изобилует деталями, характерными для поста иудеев. Второе: они знали, что надо делать, в силу того, что были не совсем язычниками, но людьми, которых можно назвать богобоязненными. И тогда им были знакомы основы иудейской веры. В пользу этой теории говорят некоторые исторические исследования. Считается, что после Давида и Соломона культ поклонения Единому был распространен и среди окружающих Израиль народов. И есть третье объяснение, которое, кстати, не входит в противоречие со вторым. Текст говорит нам о поведении царя и его обращении к народу. Получается, что царь знал, что надо делать, и, подобно Давиду, подал пример своим подданным. Откуда ему это было известно? Например, он вполне мог быть одним из потомков Соломона, имевшего много жен и наложниц, многие из которых были царских кровей. Не исключено, что они были наставлены в основах веры. В Писании не сказано об их судьбах, но, согласно закону Торы, вдова могла вернуться в дом отца вместе с ребенком. И если царь Ниневии был потомком Соломона, то он знал, как поступить. Лично мне такое объяснение кажется наиболее вероятным.

Остается третий вопрос: чего Иона ждет? «И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал там себе кущу…» (Иона 4:5). Сидя в куще, Иона был крайне печален и молил Господа о смерти, ведь он предвидел, что в будущем именно народ Ассирии, спасенный от гибели благодаря его пророчеству, станет «жезлом гнева», которым Творец покарает Израиль. Пророк видел в этом свою вину. Переживания пророка по этому поводу очевидны, но не объясняют, почему он не уходит. Неужели правы те, кто полагает — Иона ждет, что Господь изменит решение и все-таки уничтожит только что раскаявшихся грешников? Вряд ли. Проблема обвинения в лжепророчестве тоже снята благодаря двойственному смыслу изреченного Ионой пророчества. Так в чем же проблема?

На мой взгляд, найти ответ нам помогут действия пророка, о которых мы только что прочитали: Иона ставит кущу. Помните, в начале статьи я упоминал предание, согласно которому Иона получил повеление от Господа идти в Ниневию в праздник Кущей? А этот праздник с древних времен ассоциируется у евреев с Царством грядущего Мессии. У пророка Захарии упоминается о том, что этот праздник будет праздноваться в этот период всеми народами (см.: Зах 14:16). Прибавьте к этому то, что у пророков нередко установление Царства Небесного увязывалось с покаянием язычников. Вот и получается, что, увидев признаки, предшествующие приходу Мессии, пророк делает вывод — время пришло. И подобно апостолам, увидевшим преображенного Иисуса, делает то, что считает необходимым, — строит кущу и ждет Его прихода.

1Раши (ивр.) — акроним от Рабейн Шломо Ицхак (наш учитель Шломо сын Ицхака) — 1040–1105, Труа.
2Комментарий Раши на Иона 1:3, 23.07.19 Электронный ресурс: https://toldot.com/rabbanim/rabbanim_24148.html (дата обращения 4 октября 2022 года).

 

Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org, wikimedia.org

Работает на Cornerstone