Мир Библии

Прошлое, устремленное к будущему

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 91/Прошлое, устремленное к будущему
Прошлое, устремленное к будущему

Послание к Евреям содержит определение слова «вера»: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). В силу своей краткости оно звучит загадочно, требует развернутого пояснения. В каком смысле осуществляется «ожидаемое», что именно? А вера как уверенность, с точки зрения стилистики, не вполне безупречна: определение не дают однокоренными словами. Вот как выглядит этот стих в трех разных вариантах: перевод этого стиха, затем пересказ и напоследок — конспективная передача, пересказ пересказа (все это в моем переводе. — И. Л.).

Перевод: «Вера раскрывается в неколебимой надежде на вещи, которые уже существуют, но пока еще невидимы».

Пересказ: «Вера состоит в неколебимой надежде на существующие вещи, которые пока еще невидимы».

Конспект: «Вера находит себя в надежде на осуществление подлинных, но пока еще невидимых вещей».

Мы еще вернемся к этому стиху, а пока нам нужно разобраться, что это за Послание к Евреям апостола Павла.

Письмо к евреям начинается без обычных начальных строк письма, где, как правило, говорится об отправителе и адресате, поэтому здесь и нет данных об авторе. Из-за того, что по языку и содержанию оно явно отличается от других новозаветных писем, трудно однозначно установить, кто его написал, поэтому некоторые исследователи сомневаются в авторстве апостола Павла. В любом случае у автора этого послания, судя по его языку, хорошее эллинистическое образование, и это известная в то время духовная личность (может быть, из Рима; ср.: 13:24). В числе возможных авторов наряду с Павлом называют Варнаву, Стефана, Силу или Аполлоса. По некоторым отрывкам (см.: 8:13; 9:9) предполагают, что во время написания письма Храм в Иерусалиме еще не разрушен, то есть оно написано до 70 года по Р. Х., предположительно в 67 году, после смерти Петра и Павла, во время преследования христиан римским цезарем Нероном.

Первыми адресатами этого письма, очевидно, были христиане из иудеев. Перед лицом гонений (см.: 10:32–34) возникло опасение, что они могут отпасть от веры (см.: 10:35), возвратиться в иудаизм (см.: 10:39). Письмо серьезно предостерегает их от возможности отпадения, поскольку они еще не достигли значительных успехов в вере (см.: 6:6; 10:29; 12:25). Для верующих из иудеев сложность состояла еще и в том, что их лишали корней: они теряли свою уже теперь неявную родину иудаизма, а в языческой античности не чувствовали себя как дома.

По мнению автора, послание было в целом «словом наставления» (13:22; здесь и далее цитируется мой перевод Послания к Евреям. — И. Л.). Фактически все части этого письма содержат наставления или призывы, увещевания: «приложим старание…» (4:11), «не отступайте от своей смелости…» (10:35), «мы… устраним все преграды и отринем держащий в тисках грех, чтобы со стойкостью устремиться…» (12:1), «восстановите силу в ваших уставших руках и ослабевших коленях» (12:12), «не пренебрегайте долгом гостеприимства» (13:2).

Но наряду с призывами здесь предлагается широкий круг богословских и поучительных мыслей. Больше, чем в других книгах Нового Завета, в послании содержится много разных ссылок, аллюзий на ветхозаветные отрывки и дословных цитат из них. Чаще речь идет о ветхозаветном культе, о жертве, примирении и священстве, при этом Иисус Христос показывается более превосходным, чем в Ветхом Завете, истинным Первосвященником. Через Свою однажды и навсегда пережитую жертвенную смерть Он совершил вечное искупление (см.: 9:12). Ветхозаветные события, личности и места толкуются как прообразы Христа и Нового Завета: в Иисусе завершаются все ветхозаветные Божественные откровения (см.: 1:1). Мелхиседек, например, выступает, прообразом Христа (см.: 5:10; 7:11 слл.), Скиния, переносной храм-шатер иудеев, — образ небесного Святилища (см.: 9:1 слл.), а закон — «лишь смутное очертание, земная тень того доброго, что должно было прийти со Христом» (10:1 слл.), то есть тех вещей, которые осуществились через спасение во Христе Иисусе.

Теперь о вере, которой посвящена 11-я глава, одна из замечательных апологий всех времен. Это такая хронология подвигов, совершенных подвижниками веры. Живя с опорой на невидимые силы, древние люди стали известными, обрели признание Божье. Собственно, благодаря вере мы и знаем, что весь этот мир был создан и существует могуществом Божьим, а также Его Словом. Словом в других местах Писания назван Сам Христос (см.: Ин 1:1–3, 14). Именно Им было все устроено и все Им стоит (см.: Кол 1:15–17).

В числе первых героев веры перечислены допотопные личности: Авель, Енох и Ной. Авель назван праведным, потому что принес Богу совершенную жертву из лучшего приплода своих овец, он был пастухом. Здесь нужно пояснить, что это значит. После грехопадения первая чета оказалась за пределами рая. Бог дал Адаму и Еве повеление приносить жертвы. Уже в главе 3 Книги Бытие рассказывается, что Господь одел человека в одежды кожаные, то есть в шкуры. Где Он их взял? В день грехопадения умерло жертвенное животное. Это был день смерти, но смерти заместительной. Бог продолжает заботиться о своем творении. Во-первых, он прикрывает наготу грешников и спасает их от стыда (вероятно, набедренные повязки из листьев не очень-то помогали), а во-вторых, Бог дает надежду. И эта надежда двухчастная: о грехах будет напоминать устанавливаемая система жертвоприношений; это будет прообразом искупления от грехов в грядущем на землю Мессии, Христе, и Его жертвенной смерти за человечество на кресте. Каин принес плоды земли, тогда как Авель повторил за Богом принесение жертвенного животного, а затем, погибнув от руки брата, стал прообразом Христа.

Енох, потомок Адама, был первым человеком, который не умер, как все. Однажды его не стало: он прожил положенное ему время, а потом, не увидев смерти, оказался в ином мире, у Бога — его забрали в мир запредельный. Позднее в Библии описывается еще один такой случай, с пророком Илией, который на огненной колеснице и огненных конях в вихре вознесся на небо (см.: 4 Цар 2:11). Из этого делается вывод: «невозможно обрести Божью благосклонность без веры: нужно верить в подлинное существование Бога, в то, что Он воздает всем стремящимся к Нему» (Евр 11:6).

Подвиг Ноя состоит в действенном служении: по прямому повелению Божьему он построил ковчег, корабль для спасения всей своей семьи (жены и трех своих сыновей с их женами) от вод потопа. Драматизм этой истории в том, что потопа до этого никогда еще не было — Ной поверил слову Бога и не отступал от него. Само строительство ковчега было проповедью окружающему миру, а за это Ной был назван праведным.

А затем в Послании к Евреям говорится об Аврааме, отце всех верующих. И здесь описываются два его решительных действия: сначала он покинул родину своих предков и устремился в чужую землю, не зная, что его там ждет, полагаясь только на обещание Божье, что у него будет много потомков. У Авраама родился только один сын от его жены Сарры, Исаак. Именно этот сын участвовал в великой драме на горе Мориа, где Господь велел отцу принести его в жертву. Авраам верил Богу, когда шел на эту гору: если Исааку суждено умереть, то Бог силен и воскресить его из мертвых… Бог знает, как исполнить обещание, данное Его верным детям. Эту веру в лучшее Авраам передал своим детям, которые, в свою очередь, рассказывали о ней своим потомкам.

И вот уже Моисей выводит из Египта Божий народ и происходят чудесные события Исхода: Пасха, переход через расступившееся Красное море по сухому дну, необычайное падение Иерихона, спасение верующей Раав…

Много было разных героев, автор Послания к Евреям перечисляет их имена (Гедеон, Самсон, Давид…), а затем только намекает, о чем еще можно было бы рассказывать: «как они верили и побеждали царства, действовали справедливо, получали обещанное Богом, закрывали пасти львам» (11:33). Библия — интереснейшая книга.

Нам есть куда стремиться, нам есть откуда черпать опыт веры. Кто-то говорит, что вчерашний опыт не может поддерживать бесконечно, нужно жить сегодняшним. И это верно, но лишь отчасти. Когда Господь давал Своему народу Десять заповедей, то напомнил им, как некогда Он вывел их из Египта, из дома рабства. Это немеркнущее деяние Божьего водительства.

Мы не можем забыть подвига нашего Господа Иисуса, пострадавшего на кресте, мы живем, «не отводя взгляда от первопричины и движителя веры Иисуса. Он вместо того, чтобы пребывать в надлежащей радости, перенес крестные страдания, невзирая на бесчестие, а затем воссел справа от престола Божьего. Поразмышляйте о Том, Кто выдержал такую неприязнь к Себе от грешников, чтобы не ослабеть вам и не сдаться только при мысли об этом» (12:2, 3).

И далее следует призыв: «Потому восстановите силу в ваших уставших руках и ослабевших коленях и проложите прямой путь для ходьбы, чтобы те, кто пойдет за вами, даже хромая, не споткнулись и не упали, а могли идти уверенней. Ищите мира со всеми людьми, обретайте святость, без которой нельзя увидеть Господа» (12:12–14). И это возможно только благодаря вере и тому прошлому опыту, который ведет нас в небесное будущее.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone